Особняк Каншина. Фото: Артем Килькин/kpmedia.ru
В Санкт-Петербурге парадная – это не просто вход в дом, а портал в другую эпоху: здесь каждый лепной грифон, витраж и камин хранят истории аристократов, купцов и революций. За неприметными дверями порой скрываются дворцы из плитки, мрамора и ковки, пережившие коммуналки и дожившие до наших дней. Мы собрали 15 лучших парадных Санкт-Петербурга 2025 года – от доступных посетителям до закрытых, но оттого более интересных.
Забудьте про серые подъезды – парадная особняка Каншина встречает небесно-голубыми стенами с белой лепниной, кариатидами и купидонами, будто перенося из питерского переулка в малый Эрмитаж. Построил его в 1860-м архитектор Густав Барч для откупщика Василия Каншина. Сборщик питейных налогов подарил дом дочерям. После революции здесь располагались коммуналки, а сейчас – школа джаза, фотостудия и кафе, чудом сохранившие интерьеры эклектики.
Интересно, что здесь снимали «Счастливые дни» Алексея Балабанова. В 2020-х стены вернули исторический голубой оттенок после реставрации – лепнина блестит, перила сияют, только современные пластиковые двери вызывают диссонанс. Вход полностью свободный – дверь всегда открыта благодаря множеству коммерческих организаций. Кроме того, эта парадная одна из самых фотогеничных в городе: голубой цвет особенно эффектно выглядит при дневном свете.
Двухъярусная ротонда дома Евментьева – пример классицизма конца XVIII века с пластической переделкой 1856 года, выполненной архитектором Георгием Винтергальтером. Ее часто называют одним из самых мистических мест Санкт-Петербурга. Представьте: обычная петербургская парадная, обычная железная дверь со скрежетом доводчика. А за ней – воздух, словно наполненный древней энергией. Если верить городской легенде, здесь проводились масонские ритуалы, а сам дом принадлежал члену тайного общества графу Андрею Зубову. Правда это или нет – загадка, но атмосфера здесь загадочная: гостей встречает чугунная лестница со сквозными ступенями, едва видимое окно, выходящее в темный колодец двора, и полумрак, в котором колонны кажутся то близко, то далеко.
В 2020‑х годах интерьер парадной аккуратно расчистили и частично отреставрировали. Попасть внутрь можно через двор: для этого нужно зайти со стороны Гороховой или Фонтанки, позвонить и договориться с консьержем. Еще один способ — записться на экскурсию. Стоит помнить, что это жилой дом, поэтому важно вести себя уважительно.
На Большой Морской располагается шестиэтажный шедевр северного модерна. Здесь каждый сантиметр парадной говорит о начале XX века: барельефы времен года с оленями и северным сиянием, уникальные витражи тиффани (каждое окно – своя композиция), керамические печи из Финляндии и Германии, черная плиточная печь у входа. Здание возвели в 1907-м году для страхового общества «Россия» архитекторы Василий Ильяшев и Александр Гимпель, а эскизы для фасада и барельефов нарисовал сам Николай Рерих – редкий случай, когда великий художник работал над доходным домом.
Сейчас в здании располагается музей «Росфото», не только сохранивший интерьеры, но и проводящий по ним экскурсии, показывая печи, камины наряду со «внутренностями» старинных фотоаппаратов. Пространство полностью открыто – музей работает ежедневно с 11:00 до 20:30. Билет в него стоимостью от 250 до 400 рублей дает доступ ко всем залам и парадной. Этот вариант идеально подойдет для тех, кто хочет не просто сделать красивые фото, но и познакомиться с историей фотографии.
Вы когда-нибудь выпивали в парадной дома, построенного в 1906-ом году? Бар «Витя» в Санкт-Петербурге работает с 2022-го. Его концепция разрушает все правила: здесь гостей встречают интерьеры с массивной люстрой на высоком потолке с лепниной, фундаментальной лестницей из песчаника, кованой дверью шахты лифта (теперь ставшей винным шкафом), стенами с пробоинами в штукатурке и граффити. Посетители входят в парадную доходного дома Пантелеймона Бадаева, заказывают коктейль с креативным названием или настойку, садятся прямо на лестнице или у входной двери – и вот уже забывают, что находятся в придуманном пространстве.
Меню написано от руки на старинной стене: из еды – только легкие закуски, в основе – оригинальные коктейли и тринадцать сортов настоек. Бар работает по вечерам с 18:00 до 01:00 (в пятницу и субботу до 03:00). Вход с улицы. Средний чек – 1 500 – 2 000 рублей. Лучше заглянуть сюда вечером, чтобы прочувствовать весь антураж заведения.
Если вы думали, что Петроградка – это только коммуналки и скромные фасады, загляните на Каменноостровский, 44б. Здесь стоит монументальный доходный дом 1913–1914 годов, построенный эмиром Бухарским Сеид Абдулахад-ханом для сына Сеид Алим-хана – последнего правителя Бухары. Архитектор Степан Кричинский (тот самый, что строил Соборную мечеть) облицовал фасад редчайшим шишимским мрамором с Урала – единственный случай в Санкт-Петербурге, где этот камень использовали для всего здания сразу. Внутри сохранились лепнина, напольная плитка, кессонированные своды в вестибюле, оригинальные двери парадной №1. Фасад реставрировали в 2009-м, интерьеры до сих пор хранят дух богатого столичного дома.
Парадная №1 открыта со стороны проспекта (справа от бара Darmagi, домофон 3 или колокольчик). Доступ ограничен – лучше заранее записаться на экскурсию в квартиру №3 (4-й этаж, парадная анфилада с лепниной). Самостоятельный осмотр вестибюля возможен, но жильцы могут попросить не подниматься выше. Это редкая возможность увидеть Петроградку глазами бухарского эмира – монументальную, экзотическую, не похожую на центр.
На улице Чайковского в городе на Неве можно найти дом, каждая деталь парадной говорит о том, что здесь жили люди особого масштаба. Архитектор Владимир Серков перестроил его в 1873 году в стиле неоренессанса для военного историка и генерал-майора Виктора Абазы – того самого, кто в 1880-х написал монументальную «Историю России для народа» в пяти томах. На фасаде до сих пор видна монограмма владельца – голова лося, увенчанная женским бюстом, редкий и загадочный герб.
Внутри – растительные орнаменты, фигурки резвящихся путти, кованые железные перила лестницы, отделенные от портала широкими пилястрами. Стены светлые, спокойные, после капитального ремонта. Вход сюда свободный, дверей с замками нет. Убранство хорошо сохранилось – это одна из немногих парадных на Чайковского, куда можно спокойно зайти и подняться на несколько этажей, чтобы рассмотреть все детали. Особенно атмосферно здесь в дневное время – свет из окон ложится на кованые перила, делая их еще выразительнее.
Единственная парадная в Санкт-Петербурге, вход в которую расположен не в центре, а слева от холла – это особняк Фадеева (доходный дом Серебряковой). Борис Гиршович перестроил его в 1900 году в стиле необарокко для жены полковника Ольги Серебряковой. Здесь жили аристократы – граф Лорис-Меликов, князь Святополк-Мирский, даже посольство Швеции в 1910-х. Справа перед лестницей стоит скромный камин. Входная группа сохранилась идеально, а светлая дверь на первом этаже справа не перекрашена в советский коричневый – редкость для таких домов.
Правая парадная открыта в часы работы школы гражданской обороны на 2-м этаже (в будни с 9:00 до 18:00). Вход свободный для посетителей, выше — жилые квартиры. Особого внимания заслуживает тамбур со сводами – именно здесь начинается история аристократического дома, пережившего революции.
Ее называют «Ромашкой» – и стоит только войти, как сразу становится понятно, почему. Желтые стены, белая розетка купола, и вот уже кажется, что находишься внутри большого полевого цветка. Архитектор Гавриил Барановский построил этот дом в 1892 году для Григория Елисеева, среднего сына купца. Здание спроектировано как шедевр: винтовая лестница вокруг шахты лифта, заканчивающаяся куполом со сквозным остеклением – редкое инженерное решение для конца XIX века. В этой самой шахте когда-то стоял первый в Санкт-Петербурге паровой лифт. Лифта давно нет, но шахта осталась, как память о времени, когда город активно осваивал технологию. Двери в квартиры отлично сохранились, хоть и все разные – словно каждая семья оставила свою подпись.
Вход в парадную платный – консьерж попросит примерно 130 – 150 рублей (деньги идут на содержание дома). Жильцы оживили подоконники цветами, а на лестничных площадках расставили кресла и зеркала – это придает ей уют советских времен, смешанный с дореволюционной архитектурой. Днем свет падает сквозь купол на винтовую лестницу, благодаря чему все выглядит как декорация к историческому фильму.
Гигантский шестиэтажный комплекс на углу Петроградки выходит фасадами сразу на три улицы – Большой проспект Петроградской стороны, набережную Карповки и Петропавловскую. Архитектор Василий Вейс построил дом в 1911–1912 годах в стиле модерн для общественной деятельницы Александры Барановской. Светлая керамическая плитка на фасаде, минимум декора снаружи, зато внутри несколько парадных с печами Ракколаниокского завода (модель №66), лепниной, витражами и висячей галереей на втором этаже – первый подобный случай в городе.
Вход в парадные со стороны Большого проспекта или Карповки (некоторые открыты, в другие можно пройти с жильцами). Искать нужно среднюю парадную по Большому проспекту (лестница №1) или по Петропавловской (лестница №7) с печами и лепниной. Осмотр целиком займет 15 минут – это редкий шанс увидеть Петроградку глазами дореволюционных жильцов.
Садовая, 55–57 – это не просто дом, а настоящий приют мифических существ: на фасаде здесь грифоны, химеры, совы, летучие мыши и демоны, а внутри парадной – гранитные колонны, кессонированные своды вестибюля, лепнина с растительными орнаментами и барельефы, напоминающие европейские ратуши. Архитектор Александр Лишневский построил здание в 1904–1906 годах в смешанном стиле модерна и псевдоготики специально для городских учреждений. Отсюда монументальность и стражи на стенах, словно охраняющие административные тайны.
Парадная открыта и зайти в нее можно свободно в часы работы находящихся здесь организаций. Есть возможность подняться вплоть до седьмого этажа, фотографируя завораживающие детали. Заглянуть сюда можно целенаправлено или и для короткой паузы между делами в центре.
Дом на Гороховой, перестроенный в 1911 году архитектором Николаем Веревкиным для страховщиков от пожаров (саламандра – символ огнестойкости), поражает парадной неоклассицизма. Лестница со светильниками-купидонами, массивный тамбур с входными дверями, оригинальная люстра, лепнина на потолке, кованые перила – все сохранено почти полностью. После революции здесь размещались ОГПУ, МГБ (где учился бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев), роддом, а сейчас — поликлиника № 37 и центр по лечению гемофилии. Парадная стала коридором медицины, но роскошь никуда не делась.
Вход сюда свободный в часы работы поликлиники (в будни с 08:00 до 16:00). Зайти можно как посетитель и подняться до второго этажа. Прогулку можно совместить с посещением ротонды (Дом Евментьева), располагающейся на этой же улице.
Доходный дом Перцова — самый большой доходный дом Северной столицы, где два симметричных шестиэтажных корпуса архитекторов Галензовского и Претро (1910–1912) образуют парадный двор-курдонер глубиной 100 метров. Стиль модерн расцвел здесь пилястрами, лепниной с цветочными букетами и медальонами на потолках и стенах, коваными решетками лестниц, отреставрированными до блеска – стены белые с барочным флером, полы с метлахской плиткой. Заказчиком был купец Александр Перцов, продавец вина и кофе. После революции здесь располагалось общежитие, а сейчас это жилой комплекс с офисами и Vertical Hotel, но парадные сохранили свою оригинальность.
Несколько парадных открыты ежедневно с 10:00 до 22:00 – вход свободный через главный двор (со стороны проспекта). Выбрать маршрут можно по душе или посмотреть все сразу – экскурсию удобно совместить с визитом в ТРЦ «Галерея» или на Московский вокзал.
Холл парадной на Рубинштейна, 20 – как декорация к фильму о Санкт-Петербурге: справа камин в плитке с маской льва и двумя колоннами по бокам, на окнах витражи разной конфигурации, лепнина под потолком в хорошем состоянии. Гражданский инженер Сергей Баранкеев построил дом в 1901 году. В 1960-е здесь жил драматург Александр Володин (автор «Пяти вечеров» и «Осеннего марафона»), а сейчас на втором этаже уже несколько лет базируется DUO Asia – один из лучших азиатских ресторанов в городе по версиям премий. Заведение спасло парадную от забвения и сделало ее доступной.
Вход свободный во время работы DUO Asia (ежедневно с 13:00 до 23:00, по пятницам и субботам до 01:00). После изучения антуража можно заказать себе кофе или коктейль как приятный бонус – идеально для гастрономической паузы на главной барной улице Северной столицы.
Одна из самых идеально сохранившихся парадных Санкт-Петербурга расположена на 2-й Советской, 10б. Здесь немецкая керамическая плитка начала XX века до сих пор блестит белыми лилиями и кувшинками, словно ее выложили вчера. Архитектор Александр Хренов построил дом в 1905 году для Григория Бернштейна, директора «Строителя», на сквозном участке (3-я Советская, 9). Ниши со скамейками между этажами, мелкие цветочные детали на первом этаже, типовая, но безупречная отделка – эталон модерна.
Парадная закрыта магнитным замком – нужен код или договоренность с жильцами/консьержем, чтобы ее увидеть. Усилия стоят того – это музейный уровень сохранности в центре города.
Три минуты пешком вверх по улице Рубинштейна – и вы оказываетесь в совсем другой парадной. Здесь все нарочито компактно: узкий вход, крутая лестница, небольшие площадки. Зато над головой настоящая «военная» лепнина с мечами, щитами, лавровыми венками и шлемами, как в парадном зале офицерского собрания, только в уменьшенном масштабе.
Построенный в 1897 году архитектором Вадимом Стаценко для герцога Мекленбург-Стрелицкого (правнука Павла I) доходный дом пережил меблированные комнаты «Дворянское гнездо», мастерскую по ремонту баянов, первую булочную и советский быт. Сейчас здесь жилые квартиры и несколько небольших заведений, но парадная сохранила дореволюционный характер. Вход обычно не запирают: можно тихо зайти, подняться на пару пролетов, рассмотреть рельефы на потолке и стенах, а потом продолжить прогулку по оживленному району.
В XVIII веке каменные дома в Санкт-Петербурге строили для знати – с парадным входом с улицы для гостей на экипажах и лодках, и черным ходом со двора для прислуги. После революции в доходных домах сохранили оба входа: парадные для престижных квартир на улицу, черные – для остальных. В отличие от Москвы, где советская архитектура упростила все до одного «подъезда», питерские традиции дожили до наших дней.
Точных цифр нет – в центре около 10 000 доходных домов с парадными, но многие закрыты, отреставрированы или перестроены. На карте сайта проекта «Парадные Санкт-Петербурга» нанесено около 500 лучших, а в историческом центре их тысячи – каждый дом может иметь от 2 до 10 парадных.
В конце XIX – начале XX века в Санкт-Петербурге массово строили доходные дома на 4–6 этажей с десятками квартир, и парадная становилась главным «холлом» для всех жильцов, а не узким служебным коридором. Ее делали широкой и высокой (потолки 3,5–5 метров), с запасом света и воздуха, чтобы подчеркнуть статус дорогих квартир и произвести впечатление на съемщиков: чем представительнее вход и лестница, тем дороже можно сдавать жилье.
Уникальный бар «Витя» на Восстания, 19 (угол Жуковского) – первый полноценный бар прямо в парадной доходного дома Бадаева 1906 года. Посетителей впечатляют кованая дверь лифта в качестве винного шкафа, граффити на стенах, меню на штукатурке – коктейли вроде «Важно оставаться человеком-пауком» и «Сам решу-у-у» среди лепнины модерна.