Демоны, киборги и рэп: «Балтийский дом» представит громкую премьеру спектакля «Смерть Тарелкина»

Демоны, киборги и рэп: «Балтийский дом» представит громкую премьеру спектакля «Смерть Тарелкина» Фото: Стас Левшин

85 сезон открылся в Театре-фестивале «Балтийский дом». Зрителям предстоит увидеть много интересного, в том числе долгожданную премьеру спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина, которая должна была состояться еще два с лишним года назад. Из-за ковида и закрытия границ даты выхода премьеры передвинулись. Покажут ее 20, 21 августа и 23, 24 сентября 2021 года.

Фото: Стас Левшин

Главного героя играет актриса

Спектакль поставил один из самых известных и значимых режиссеров Европы — Оскарас Коршуновас. На протяжении многих лет он привозил на фестиваль «Балтийский дом» свои нашумевшие постановки. И вот теперь, можно сказать, его дебют на легендарной сцене. Мастер ставил спектакль традиционно со своей международной командой.

Фото: Стас Левшин

— Все мои творческие достижения напрямую связаны с моими коллегами. Когда ты сделал не одну постановку и не две, а по многу лет с каждым работал, то сотрудничество получается более профессиональное. Мы понимаем друг друга с полуслова, потому что пережили вместе и успехи, и провалы. Спектакль — он, как ребенок. Ему нужно создать условия для развития и продвинуть, — рассказал режиссер.

Напомним, действие «Смерти Тарелкина», написанной Сухово-Кобылиным в 1869 году, разворачивается в бюрократической России. Главный герой этой детективной комедии мелкий чиновник Кандид Касторович Тарелкин. Парень решил пожить не по средствам, на широкую ногу и сильно задолжал кредиторам. Чтобы избежать наказания, ему пришлось имитировать собственную смерть и «воскреснуть» под чужим именем.

Фото: Стас Левшин

— Пьеса, на мой взгляд, гениальная, в ней очень много разных смыслов и злободневности она не утратила, несмотря на внушительный возраст. В 2005 году я уже ставил ее в московском театре Et cetera, но спектакль в «Балтийском доме» не является репликой на бис или повтором. В московской постановке я размышлял о проблеме поколений. Тут другая идея и главного героя играет актриса (Анна Щетинина, — прим. редакции). Эта версия будет про обретение свободы через уход от порочной госсистемы. Повторением возможно покажется театр теней, который мы применяли в предыдущей постановке. Но театр теней я и раньше использовал еще в 90-х, когда ставил Хармса. Питерский Тарелкин вообще очень близок по жанру и по стилю актерской игры моим первым спектаклям. Можно сказать, что я вернулся к истокам, — поделился Оскарас Коршуновас.

Фото: Стас Левшин

Тюрьма, красные туфли и гроб

Сценография спектакля состоит из трансформирующихся металлических решеток, лестниц и кубов, которые дополнены полосатым ящиком. Все эти стильные конструкции, в зависимости от задач способны превратиться во что угодно: стол в гроб, кровать в пыточную камеру. На задник сверху до низу проецируются черно-белые вертикальные полосы, которые находятся в постоянном движении, а их скорость зависит от сюжетных перипетий. Здесь же разыгрываются теневой театр. В костюмах преобладают черно серые тона. Яркие акценты — красные туфли частного пристава, которого играет актриса Елена Карпова и рифмующиеся с задником и ящиком полосатые одежды некоторых героев. В зависимости от смыслов они то вертикальные, то горизонтальные.

Фото: Стас Левшин

—  Оскарас — режиссер с абсолютным слухом и видением. Он даже в эскизах может увидеть суть и расставить акценты. И это становится стержнем целого, — рассказал художник-постановщик Гинтарас Макарявичюс. — А дальше я работаю самостоятельно, он дает мне полную свободу.

Метафорическая буффонада

Жанр постановки сами создатели определили футуристической кибертрагикомедией, потому что в ней одновременно существует много жанров: от античных до современного шоу-бизнеса. Есть даже отсылка на легендарный одноименный спектакль Мейерхольда. На сцене творится метафорическая буффонада.

Фото: Стас Левшин

Все персонажи, как один, ненастоящие — маски. Чтобы усилить свою демоническую сущность они смело утрируют каждое движение: жесты, гримасы, звуки. А некоторые даже превращаются в киборгов, нацепив шлемы, стилизованные под «Звездные войны». В спектакле много интересной музыки, тоже самой разнообразной. Артисты одинаково хорошо исполняют вживую и оперные реплики, и рэп.

Фото: Стас Левшин

— Мы работаем вместе с режиссером уже 30 лет, — говорит композитор Гинтарас Содейка, — и у нас сложились традиции о том, как ставится спектакль. Специфика нашей работы — это тотальная творческая лаборатория. Все, за исключением декорации — режиссура, хореография, музыка, свет рождаются в живом процессе и это хорошо работает. Я, например, никогда не создаю музыку заранее в своей студии отдельно от спектакля. Это очень важно. Только так музыка может стать действующим лицом и эмоциональным мостом между сценой и зрительным залом. Много идей подкидывают сами артисты и тут только руки подставляй. Мы ведь во многих странах ставим спектакли и всегда интересуемся, какую музыку слушают сейчас, какие тенденции в мире. Ведь театр со времен антики не так уж и изменился. Поэтому мы должны задействовать самые актуальные явления от субкультуры до попкультуры.

Фото: Стас Левшин

В «Смерти Тарелкина» занято 13 артистов — это пятая часть труппы. Продюсер проекта Леонид Роберман поделился, что все сорок дней репетиций актеры приходили в театр, как на праздник и буквально светились от счастья.

— Долгое время Бог театра жил в Литве, потому что там творили Някрошюс, Туминас, Коршуновас, Вайткус. Не знаю продолжает ли он там жить или будет теперь в отпуск приезжать из Петербурга (смеется). Я в «Тарелкина» попал случайно, но я не случайно попал в Коршуноваса, — признался продюсер. — Давно хотел с ним посотрудничать, но не мог до него дозвониться. Три года я пытался, но ничего не получилось. Решил, что не судьба. А потом приехал в Театр «Балтийский дом» и Сергей Георгиевич Шуб (директор театра — прим. редакции) говорит: «Пойдем, я тебя познакомлю с одним очень интересным режиссером». Захожу, сидит Коршуновас! В этой постановке есть все, что присуще уникальному продукту. Это спектакль о России, созданный европейским режиссером. А он, я уверен, знает, что-такое, чего не знаем мы.

Расскажите об этом друзьям!