Балет «Щелкунчик» (Вайнонен). Фото Михаила Вильчука (2023 г.) © Мариинский театр
Мариинский театр в Санкт-Петербурге предлагает отметить Рождество масштабными спектаклями и редкими постановками, возвращающими внимание к истории музыкального театра. В афише на январь 2026 года собраны ключевые произведения, определившие развитие русской оперы и балета, — от народных сюжетов до классического наследия XIX века и неожиданных интерпретаций XX столетия.
Рождественская пора откроется 6 января 2026 года оперой «Ночь перед Рождеством». Постановка возвращает зрителей к гоголевскому сюжету в прочтении Римского‑Корсакова. Композитор создал жанр, который сам определил как «быль-колядку»: архаические напевы легли в основу хоровых сцен, а мотив колядования придает персонажам отчетливо обрядовый характер. Обновленная версия спектакля 2008 года сохранила атмосферу камерного сельского мира, но усилила зрелищность, сделав Диканьку многолюднее, а сценическое действие — динамичнее. Публика видит не только яркий карнавал персонажей, но и продуманную работу со светом, деталями и ритмом.
Рождественский показ «Щелкунчика» в хореографии Вайнонена 7 января продолжает линию балетных прочтений, которые сменяли друг друга с конца XIX века. Музыка Чайковского впервые прозвучала в постановке Льва Иванова, где акцент был сделан на плотном танцевальном письме, позволившем пьесе стать символом детского мира в движении. Новаторские эксперименты Федора Лопухова в 1920-е годы, напротив, стремились прочитать партитуру как драматическое высказывание, вводя акробатические элементы и мелодекламацию, что вызвало неоднозначную реакцию. А версия 1934 года, созданная Василием Вайнонeном, закрепила за спектаклем место в репертуаре на десятилетия, предложив историю с реалистичным первым актом и развернутыми классическими ансамблями. Сегодня этот вариант «Щелкунчика» исполняют артисты труппы и студенты Академии Вагановой, удерживая связь с более чем 80-летней традицией.
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» пройдет 7 января на Новой сцене театра. Постановка «Китежа» стала знаковой точкой в истории российской оперы XXI века. В версии Дмитрия Чернякова произведение Римского-Корсакова переосмыслено как история людей, а не как панорама символов и религиозных образов. За 15 лет спектакль пережил множество трансформаций, сохранившись благодаря вниманию труппы и устойчивому интересу публики, и теперь возвращается как предмет театральной памяти, важный для понимания пути российского режиссерского театра.
В праздничный день также состоится показ оперы «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка — произведения, которое давно стало частью европейской зимней традиции. Постановка выросла из домашнего спектакля, придуманного сестрой композитора Адельхайд Ветте, и постепенно обрела масштаб романтической оперы. Ее премьера под управлением Рихарда Штрауса в 1893 году определила будущую сценическую судьбу, а российские версии конца XIX века закрепили интерес к пряничной истории на долгие годы. В Мариинском театре произведение впервые показали в 1897 году. Сегодня спектакль возвращают в программу как пример тщательно выстроенной музыкальной драматургии, соединяющей традицию, фантазию и точность вокальных партий.
Цена билетов на Рождество в Мариинском театре Санкт-Петербурга, которое пройдет в январе 2026 года, зависит от выбранного события.