25 самых красивых залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге: составляем карту маршрута по музею

25 самых красивых залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге: составляем карту маршрута по музею Эрмитаж. Фото: Алексей Булатов

Посещение Эрмитажа – обязательная часть культурных прогулок для петербуржцев и гостей Северной столицы. Здесь посетителей ждет величие парадных анфилад, магия Египетского зала и редкая возможность совершить путешествие сквозь века живописи, архитектуры и истории. Обозреватели Афиши КП при поддержке пресс-службы музея собрали гид по 25 самым красивым залам Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В нашей подборке — интерьеры с вау‑эффектом, новые пространства «Галереи Петра Великого» и ясная навигация по маршрутам, которая поможет ничего не упустить.

Египетские залы

Зал Древнего Египта

Искусство Древнего Египта (№ 100) — основной египетский зал Эрмитажа. Экспозиция включает около 700 предметов, охватывая культуру Египта от IV тысячелетия до нашей эры до начала новой эры. Здесь можно увидеть керамику, косметические палетки, кремневые орудия, рельефы, саркофаги и погребальные принадлежности.

Левая стена ведет хронологию от додинастического и раннединастического периода. В центре зала экспонируются два каменных саркофага Позднего периода (570–526 года до нашей эры) — царицы Нехтбастетру и военачальника Яхмеса, справа — антропоморфные расписные саркофаги жреца Падиисета (XXVI династия).

Зал Древнего Египта. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

К Старому царству относится рельеф из гробницы Нимаатра (Гиза, конец V династии), с ритуальными сценами и жреческой службой — характерный образец мемфисской традиции рельефа XXIV века до нашей эры. Поздний период в египетском зале представлен элитарными погребальными памятниками времени царя Амасиса, предшествующего персидскому завоеванию 525 года до нашей эры.

Как найти

По маршруту №1: от Советской лестницы следовать коротким путем через Двадцатиколонный зал (№ 130) → Помпеянский (№ 129) → Зал Большой вазы (№ 128) → Римская скульптура (№ 106) → Сивков переход (№ 102) → Древний Египет (№ 100).

Альтернативно — длинным античным маршрутом к № 100 через залы эллинизма, Боспора и Рима. В обоих случаях Египетский зал обозначен финальной точкой первого этажа в официальном путеводителе.

Залы с картинами

Зал Леонардо да Винчи

Зал Леонардо да Винчи (№ 214) — самый большой двусветный интерьер анфилады, оформленный Андреем Штакеншнейдером в духе «Большого стиля» Франции XVII века. Здесь экспонируются два шедевра Леонардо да Винчи — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Они стали ключевыми точками маршрута по итальянскому Возрождению в Эрмитаже.

Интерьер зала — восемь колонн из темно‑серого итальянского мрамора на пьедесталах из порфира, стены из белого «искусственного мрамора» с зелено‑розовой каймой, верхний ярус с беломраморными гермами‑атлантами.

Зал Леонардо да Винчи. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

В 2018 году «Мадонны» перевесили и разместили рядом в обновленных витринах, улучшив экспонирование и доступность для посетителей. Современный облик зала сформировался в 1850‑е годы благодаря проекту Андрея Штакеншнейдера. Исторически зал назывался «Большим» и считался самым эффектным в Невской анфиладе.

Как найти

Зал № 214 находится во второй этажной Невской анфиладе Старого (Большого) Эрмитажа. Ориентир — последовательность залов итальянского Возрождения №№ 207–216.

По официальному маршруту №1: подняться на парадный этаж и двигаться по Невской анфиладе в сторону залов итальянской живописи до указателя «Зал Леонардо да Винчи (№ 214)» на карте комплекса.

Зал Рембрандта

Зал Рембрандта (№ 254) посвящен живописи голландского художника XVII века Рембрандта ван Рейна и его круга. Экспозиция выстроена таким образом, что работы мастера соседствуют с произведениями учеников и последователей, отражая широту «золотого века» голландской живописи.

В зале собраны ключевые шедевры позднего Рембрандта, включая «Возвращение блудного сына» — одно из самых эмоционально насыщенных полотен европейского искусства той эпохи. А около входа со стороны Советской лестницы выставлено монументальное «Жертвоприношение Авраама», задающее драматический тон экспозиции и раскрывающее барочную экспрессию мастера.

Зал Рембрандта. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Коллекция голландской живописи Эрмитажа формировалась со времен Петра I и активно пополнялась при Екатерине II, обеспечив музею одно из крупнейших собраний Рембрандта за пределами Нидерландов. Длинная стена зала традиционно отдана работам школы художника.

Как найти

Зал № 254 расположен на втором этаже Нового Эрмитажа. Удобнее всего подниматься к верхнему вестибюлю Советской лестницы и пройти прямо к указателю «Зал Рембрандта».

В официальном маршруте №1 зал включен в последовательность посещения после парадных интерьеров и античного блока. Уточнить путь легко по путеводителю и схеме комплекса.

Школа Рембрандта

Школа Рембрандта (№ 310) — зал, посвященный ученикам и последователям мастера. Экспозиция акцентирует внимание посетителей на библейских и исторических сюжетах. Работы демонстрируют развитие рембрандтовской манеры света‑тени и психологической глубины образов в его мастерской.

Среди показательных работ школы — полотна Фердинанда Бола (например, «Моисей и Иофор») и Самюэла ван Хогстратена. Они лучше всего отражают влияние приемов учителя в трактовке драматических сцен и портретов.

Школа Рембрандта. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Голландская коллекция Эрмитажа обеспечила музею исключительное собрание работ Рембрандта и его круга, позволив выделить отдельный зал «Школа Рембрандта». Понятие школы Рембрандта восходит к работе его мастерской и «академии» учеников, благодаря чему рядом с залом мастера представлен самостоятельный раздел, раскрывающий разнообразие стиля и приемов его последователей.

Как найти

Зал «Школа Рембрандта» расположен рядом с залом Рембрандта (№ 254) и образует с ним единый музейный узел. Удобнее ориентироваться от верхнего вестибюля Советской лестницы и указателей на залы голландской живописи.

В официальных маршрутах музея направление на блок голландской живописи и зал Рембрандта задается с парадного уровня, после чего посетители переходят в смежные пространства «Школы Рембрандта» по навигационным стендам и схеме комплекса.

Зал Тициана

Зал Тициана (№ 221) — экспозиция венецианской школы с акцентом на разные периоды творчества Тициана Вечеллио. Зал обязателен к посещению для всех любителей итальянского Возрождения. Здесь представлены библейские, мифологические и портретные сюжеты Тициана — от драматических образов до камерных работ.

В центре внимания — легендарная «Даная». Также посетителям доступны поздние полотна с мощной светотенью и глубоким психологизмом, задающие тон всей венецианской линии.

Зал Тициана. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Интерьер зала оформлен в середине XIX века в ансамбле надворной анфилады Старого Эрмитажа. Узнаваемая «роскошная» отделка поддерживает идею парадной галереи старых мастеров. Интересно, что отделка дверей отмечена эффектной «буль‑техникой» (по имени Андре‑Шарля Буля): инкрустации металлом под панцирь черепахи придают залу коллекционный характер.

Как найти

Второй этаж Старого (Большого) Эрмитажа: двигаться по маршруту через Советскую лестницу к надворной анфиладе и следовать по указателям «Итальянская живопись» до зала № 221.

Ориентир — после парадных интерьеров и Невской анфилады повернуть к залам итальянской школы. Зал Тициана находится в одном блоке с «хитами» Возрождения и легко читается по навигации в коридоре.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля (№ 227) — галерея‑копия ватиканских Лоджий, созданная по заказу Екатерины II. Корпус для Лоджий возведен Джакомо Кваренги вдоль Зимней канавки, впоследствии включен в структуру Нового Эрмитажа архитектором Лео фон Кленце.

Галерея состоит из 13 равных пролетов под сводами. На каждом своде четыре библейские композиции – всего 52 сцены, преимущественно из Ветхого Завета, плюс четыре из Нового. Стены украшены гротесками по мотивам античных росписей, а по концам находятся Северный и Южный кабинеты, стилистически связанные с основным орнаментальным декором.

Лоджии Рафаэля. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Идея Лоджий возникла после увлечения Екатерины II рафаэлевскими росписями. Было решено создать точную копию ватиканской галереи в Санкт-Петербурге. Копии фресок выполняла группа художников под руководством Кристофера Унтербергера. Монтаж в корпусе Кваренги был завершен в 1792 году. При перестройке Нового Эрмитажа Кленце сдвинул Лоджии на 10,5 метра, сохранив размеры и добавив кабинеты.

Как найти

От парадных залов Зимнего дворца пройти к Павильонному залу, подняться по Советской лестнице к залам итальянского Возрождения и через Северный кабинет войти в Лоджии Рафаэля (№ 227).

Альтернативный путь: двигаться через блок залов Италии №№ 207 – 213, далее – к залу маньеризма и в Северный кабинет, откуда начинается анфилада Лоджий.

Военная галерея 1812 года

Военная галерея 1812 года (№ 197) — мемориальный зал Зимнего дворца, посвященный героям Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов. Расположена на втором этаже парадной части между Гербовым залом и Георгиевским (Большим тронным) залом, образуя ключевой узел парадной анфилады.

На стенах галереи — 329 поясных портретов русских генералов-участников кампаний 1812–1814 годов, выстроенных в строгой композиции ампира и формирующих «портретный строй» пространства. В центральной части размещены четыре парадных портрета полководцев: Михаила Кутузова, Михаила Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона и великого князя Константина Павловича.

Военная галерея 1812 года. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Замысел мемориальной галереи возник при Александре I, а воплощен при Николае I. Зал построен по проекту Карла Росси в 1826 году на месте нескольких небольших помещений парадной части дворца. За галереей закрепился статус дворцового памятника воинской славы. Портретный цикл выполнил английский живописец Джордж Доу при участии русских художников Василия Голике и Александра Полякова.

Как найти

Галерея входит в официальные маршруты №1 и №2 по главному музейному комплексу, облегчая навигацию для посетителей.

По маршруту №1 удобнее подняться по Иорданской лестнице и пройти последовательно через Фельдмаршальский зал (№ 193), Петровский (№ 194) и Гербовый (№ 195) к Военной галерее (№ 197). Указатели есть в путеводителе и на месте.

Тронные залы

Георгиевский (Большой Тронный) зал

Георгиевский (Большой Тронный) зал (№ 198) — главное парадное помещение Зимнего дворца и кульминация парадной анфилады музея. Первоначально создан в 1787–1795 годах Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым в 1839–1840‑е с сохранением композиции и торжественного характера интерьера.

Это огромный двусветный зал в классическом стиле со сдвоенными коринфскими колоннами и преобладанием белого мрамора в сочетании с позолотой, формирующими торжественный «якорь» парадной анфилады. Тронное место решено с пурпурными драпировками и барельефом Святого Георгия. Здесь провозглашались манифесты, проходили приемы и парадные обеды двора. Ритм колонн, бело‑золотая гамма и центрированная ось подчеркивают статус зала как «сердца» императорской резиденции.

Георгиевский (Большой Тронный) зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Зал открыт и освящен 26 ноября 1795 года (23 ноября по новому стилю) в день Святого Георгия, откуда и современное название зала. С 2013 года Эрмитаж возродил традицию Дня Святого Георгия: ежегодно 9 декабря в зале проходит церемония с выносом подлинных знамен и штандартов.

Интересный факт: 27 апреля 1906 года Николай II обратился здесь с тронной речью к депутатам I Государственной думы.

Как найти

Зал расположен на втором этаже парадной части Зимнего дворца. Удобный путь по маршруту №1: подняться по Иорданской лестнице и пройти Фельдмаршальский зал (№ 193) → Петровский (№ 194) → Гербовый (№ 195) → Военную галерею 1812 года (№ 197) → Георгиевский (№ 198). Ориентироваться стоит на указатели парадной анфилады.

Петровский (Малый тронный) зал

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194) — парадный интерьер Зимнего дворца, посвященный памяти Петра I. Он был рассчитан на камерные церемонии и «малые выходы». Создан в 1833 году Огюстом Монферраном, после пожара 1837 года воссоздан Василием Стасовым с сохранением общей композиции и торжественного характера отделки.

Интерьер зала оформлен пунцовым бархатом с золотыми двуглавыми орлами и монограммами Петра («PP»), создающими богатый, но собранный «дворцовый» образ. В центральной нише — полотно Якопо Амигони «Петр I с Минервой» и трон 1731 года, изготовленный в Лондоне для Анны Иоанновны.

Петровский (Малый тронный) зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Зал задуман Николаем I в составе программы переустройства парадной анфилады как мемориал ключевым фигурам и победам империи. После пожара восстановлен с усилением беломраморных акцентов и упорядоченностью декора, благодаря чему интерьер приобрел еще более «воздушный» и торжественный вид. Исторически использовался для поздравлений и аудиенций. К тому же известен как место приема новогодних поздравлений дипломатов в XIX веке.

Как найти

Второй этаж парадной части Зимнего дворца: по Иорданской лестнице пройти к Фельдмаршальскому залу (№ 193) — следующий по ходу будет Петровский (№ 194).

Дальше маршрут ведет к Гербовому (№ 195), Военной галерее 1812 года (№ 197) и Георгиевскому (№ 198), что удобно для связки парадных интерьеров за один проход.

Банкетные залы

Павильонный зал

Павильонный зал (№ 204) — главный интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, созданный Андреем Штакеншнейдером в середине XIX века. Это двусветное пространство, объединенное из ряда кабинетов и бывшей оранжереи, ставшее одним из самых эффектных парадных залов музейного комплекса.

Зал узнаваем по беломраморным коринфским колоннам, аркадам и ажурным решеткам балконов второго яруса, формирующим «внутренний дворик» с восточными мотивами. Окна выходят одновременно к Неве и в Висячий сад, благодаря чему помещение залито светом и работает как парадная прогулочная галерея.

Павильонный зал. Фото: Алексей Булатов

Главная достопримечательность здесь — знаменитые часы «Павлин». Уникальный механизм XVIII века стал символом зала и одним из главных экспонатов Эрмитажа.

Историческая справка

При Екатерине II здесь находилась оранжерея Малого Эрмитажа, преобразованная в середине XIX века Штакеншнейдером в единый зал. Декор сочетает классицистические и так называемые «мавританские» мотивы, отражая увлечение историзмом и эклектикой эпохи. Зал использовался для камерных балов и приемов, сохраняя функцию представительского пространства дворца.

Как найти

Павильонный зал расположен в Северном павильоне Малого Эрмитажа на втором уровне. На внутренних схемах музея обозначен как зал № 204.

Удобный путь по Маршруту №1: от парадных анфилад Зимнего дворца пройти через Висячий сад в Малый Эрмитаж к указателю «Павильонный зал». Как ориентир внутри — аркады и вид на Неву с одной стороны и на оранжерею Висячего сада с другой.

Николаевский зал

Николаевский зал (№ 191) — большой парадный зал Зимнего дворца площадью около 1 103 квадратных метров, входящий в Невскую парадную анфиладу и предназначенный для официальных церемоний и балов.

Его интерьер формируют колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент, стены с отделкой «искусственным мрамором» и потолок с гризайльной росписью, а легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет добавляют торжественности.

Историческая справка

Зал создан Василием Стасовым после пожара 1837 года на месте сгоревшего парадного помещения. После смерти Николая I здесь был размещен его парадный портрет, что и закрепило современное название пространства. В XIX веке Николаевский зал стал центром дворцовых церемоний и балов Невской анфилады, а сегодня сохраняет статус одного из самых узнаваемых парадных интерьеров Эрмитажа.

Как найти

Николаевский зал находится на втором этаже в составе Невской парадной анфилады Зимнего дворца. Ориентир — указатели на анфиладу и блок парадных залов вдоль Невы.

Оптимально двигаться по маршруту парадных интерьеров: подняться на парадный этаж и следовать в сторону Невской анфилады по навигации музея, где Николаевский зал помечен как главный зал этой линии.

Гербовый зал

Гербовый зал (№ 195) — одно из крупнейших парадных помещений Зимнего дворца, спроектированное Василием Стасовым в конце 1830‑х для торжественных приемов и аванзал к Большому тронному залу. Характерные черты — бело‑золотая гамма, стройная колоннада с балконом и геральдика российских губерний, давшая залу его название.

У входов в зал установлены скульптурные группы древнерусских воинов со знаменами, на древках — щитки с гербами губерний, а геральдика также повторяется на позолоченных люстрах. Колоннада несет балкон с балюстрадой, фриз декорирован акантовым орнаментом, а сочетание золота с белым создает эффект торжественной парадности. В центре зала — чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIX века, усиливающая «коллекционный» характер интерьера.

Гербовый зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Помещение оформлено в духе позднего русского классицизма после пожара 1837 года. При этом зал был удлинен на 12 метров и получил более богатую позолоту, подчеркивающую идею прославления империи. Исторически зал использовался как аванзал к тронному и место парадных сборов, постепенно закрепив за собой функцию символического «входа» в кульминацию парадной анфилады.

Как найти

Зал расположен на втором этаже парадной части Зимнего дворца по пути к Военной галерее 1812 года и Георгиевскому залу в составе маршрута №1.

Оптимальный проход: подняться по Иорданской лестнице и пройти Фельдмаршальский (№ 193) → Петровский (№ 194) → Гербовый (№ 195), далее — Военная галерея (№ 197) и Георгиевский (№ 198).

Фельдмаршальский зал

Фельдмаршальский зал (№ 193) — первый зал парадной анфилады Зимнего дворца, посвященный полководцам Российской империи и задумывавшийся как галерея славы русского оружия. Интерьер создан Огюстом Монферраном в 1833–1834 годах и восстановлен Василием Стасовым почти в прежнем виде после пожара 1837 года, сохранив ясную классицистическую композицию.

Пространство зала решено в бело‑золотой гамме с четкой симметрией: парные пилястры, коринфские акценты у порталов, верхний балкон и монохромная роспись потолка формируют торжественный «вход» в анфиладу. По периметру размещены портреты полководцев: Петра Румянцева‑Задунайского, Григория Потемкина‑Таврического, Александра Суворова‑Рымникского, Михаила Кутузова‑Смоленского, Ивана Дибича‑Забалканского и Ивана Паскевича‑Эриванского, что объясняет название и смысл пространства.

Фельдмаршальский зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Именно здесь вечером 17 декабря 1837 года вспыхнул пожар, после которого анфиладу восстанавливали в сжатые сроки, сохраняя общий классический строй и парадный характер интерьеров. Портреты, снятые в 1930‑е года, вернулись в зал после реставрации — сегодня они вновь экспонируются в соответствии с первоначальным принципом развеса, дополненные портретом Петра Витгенштейна.

Как найти

Зал находится на втором этаже парадной части Зимнего дворца. По маршруту №1 удобнее подняться по Иорданской лестнице и войти в парадную анфиладу — первым будет Фельдмаршальский зал (№ 193). Далее по ходу следуют Петровский (№ 194), Гербовый (№ 195), Военная галерея 1812 года (№ 197) и Георгиевский (№ 198), позволяя пройти «ядро» парадных залов единым цепочечным маршрутом.

Концертный зал

Концертный зал (№ 190) — финальный зал Невской анфилады Зимнего дворца, созданный Василием Стасовым после пожара 1837 года. Интерьер вобрал в себя традиции русского классицизма: светлые стены, стройные колонны и лаконичная лепнина создают торжественный, но ясный «акустический» объем. Над колоннами первого яруса размещены аллегорические фигуры муз, подчеркивающие музыкальное назначение пространства и его парадный, но камерный характер.

Исторически зал служил местом значимых приемов, концертов и танцевальных вечеров, уступая по масштабности балам Николаевского зала, но выигрывая в «звучании» и близости к Невской анфиладе.

Концертный зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

После пожара 1837 года помещение было сформировано Стасовым на месте прежнего аванзала Растрелли, с сохранением парадной функции и логики анфилады. Сегодня Концертный зал сохраняет репрезентативную роль в архитектуре парадного этажа и остается одной из важных «якорных» точек маршрута по Зимнему дворцу.

Как найти

Зал расположен на втором этаже в составе Невской анфилады. Нужно идти по указателям вдоль фасада к Неве до финального зала анфилады с обозначением «Концертный зал (№ 190)» на карте комплекса.

Проще всего планировать подход к залу после осмотра парадных интерьеров и Николаевского зала, ориентируясь по официальной навигации и схеме комнат музея.

Аполлонов зал

Аполлонов зал (№ 260) — зал‑переход между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, созданный Джакомо Кваренги в 1793 году как галерея на арке для связки парадной анфилады с картинными залами. Название дано по мраморной копии статуи Аполлона XVII века, ранее установленной в одном из портиков и указывавшей «путь к искусствам» из тронных залов в галереи Малого Эрмитажа.

Интерьер выполнен в светлых тонах с портиками дорического ордера по восточной и западной стенам, венецианскими окнами с тимпанами и непрерывным лепным фризом. При этом цветовой акцент задает яркий наборный паркет. Зал используется как пространство для временных показов, включая форматы «выставка одной картины» и презентации после реставрации, поддерживая его роль как активного связующего звена между парадной частью и экспозицией.

Аполлонов зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Зал создан Кваренги в 1793 году на крыше существующей арки, а после пожара 1837 года восстановлен Николаем Ефимовым в 1844 году с сохранением классических пропорций и декоративной логики. Первоначальная ассоциация с покровителем искусств обеспечена установленной здесь мраморной копией статуи Аполлона.

Как найти

Это переходный зал между Георгиевским залом Зимнего дворца и картинными галереями Малого Эрмитажа, поэтому удобнее идти по парадной анфиладе к Георгиевскому и далее через связку в сторону Малого Эрмитажа.
На месте ориентиром служат портики дорического ордера и большие окна с тимпанами, а также указания на временные экспозиции в этом проходном помещении между корпусами.

Малахитовая гостиная

Малахитовая гостиная (№ 189) — парадная гостиная императрицы Александры Федоровны в северо‑западной части Зимнего дворца, созданная по проекту Александра Брюллова в 1838–1839 годах. Интерьер получил имя благодаря отделке из уральского малахита, примененной в колоннах, пилястрах, каминах и вазах.

Декор выполнен в технике «русской мозаики»: тонкие пластины малахита наклеены на основу, швы засыпаны порошком и зашлифованы, создавая эффект цельных каменных объемов. Зеленые малахитовые элементы контрастируют с позолотой сводов и дверей и пунцовыми тканями мебели, формируя «драгоценный» образ парадной гостиной.

Малахитовая гостиная. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

На отделку зала ушло около 133 пудов (более 2 000 кг) малахита лучшего качества, приобретенного у Демидовых, что подчеркивает масштаб и редкость материала. Гостиная стала «пограничным» помещением между парадными залами и личными покоями императрицы. В 1917 году здесь проходили заседания Временного правительства.

Как найти

Зал расположен на втором этаже в северо‑западной части Зимнего дворца: после прохождения Невской анфилады (Аванзал, Николаевский, Концертный) дальше следует Малахитовая гостиная. Оптимальный путь — подняться по Иорданской лестнице к Невской анфиладе и двигаться по указателям до перехода в блок парадных гостиных с обозначением № 189.

Тайные залы

Помпеянский зал

Помпеянский зал (№ 129) — камерный кабинет античного блока Нового Эрмитажа, оформленный в «помпейском» неоклассическом стиле для экспонирования драгоценностей и редкостей прикладного искусства Рима. Экспозиция объединяет произведения искусства I–III веков нашей эры — изделия ремесленных мастерских периода расцвета размещены в витринах XIX века по рисункам Лео фон Кленце в стилистическом единстве с декором зала.

Интерьер решен как «кунсткамера» антиков: стеклянные пирамиды и обелиски с бронзовой позолотой, греческо‑римские орнаментальные росписи и теплая древесная фактура формируют атмосферу «секретного» сокровищника.

Помпеянский зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Новый Эрмитаж строился в 1839–1852 годах как первое в России специальное музейное здание, и помпейский кабинет входил в авторскую экспозиционную концепцию Кленце для античных коллекций первого этажа. Современная реэкспозиция античных залов вернула историческую логику показа: камерные «кабинеты» чередуются с крупными залами, подчеркивая музейную традицию XIX века.

Как найти

Зал находится на первом этаже Нового Эрмитажа в связке Двадцатиколонный зал (№ 130) → Помпеянский (№ 129) → Зал Большой вазы (№ 128)», после чего маршрут выводит к римской скульптуре и египетскому блоку. Ориентиром служит античный маршрут официального путеводителя: от парадной части можно перейти в антики первого этажа и двигаться по указателям к залам №130–129–128.

Двадцатиколонный зал

В Двадцатиколонном зале (№ 130) расположена экспозиция «Искусство Древней Италии» с акцентом на этрусские и южноиталийские вазы. Интерьер задуман как «античный храм»: двадцать монолитных колонн из сердобольского гранита делят зал на три нефа, а кессонированный потолок и орнамент росписей отсылают к декору греческих ваз.

Экспозиция показывает керамику конца IX–II веков до нашей эры из Этрурии и юга Италии: чернофигурные и краснофигурные сосуды, кратеры, гидрии, киликы и лекифы, развернутые в историческом и типологическом ряду.
Специально спроектированные витрины из карельской березы и амаранта, мозаичный каменный пол и декоративные панно создают цельную «музейную архитектуру» под коллекцию антиков.

Двадцатиколонный зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Зал создан Лео фон Кленце в составе первого в России специально построенного музейного здания (Новый Эрмитаж, 1839–1852) по принципу «интерьер продолжает выставку». Росписи балок выполнялись по мотивам греческой вазописи, а мозаичный пол изготовлен на императорских камнерезных фабриках, что подчеркнуло «археологичность» пространства. Современная реэкспозиция сохранила историческое назначение зала как «зала ваз», поддерживая авторскую логику показа античной коллекции XIX века.

Как найти

Первый этаж Нового Эрмитажа по античному маршруту: связка залов № 130 → № 129 (Помпеянский) → № 128 (Зал Большой вазы). Удобно двигаться от парадной части к античным залам первого этажа по указателям «Новый Эрмитаж / Античность», где Двадцатиколонный зал открывает маршрут к Египетскому залу № 100.

Зал Большой (Колыванской) вазы

Зал Большой (Колыванской) вазы (№ 128) открывает гостям экспозицию «Искусство Рима эпохи императоров» с акцентом на римский скульптурный портрет времен Траяна и Адриана. Интерьер задумывался Лео фон Кленце как главный вестибюль нового музейного здания: свод с лепным декором, арочные лоджии и беломраморные колонны формируют парадное пространство античного блока.

Главный акцент — Большая Колыванская ваза из зелено‑волнистой яшмы: высота 2,57 метров, овал 5,04×3,22 метров, вес около 19 тонн, по масштабу и статусу часто называемая «царицей ваз». Стены зала облицованы «искусственным мрамором», пространство раскрыто сводом с лепниной, а вокруг вазы представлены образцы римского портретного искусства.

Зал Большой (Колыванской) вазы. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Ваза изготовлена на Императорской Колыванской шлифовальной фабрике. Из‑за гигантских размеров она была установлена в зал до возведения наружных стен, иначе ее физически невозможно было бы внести. Транспортировка чаши заняла месяцы: наземный этап с большим числом лошадей и последующий речной путь до Санкт-Петербурга, после чего для установки готовили специальный фундамент в Новом Эрмитаже.

Как найти

Зал № 128 расположен на первом этаже Нового Эрмитажа и следует сразу после Помпеянского зала № 129 в античной связке «№ 130 → № 129 → № 128» по официальному маршруту. Ориентиром служит центральное размещение Колыванской вазы и переход далее к римской скульптуре и Египетскому залу №100 в логике первого этажа античных залов.

Рыцарские залы

Рыцарский зал

Рыцарский зал (№ 243) — большой парадный зал в восточной части второго этажа Нового Эрмитажа, изначально задуманный как помещение для нумизматической коллекции. Интерьер оформлен в стилистике неогрек с полихромными росписями и «искусственным мрамором», подчеркивая музейный характер пространства XIX века.

В зале представлена часть одной из крупнейших в России коллекций западноевропейского художественного оружия XV–XVII веков: турнирные, парадные и охотничьи комплексы, доспехи, холодное и огнестрельное оружие. Кульминация показа — фигуры рыцарей в латах на конях с конскими бардами, позволяющие увидеть полное снаряжение всадника в боевом и парадном вариантах.

Рыцарский зал. Фото: Алексей Булатов

Историческая справка

Первоначально зал был предназначен для монет и медалей, поэтому его росписи и архитектурные детали исполнены в духе неогреческой эстетики историзма, характерной для музейных интерьеров середины XIX века. Сегодня экспозиция включает изделия прославленных европейских мастерских Германии, Италии и Испании, наглядно показывая эволюцию вооружения позднего Средневековья и Раннего Нового времени.

Как найти

Зал № 243 расположен на втором этаже восточного крыла Нового Эрмитажа. Удобнее подняться по Иорданской лестнице, пройти залы итальянской живописи к Лоджиям Рафаэля и далее по указателям к Рыцарскому залу. Внутренняя навигация маркирует его как «Рыцарский зал (№ 243)», облегчая путь от Невской анфилады к блоку оружейной экспозиции.

Зал «Оружейное искусство Ближнего Востока»

В зале «Оружейное искусство Ближнего Востока» (Белоколонный зал № 65) расположена постоянная экспозиция оружия и доспехов Аравии, Османской Турции, Северной Африки и Ирана XV–XIX веков с образцами булата и дамаска, каллиграфией и богатой инкрустацией.

Кульминация — конный комплект османского воина конца XV — начала XVI веков и витрины с саблями, шлемами, щитами и ударным оружием, показывающие эволюцию восточной военной эстетики и техники.

Зал «Оружейное искусство Ближнего Востока». Фото: www.hermitagemuseum.org

Историческая справка

Коллекция восточного оружия Эрмитажа — одна из крупнейших в Европе (в ней более 5 000 предметов). На постоянной витрине представлено порядка 400 произведений, демонстрирующих региональные школы и технологии. Сюжеты экспозиции выстроены по географии и видам вооружения, позволяя сопоставить восточные комплексы с западноевропейскими образцами из Рыцарского зала.

Как найти

Белоколонный зал № 65 маркирован в официальных маршрутах и путеводителях. Ориентир — последовательность кавказских залов (№62–63) с переходом в блок оружия Ближнего и Среднего Востока. Перед визитом удобно сверить расположение по интерактивной карте Главного музейного комплекса, где залы и номера актуализируются в режиме онлайн.

Новые залы

Зал «Михаил Ломоносов»

Зал № 162 «Михаил Ломоносов» в галерее Петра Великого — раздел постоянной экспозиции на втором этаже Зимнего дворца, посвященный Ломоносову как ученому, художнику и организатору производства стекла и мозаик. Экспозиция открыта в декабре 2023 года и продолжена обновлениями в 2024 году в рамках очередей «Галереи Петра Великого», где показывается развитие петровских реформ при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне.

Основу экспозиции составляют мозаики и стеклярусные панно, созданные на основанной Ломоносовым Усть‑Рудицкой стеклянной фабрике при его непосредственном участии, включая центральный мозаичный портрет Петра I.

Зал «Михаил Ломоносов». Фото: Алексей Булатов

В 2024 году зал дополнили витрины с историческими приборами и инструментами, связанными с Ломоносовым. Среди них сферические солнечные часы и микрометр телескопа по его проекту, а также костяная модель памятника ученому из Архангельска (1829).

Историческая справка

Зал № 162 — часть «Галереи Петра Великого», новые очереди которой открылись в Дни Эрмитажа 10 декабря 2024 года. Проект курирует Отдел истории русской культуры, генеральный спонсор экспозиции — ПАО «Газпром». Блок № 161–165 показывает, как идеи Петра обрели художественные формы в эпоху барокко и рококо при его преемницах, дополняя зал Ломоносова «наивным» залом № 164 и залом «шинуазри» № 165.

Как найти

Зал находится на втором этаже Зимнего дворца в связке новых залов «Галереи Петра Великого» (№162–165). На месте нужно ориентироваться по указателям «Галерея Петра Великого» на плане Главного музейного комплекса. Доступ — по обычному билету в Главный музейный комплекс.

Зал «Восточные мотивы в русском искусстве»

Зал № 165 «Восточные мотивы в русском искусстве» в галерее Петра Великого — раздел на втором этаже Зимнего дворца, посвященный увлечению экзотическими странами и шинуазри в эпоху барокко и рококо. Экспозиция показывает, как «восточная» мода вошла в художественный быт России середины XVIII века, продолжая линию реформ Петра в последующие десятилетия.

Зал охватывает европейскую моду на «восточную экзотику» эпох барокко и рококо: здесь представлены мебель, шкатулки, зеркала и предметы интерьера с элементами шинуазри и «китайщины». Показ дополняют фигурки и декоративные объекты с изображениями китайцев, турок и африканцев, раскрывая спектр «воображаемого Востока» в придворном быту XVIII века.

Зал «Восточные мотивы в русском искусстве». Фото: Алексей Булатов

Кураторская логика подчеркивает именно проникновение мотивов, а не подлинное китайское искусство, что важно для понимания европейской «восточной» моды того времени.

Историческая справка

Зал № 165 открыт в четвертой очереди «Галереи Петра Великого» в Дни Эрмитажа 9–10 декабря 2024 года как продолжение экспозиционных блоков 162–164. Проект «Галерея Петра Великого» последовательно вводит новые разделы о культуре при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, реализуемые при поддержке партнера музея.

Как найти

Зал расположен на втором этаже Зимнего дворца в связке новых залов «Галереи Петра Великого» под номерами 162–165, что видно на официальной панораме главного комплекса.

На навигации ищется как «Восточные мотивы в русском искусстве (№ 165)». Удобнее идти по указателям «Галерея Петра Великого» от соседних залов № 162–164.

Залы памяти Карла Фаберже

Залы памяти Карла Фаберже (№ 301–302) — постоянная экспозиция, посвященная Карлу Фаберже, мастерской и ювелирам его круга, вершинам русского ювелирного и камнерезного искусства конца XIX — начала XX веков. Экспозиция демонстрирует произведения фирмы Фаберже и современников: портсигары, рамки‑миниатюры, оклады икон, украшения из золота, серебра и полудрагоценных камней, а также камнерезные работы и предметы быта высочайшей работы.

Выделяется миниатюрная копия императорских регалий, получившая Гран‑при на Всемирной выставке 1900 года в Париже, выполненная в сотрудничестве мастерских Хольмстрема и Раппопорта. В собрании представлены также «часы‑яйцо Ротшильда» и монументальные серебряные часы — знаковые дары и придворные вещи, иллюстрирующие статус и заказчиков дома Фаберже.

Историческая справка

Залы памяти Карла Фаберже открыты 29 декабря 2015 года как новая постоянная экспозиция в здании Главного штаба. Два зала заняты постоянной выставкой (около 110 предметов), третий зал отведен под временные проекты. Стартовой выставкой в третьем зале была экспозиция «Фаберже и Великая война» (29.12.2015–26.06.2016), обозначившая исследовательскую и выставочную программу блока.

Как найти

Маршрут по Главному штабу указывает залы памяти Карла Фаберже под номерами № 301–302 на третьем этаже. Удобнее подняться по Синей лестнице и следовать по анфиладе согласно путеводителю музея.

На официальной панораме третьего этажа комнаты промаркированы как «Зал памяти Карла Фаберже (301)» и «Зал памяти Карла Фаберже (302)», рядом с другими разделами постоянной экспозиции.

Новые залы исламского искусства

Новые залы исламского искусства — блок постоянной экспозиции на третьем этаже Зимнего дворца, посвященный исламскому Ближнему Востоку от раннего периода до Османской империи. Залы пронумерованы в корпусе как №383–388. Раздел включает следующие тематические локации: ранний ислам Ближнего Востока, Месопотамия/Сирия/Египет VII–XIII веков, Мамлюкский султанат XIII–XV веков, далее — Иран и Османская традиция.

Экспозиция показывает поливную и неполивную керамику, металлы с инкрустацией серебром и золотом, лампы с позолотой и эмалями, ткани и резное дерево с вставками из слоновой кости, отражающие роскошь Мамплюкского султаната XIII–XV веков. Ранние залы раскрывают взаимодействие культур региона в VII–XIII веках, а продолжение включает иранские разделы до начала XX века и отдельный зал османской художественной керамики.

Новые залы исламского искусства. Фото: www.hermitagemuseum.org

Историческая справка

Новые залы на третьем этаже Зимнего дворца открылись как продолжение исламских экспозиций: в анонсах 2017 года обозначили ввод мамлюкского блока, ставшего ядром обновленной постоянной витрины исламского искусства в Эрмитаже. Кураторская концепция подчеркивает культурное единство и обмен между христианским и мусульманским мирами. Собрание формировалось десятилетиями — от экспедиций до дипломатических даров.

Как найти

Ориентир на плане музея — «Искусство и культура Ближнего Востока исламского периода», залы № 383–388, доступные через внутренние лестницы по указателям третьего уровня.

Проще идти по официальной навигации или воспользоваться онлайн‑экскурсией отдела Востока по третьему этажу, чтобы спланировать быстрый переход между залами исламского блока.

Схема залов Эрмитажа

Схема залов Эрмитажа 1 этаж. Фото: www.hermitagemuseum.org
Схема залов Эрмитажа 2 этаж. Фото: www.hermitagemuseum.org
Схема залов Эрмитажа 3 этаж. Фото: www.hermitagemuseum.org

Карты маршрутов по залам Эрмитажа

Главное за 90 минут

  • Схема: Иорданская лестница → Зал № 193 Фельдмаршальский → Зал № 194 Петровский → Зал № 195 Гербовый → Зал № 197 Военная галерея → Зал № 198 Георгиевский → Зал № 260 Аполлонов зал → Зал № 204 Павильонный зал → Зал № 214 Леонардо да Винчи → Зал № 221 Тициан → Зал № 227 Лоджии Рафаэля.
  • Идеален для первого визита с упором на парадные интерьеры и хиты итальянского Возрождения, включая «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта», а также эффектные Лоджии Рафаэля и часы «Павлин» по пути.
  • Маршрут следует официальной схеме №1 и внутренним указателям анфилад Зимнего дворца, Малого и Старого Эрмитажа, что снижает риск «потеряться» во внутренних переходах.

Античный круг 60–90 минут

  • Схема: Зал № 130 Двадцатиколонный (Италия/вазы) → Зал № 129 Помпеянский (римское прикладное) → № 128 Зал Большой (Колыванской) вазы → Зал № 100 Древний Египет.
  • Понравится тем, кто любит «археологичность» показа. Маршрут с историческими витринами Кленце, мозаичными полами и кульминацией у 19‑тонной Колыванской чаши завершается в атмосферном Египетском зале.
  • Это логика античного блока на первом этаже Нового Эрмитажа внутри маршрута № 1. Все залы стоят в одной связке и хорошо промаркированы на планах музея.

Рыцарские залы + акценты Возрождения

  • Схема: Зал № 65 Оружейное искусство Ближнего Востока → Зал № 227 Лоджии Рафаэля → Зал № 243 Рыцарский зал → Зал № 214 Леонардо да Винчи.
  • Маршрут дает сравнение Востока и Запада в вооружении, эффектную паузу в Лоджиях и кульминацию у Леонардо. Подойдет тем, кто хочет «склейку» оружейной темы с хрестоматийными шедеврами Возрождения.
  • Начало на первом этаже в Белоколонном зале № 65, затем подъем на второй этаж к Лоджиям № 227, переход в Рыцарский зал № 243 и завершение у Леонардо № 214. Маршрут совместим с веткой Маршрута № 2, но удобнее двигаться самостоятельно по интерактивному плану.

Новые залы: от Ломоносова до исламского раздела

  • Схема: Галерея Петра Великого Зал № 162 «Михаил Ломоносов» → Зал № 165 «Шинуазри и восточные мотивы» → третий этаж исламского искусства Залы № 383–388 (основные разделы).
  • Для тех, кто уже видел «классику» и хочет изучить актуальные обновления постоянной экспозиции — мозаики Ломоносова, мода на шинуазри и новый блок исламского искусства с мамлюкскими лампами и инкрустированными металлами.
  • Залы № 162 – 165 находятся на втором этаже Зимнего дворца как часть новой «Галереи Петра Великого», а залы № 383 – 388 — на третьем этаже как непрерывный исламский блок с четкими номерами на планах.

Популярные вопросы и ответы

Сколько всего залов в Эрмитаже?

Официально для посещения открыты 365 залов Главного музейного комплекса, объединяющего Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитажи и Эрмитажный театр. Число доступных залов может меняться из‑за реставраций и перестановок экспозиций, но ориентир «365» закреплен в актуальных справочниках и путеводителях музея.

Эрмитаж. Фото: Алексей Булатов

В каких залах Эрмитажа можно увидеть самые известные картины?

  • Итальянское Возрождение: зал № 214 (Леонардо да Винчи) с «Мадонной Бенуа» и «Мадонной Литта» — ключевая точка живописного маршрута по второму этажу.
  • Голландская школа XVII века: зал № 254 (Рембрандт) — «Возвращение блудного сына» и «Даная» входят в число самых узнаваемых полотен Эрмитажа.
  • Венецианская школа: зал № 221 (Тициан).
  • Импрессионисты и модернисты экспонируются в Главном штабе (например, зал №403 — раздел Моне).

Как сэкономить на посещении Эрмитажа?

С 2025 года введены восемь бесплатных праздничных дней для всех: Рождество, 23 февраля, 8 марта, День космонавтики, Международный день музеев, День учителя, День народного единства и День Святой Екатерины; отдельно 5 октября (День учителя) объявляется бесплатным для всех комплексов музея.

По четвергам бесплатно побывать в музее могут пенсионеры (акция действует постоянно). С 1 октября 2025 года бесплатный вход по четвергам также организуют для детей до 18 лет и студентов.

Кроме того, некоторые категории посещают Эрмитаж бесплатно в рабочие дни, а дети до 14 лет проходят бесплатно ежедневно при оформлении нулевого билета.

Сэкономить позволяют льготные билеты по 300 рублей. Ими пользуются школьники 14–18 лет, студенты, пенсионеры ЕАЭС и обладатели «Пушкинской карты».

Что посмотреть в Эрмитаже в первую очередь?

Ядро дворцовой репрезентации – Парадная анфилада Зимнего дворца. От Иорданской лестницы двигайтесь в Фельдмаршальский зал (№ 193), Петровский (№ 194), Гербовый (№ 195), Военная галерея 1812 года (№ 197) и Георгиевский зал (№ 198).

Особого внимания заслуживает символ Эрмитажа – механические часы «Павлин».

Механические часы «Павлин». Фото: Алексей Булатов

Шедевры живописи и «магниты» маршрутов: зал Леонардо (№ 214), зал Рембрандта (№ 254), зал Тициана (№ 221), а также Лоджии Рафаэля (№ 227), Рыцарский зал (№ 243), Египетский зал (№ 100) и Зал Большой (Колыванской) вазы (№ 128).

Расскажите об этом друзьям!