С 5 августа по 14 сентября 2025 года в литературно-мемориальном музее Достоевского в Санкт-Петербурге пройдет выставка-исследование «…Одной картины я желал быть вечно зритель». Посетителям представят копию работы Рафаэля XIX века и редкую фотографию из собрания Эрмитажа.
На выставке «…Одной картины я желал быть вечно зритель» в Санкт-Петербурге раскрывается история восприятия «Сикстинской Мадонны» Рафаэля в русской культуре. Образ Мадонны стал символом красоты и вдохновения для целого поколения писателей, критиков и философов. Среди экспонатов — точная копия работы, выполненная в 1830-х годах Марковым, и редчайшая фотография из собрания Эрмитажа.
На снимке кабинета Михаила Достоевского, выполненном после его смерти, видно репродукцию «Сикстинской Мадонны» над диваном. Великий русский писатель был неравнодушен творчеству Рафаэля, а эта работа вдохновляла его больше всего. Достоевский не раз обращался к образу Мадонны в своих произведениях. Фотографию с фрагментом картины писателю подарили в 1879 году — заполучить ее было мечтой автора. А фотография Таубе сохранилась как свидетельство духовной связи художника и гения русской литературы.
В экспозиции также представлены высказывания русских авторов — от Жуковского до Шаламова. Они демонстрируют, как картина Рафаэля проникала в сердца творцов. Интересно, что отклики были довольно противоречивы — от восторженных до критических.
«Сикстинскую Мадонну» итальянский живописец Рафаэль Санти создал в 1512-1514 годах по заказу папы Юлия II для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце. В XVIII веке распространилась легенда, что моделью для Мадонны стала возлюбленная художника Маргарита Лути. Однако у этой версии нет подтверждений. На сегодняшний день картина является одним из самых известных живописных произведений в мире. Оригинал хранится в Дрездене.
Цена билета на выставку-иследование «…Одной картины я желал быть вечно зритель», которая пройдет с 5 августа по 14 сентября 2025 года в литературно-мемориальном музее Достоевского в Санкт-Петербурге, от 150 рублей.