Двор дома Бака. Фото: Алексей Булатов
Санкт-Петербург невозможно понять, не заглянув в его дворы. За строгими фасадами прячется целая вселенная — от колодцев, в которых эхом звучит гул города, до уютных дворов с кошками и чугунными деревьями. Здесь рождалась музыка Бориса Гребенщикова, снимались сцены культовых фильмов, писатели искали вдохновение, а художники — свет, который можно поймать только под питерским небом. Афиша КП расскажет о 20 самых необычных и знаменитых дворах Санкт-Петербурга, куда интересно сходить на экскурсию.
Дворы-колодцы — одна из визитных карточек города на Неве. Появившиеся еще в Петровскую эпоху скрытые от глаз пространства между фасадами сегодня превратились в «музеи под открытым небом». Узкие, полутемные, с эхом шагов и отблесками света на стенах дворы давно вдохновляют художников и романтиков. Мы собрали самые интересные из них — для тех, кто хочет увидеть скрытую сторону города и почувствовать его настоящую глубину.
Дом «сахарного короля» Леопольда Кенига XIX века известен тем, что здесь жила семья Николая Рериха. Здание расположено между двумя другими строениями и сохранило черты городской архитектуры конца 1800-х. Крошечный, площадью всего 1,5 х 2 метра, «Двор духов» считается одним из самых загадочных мест Санкт-Петербурга. Говорят, здесь живут добрые духи, охраняющие старые стены. А если поднять взгляд к узкой полоске неба и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 15 / 4-я Линия Васильевского острова, 5
Доходный дом 1912 года с двумя парадными был спроектирован инженерами Дальбергом и Кохендерфером. Угловая планировка позволила скрыть сразу три двора-колодца, которые сохранились практически в первозданном виде. Эти глубокие внутренние пространства высотой около 18 метров производят слегка жутковатое впечатление – стены создают своеобразную игру света и тени, которая формирует ощущение тишины и отрешенности.
Адрес: Кронверкский проспект, 67 / Татарский переулок, 2 / Мытнинский переулок, 13
Это место называют «двором-котиком» из-за необычной формы, напоминающей кошачью голову. Треугольное здание на улице Рубинштейна когда-то было доходным домом. В нем всего шесть квартир, рассчитанных на состоятельных горожан. Первый этаж традиционно занимали магазины. До сих пор внутреннее пространство хранит дух города XIX века.
Адрес: ул. Рубинштейна, 40. Проход через ворота с домофоном слева от кафе «Бекицер»
Здание с исторической аптекой доктора Пеля привлекает туристов не только фасадом, но и внутренним пространством. Узкий двор-колодец примечателен высокой вытяжной трубой, которая когда-то обслуживала лабораторию аптекаря. С ней связано множество городских легенд. Петербуржцы прозвали трубу «башней грифонов» — по преданию, мифические стражи охраняют здесь тайны доктора Пеля.
Адрес: Днепровский переулок, 3
Во внутреннем дворе фигурного здания XIX века купца Устинова скрыт уникальный кольцевой дом. Его форма долго порождала мифы о масонских ритуалах, однако на самом деле конструкция отражает практическое желание встроить максимальное количество жилых и коммерческих помещений в ограниченное пространство.
Согласно городской легенде, во дворе этого дома исполняются самые заветные желания — стоит лишь встать в центре и посмотреть вверх. Есть и еще одна любопытная деталь: когда-то здесь жили родители Александра Пушкина. Хотя двор считается закрытым, пройти в него можно через офисные помещения.
Адрес: Набережная реки Фонтанки, 92
История здания начинается с середины XVIII века, когда на участке стояло одноэтажное имение портного Каспара Гриля. К 1905 году здесь возвели новое шестиэтажное здание в стиле модерн, после того как участок перешел в собственность страхового общества «Россия», уже владевшего соседними домами.
Внутри дома спрятаны сразу два двора-колодца — один вытянутый, в форме стрелы, другой крошечный, всего метр на метр. Там разместились уютные заведения, которые наполняют пространство жизнью, поэтому попасть во двор не составляет труда.
Адрес: ул. Большая Морская, 35
Саввинское подворье, построенное в 1907 году архитектором Иваном Кузнецовым, сочетает элементы модерна, барокко и традиционного русского стиля. Изначально задуманное как конторско-гостиничный комплекс здание сочетает декоративную изысканность с практичностью, благодаря чему двор приобретает почти сказочный облик.
Внутренний шестиугольный двор «полтора на полтора» отличается камерностью: высокие стены словно сжимают пространство, создавая ощущение погружения в архитектурный колодец. Доступ во дворик открыт каждому.
Адрес: ул. Тверская, 6, стр. 6
Доходный дом Занина, построенный в 1916 году, удивляет восьмиугольной архитектурой, а двор повторяет эту форму. Легенды связывают ее с символикой рыцарей Мальтийского ордена, но вероятнее всего архитектор использовал нестандартный план для плотной застройки.
В центре внутреннего пространства размещен необычный арт‑объект — чугунное дерево без листвы с крохотной птичкой на ветке. Туристы приходят сюда ради фотографий. Вход во двор свободный, найти его легко — он рядом с пекарней.
Адрес: Малый пр. Петроградской стороны, 1, лит. Б
Этот двор, который еще называют Стеклянным, спрятан на Почтамтской улице, совсем рядом с Исаакиевским собором. Он занимает второе строение от угла, и можно легко пройти мимо, если не знать, куда смотреть. Внутри арка открывает вид на аккуратный, почти камерный дворик, где отражения на стеклянных поверхностях играют с солнечным светом.
Этот двор появился при открытии новой штаб-квартиры компании «Газпром Нефть» и был разработан итальянским архитектурным бюро, которое до этого работало над историческим районом Милана и проектами для дома моды Dolce & Gabbana. Более тысячи зеркальных стекол, расположенных под разными углами, отражают свет и создают глубокую перспективу. Отражения складываются в переливающийся калейдоскоп, позволяя увидеть себя во множестве образов и одновременно потеряться в пространстве.
Внутренний дворик Академии искусств превратился в яркий шедевр благодаря работе художника Владимира Лубенко и его учеников. Стены зданий, скамейки и даже детская площадка здесь покрыты цветной стеклянной мозаикой, а пространство дополняют мозаичные скульптуры.
Каждый элемент здесь продуман: цвета, фактуры и формы создают ощущение целостного художественного замысла. Чтобы попасть во двор, дойдите до пересечения улицы Чайковского с набережной Фонтанки, найдите дом № 2/7 и войдите в двор справа. По ходу движения к Фонтанке справа заметите мозаичный детский городок, а затем откроются остальные арт‑объекты.
Доходный дом инженера Бака – пример смешения русской эклектики, модерна и рококо. Он выделяется розовым мрамором в облицовке и воздушными галереями. Туристы мечтают попасть сюда, чтобы рассмотреть тщательно продуманный внутренний двор.
Пространство впечатляет гармонией архитектуры и декоративных деталей, где каждая мелочь отражает вкус и статус жителей XIX–XX веков. Однако с 2021 года двор недоступен для посещения, закрыт отдельными воротами. Попасть внутрь удалось фотографу Комсомольской правды удалось лишь с помощью управдома — для представителя СМИ сделали исключение.
Этот дворик превращен в шахматную площадку под открытым небом: металлические ферзи, короли и пешки достигают почти половины роста взрослого человека. Дети рассматривают их снизу вверх, словно в мире великанов.
Окна двора с игровой инсталляцией украшены витражами на шахматную тему, а вокруг площадки расположены большие игрушечные автомобили, в которые любят залезать малыши. Попасть во двор можно, позвонив в домофон музея Римского‑Корсакова — вам непременно откроют.
Жители домов на Итальянской улице решили преобразить свой двор и пригласили художника, который создал на стенах изображения Венеции и Рима, солнечного неба и архитектурных деталей. Центральное место занимает граффити с Колизеем, а под ним установлен небольшой фонтан, дополненный металлическим деревом с яркими алыми цветами.
Рядом можно увидеть живописные каналы с красочными домами, а окна домов украшены рисунками и ставнями. Дворик благоустроен, здесь есть скамейки и детская площадка, летом пространство утопает в зелени. Ворота обычно закрыты, но попасть внутрь можно, дождавшись местных жителей или позвонив в одну из организаций во дворе.
Флигель на улице Молдагуловой украшен картинами в духе импрессионизма. Воздушный шар, Эйфелева башня, старинные улочки и застывшие коты словно переносят посетителей в Париж. Несмотря на компактность, пространство насыщено визуальными деталями, которые делают двор ярким и легко запоминающимся.
Существует легенда о паре, чей первый поцелуй состоялся в этом дворе: считается, что им предначертана счастливая история любви. Попасть внутрь желающим удается с помощью дружелюбных жильцов дома.
Во дворе бизнес-центра «Обводной Двор» установлен реалистичный бутафорный вагон метро, въезжающий в стену здания. Граффити на стене воспроизводят детали метрополитена, а рядом висят часы, показывающие время и температуру, создавая ощущение маленькой городской сцены.
Пространство доступно для прогулок после небольшой экскурсии вдоль Обводного канала. Контраст между историческим каналом и современным арт-объектом привлекает внимание туристов и горожан, превращая двор в интерактивное место для наблюдения и фотографий.
Вход во двор Пале-Рояль проходит через тройную арку жилого дома на Литейном проспекте. Здесь чувствуется отрешенность от городского шума. Пространство оформлено старинными фонарными столбами и фонтаном с чугунной скульптурой «Рождение Венеры» работы Матюрена Моро, выполненной на заводе Франца Сан-Галли. Композиция сохраняет гармонию архитектуры и зеленых насаждений.
Сад Сан-Жермен долгое время служил местом для прогулок творческой интеллигенции, которая и дала ему французские названия.
Двор дома на улице Блохина давно стал местом паломничества поклонников отечественного рока. В подвале этого здания во второй половине 1980-х работал кочегаром Виктор Цой, а стены двора теперь покрыты граффити и маркерными посланиями фанатов, посвященными музыканту. Пространство сохраняет дух питерского стрит-арта и остается живой частью городской культуры.
Сегодня «Камчатка» — не просто двор, а настоящая галерея под открытым небом. Новые работы уличных художников появляются здесь постоянно, а каждый уголок хранит историю поклонников группы «Кино» и музыкальное наследие города. Добраться сюда просто: от метро идите около 10 минут по улице Блохина в сторону уменьшения нумерации домов, вход со двора.
Уютный уголок на Васильевском острове, посвященный японскому аниматору, в 2023 году переехал в Петроградский район. Его наполнили фигурки персонажей Миядзаки — Тоторо, Поньо, Кики, Кальцифер, Котобус и Пугало‑Репка.
Идея принадлежит актерам уличного театра «Небесные бродяги», которые оформили двор так, чтобы каждый посетитель мог пройтись между любимыми героями. Место стало мини-арт-пространством для прогулок и съемок. Попасть во дворик можно, пройдя насквозь через ДК Крупской.
Во дворе арт‑центра «Пушкинская‑10» появилась необычная городская локация: «Улица Джона Леннона». Инициатива ее создания принадлежит местному поклоннику группы, Николаю Васину, который разместил табличку-указатель со стрелкой, указывающей в небо. Так в самом центре Санкт-Петербурга возникла миниатюрная мемориальная зона, посвященная легендарному музыканту.
Двор стал визитной карточкой арт‑центра и местом притяжения туристов и жителей города. Чтобы попасть в него, идите по Лиговскому проспекту до дома № 53 и пройдите под арку.
Крошечный дворик на Неве привлек внимание легендами о духах и желаниях. Популярность локации принесла телепередача со Светланой Сургановой. Туристы повторяют ее ритуал — встать в центре и запрокинуть голову. Это создает атмосферу мистики и личного участия в городской легенде.
Восьмиугольная форма двора на Малом проспекте Петроградской стороны и чугунное дерево в центре делают его легко узнаваемым и фотогеничным. Редкая форма и декоративный акцент привлекают туристов необычностью пространства.
Яркие стены, мозаичные панно и фризы с фигурами Нильса и гуся превращают внутреннее пространство Академии искусств в музей под открытым небом. Туристы и фотографы задерживаются здесь надолго: каждый элемент — от «Солнечных часов» до реалистичных сцен «Строителей» — создает эффект ожившего искусства и предоставляет бесконечное количество интересных ракурсов для фото.
Исторический двор с музыкальной историей — именно здесь в 1980-х работали кочегарами лидеры русской рок-сцены. Сегодня это одновременно музей и клуб, где можно увидеть личные вещи Виктора Цоя, Майка Науменко и других музыкантов, а молодые исполнители играют свою музыку. Эта связь с легендами русского рока делает двор культовым.
Италия ближе, чем кажется! Ворота, ведущие к этому маленькому уголку солнечной страны, обычно закрыты, но попасть внутрь не так уж сложно — достаточно дождаться местных жителей или позвонить в одну из организаций, расположенных во дворе.
Некоторые дворы в Санкт-Петербурге остаются закрытыми — и буквально, и символически. За коваными воротами и арками скрывается особый мир, в котором действуют свои правила и ритмы. Для местных жителей двор — не туристический маршрут, а продолжение квартиры: место, где сушат белье, выгуливают собак и отдыхают от городского шума. Закрытые калитки помогают сохранить покой, чистоту и безопасность, особенно когда речь идет о старинных домах.
У этого архитектурного феномена есть и практические, и исторические корни. В XIX веке плотная застройка помогала экономить землю и увеличивать доход от сдачи жилья. Есть мнение, что идея дворов-колодцев пришла из Голландии — Петр I вдохновлялся Амстердамом. А еще закрытые дворы стали естественной защитой от ветров, дождей и прочих капризов питерской погоды. Так что за замком здесь — не только ворота, но и сама суть города: немного уединенная, горделивая и полная тайных маршрутов.