Вакцина от депрессии: Театр «На Литейном» выпускает «Женитьбу Фигаро»

Вакцина от депрессии: Театр «На Литейном» выпускает «Женитьбу Фигаро» Фото: Сергей Рыбежский/Театр «На Литейном»

Драматический театр «На Литейном» готовится к выпуску нового спектакля. Прямо сейчас на сцене полным ходом идут костюмированные прогоны остроумной комедии Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро». Премьера запланирована на сентябрь 2021 года. Но несколько предпремьерных показов зрители смогут увидеть уже в конце мая и в июне. «КП в Санкт-Петербурге» побывала на репетиции спектакля.

Идея добавить в афишу название «Женитьба Фигаро» возникла у художественного руководителя Театра «На Литейном» Сергея Морозова в период пандемии. До этого репертуар театра последних лет формировался из произведений драматургии XXI века или инсценировок современной прозы. А тут театр решился на смелый эксперимент и взял произведение, которому почти 240 лет, ставленное бесконечное количество раз, как правило, с очень известными артистами в главной роли. Режиссеру захотелось проверить, насколько он сам и его труппа могут быть яркими, острыми и солнечными в нашем не очень солнечном городе, не в самое веселое время. И работа над пьесой Бомарше стала своеобразной вакциной от депрессии. 

На сцене идет репетиция нескольких эпизодов пьесы. Каждый отрабатывается по несколько раз. 

— Дорогие артисты, из четырех вариантов этой сцены два получились провальными. Давайте поймем, где была ошибка, — говорит в микрофон режиссер из темноты зала. 

В минималистичную, до гениальности простую и многофункциональную декорацию художника-постановщика Олега Головко отлично вписываются очень яркие, слегка стилизованные под исторические, костюмы-трасформеры художника Светланы Тужиковой. Видно, что артистам они нравятся, особенно актрисам. 

В двух составах динамичного спектакля, полного эффектных реплик, музыки и танцев, занято около тридцати человек — это больше половины труппы. Режиссеру было важно объединить большую группу артистов на сцене в азартном взаимодействии. 

— Нам пора восстанавливать жизненный баланс. А это возможно в том числе через определенное количество позитива, любови к жизни, которыми пропитан текст Бомарше. Энергия, заложенная в этой пьесе, не умещается ни в одну сценическую коробку мира. Для меня и для театра было важно обращение в игровую жизненную стихию «Фигаро». Верю, что это поможет подзарядиться самим и подзарядить зрителей. Актеры работают упоенно, уверен, их внутренняя энергия будет передаваться через рампу. Тем более, что наш спектакль выносится за рамки сценической коробки. В процессе спектакля будет обживаться и пространство самого зрительного зала. 

Было бы странно не задать режиссеру вопрос, есть ли у него любимая постановка «Фигаро»? 

— Как говорит наша народная артистка Татьяна Дмитриевна Ткач: «Мой любимый спектакль тот, который я играю/репетирую сегодня». Вот и у меня сегодня любимый тот, который состоится в ближайшее время в Театре «На Литейном». Сейчас сознательно не пересматриваю ни одну из версий. Но хорошо знаю легендарный спектакль Валентина Плучека с Андреем Мироновым. В свое время был под впечатлением постановки Марка Захарова с Дмитрием Певцовым. Я видел несколько версий в российских театрах, видел и знаменитую постановку Comédie Française, которую привозили в Александринский театр лет десять назад. Конечно, в некоторой степени я спорю с этими постановками. Спорю, не опровергая, а пытаясь найти в себе те приспособления, те инструменты, те ходы, которые, во-первых, актуальны сегодня, во-вторых, существуют в темпоритмической и чувственной вибрации сегодняшнего дня. И найденные гениальные ходы в прошлых постановках придают мне творческого азарта, чтобы придумать принципиально иное, но соответствующее духу пьесы. Определенный камертон нашему спектаклю придает Фигаро в исполнении ведущего артиста театра Романа Агеева, — рассказал Сергей Анатольевич. 

— Роли иногда возвращаются. Я уже репетировал Фигаро. Это было 20 лет назад в Молодежном театре на Фонтанке. Но спектакль не вышел. Тогда мне было 27 лет, сейчас 47. Но я надеюсь, что теперь все получится. Главное, чтобы было весело», — дополнил Роман Агеев. 

Актер Михаил Лучко, играющий Графа Альмавива, тоже не в первый раз получает эту роль. 

—  Я когда поступал в Театральный институт, на третьем туре нас разделили на группы и дали сыграть сцены из «Женитьбы Фигаро». Я попал именно в ту сцену, которую мы только что репетировали здесь — Сюзанна, Керубино и граф Альмавива. Все тогда поступили. Спустя тридцать лет эта роль вновь нашла меня. Я всегда считал ее своей, и она мне очень нравится, —поделился актер. 

Исполнительница одной из главных женских ролей в спектакле Наталья Ионова призналась, что испытывает фейерверк чувств от прикосновения к Бомарше.  

— Приятно еще от того, что у нас хорошая компания, все друг друга поддерживают, — сообщила актриса. 

О чем в итоге будет спектакль, резюмировал Сергей Морозов. 

— О свободе, которую обретает человек. О том, что в этой жизни существуют и могут быть сохранены такие понятия, как достоинство, любовь и верность. Это спектакль — признание нашей творческой группы и театра в любви к жизни.  

Расскажите об этом друзьям!