С 15 октября по 10 ноября 2025 года в Русском музее в Санкт-Петербурге пройдет выставка «Шедевр русского зодчества. К 200-летию Михайловского дворца». Экспозиция разметится в Садовом вестибюле Михайловского дворца.
Выставка «Шедевр русского зодчества. К 200-летию Михайловского дворца» в Санкт-Петербурге объединит произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и редкие архивные фотографии XIX – начала XX веков. Гости увидят портреты великого князя Михаила Павловича и его семьи, эскизы Карло Росси, изображающие генеральный план дворца, а также картины мастеров, передающих величие архитектуры и изысканность интерьеров дворца, построенного в самом сердце города на Неве.
Михайловский дворец — одно из выдающихся творений Карло Росси и яркий образец русского ампира. Возведенный в 1819–1825 годах, он стал архитектурной доминантой центра города. Росси спроектировал целый ансамбль, включающий не только сам дворец, но и площадь, а также обширный сад с пристанью, выходящей к Мойке. Михайловская улица, ведущая от Невского проспекта, завершает эту композицию.
Для украшения здания архитектор пригласил лучших мастеров своего времени: скульпторы Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский создавали декоративные элементы, а художники Джованни Батиста и Пьетро Скотти, Антонио Виги и Барнаба Медичи занимались росписями залов. Все детали — от колонн до мебели — выполнялись по эскизам самого Росси, что обеспечило редкое для того времени художественное единство.
Современники восприняли новое здание с восторгом. В «Отечественных записках» дворец называли одним из лучших в Европе по изяществу и гармонии внутренней отделки, а иностранные путешественники — «триумфом современной архитектуры».
Император Александр I высоко оценил труд зодчего, наградив Росси орденом Святого Владимира III степени и бриллиантовым перстнем. Дворец был построен как резиденция великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла I. Финансирование велось из средств, ежегодно выделявшихся из казны с момента рождения великого князя. После завершения строительства в августе 1825 года он вместе с супругой, принцессой Вюртембергской Фредерикой Шарлоттой Марией (в православии — Еленой Павловной), въехал в новое здание.
В середине XIX века дворец продолжал меняться вместе со вкусами эпохи. По инициативе Елены Павловны архитектор Андрей Штакеншнейдер оформил несколько комнат в «новом вкусе», а Гарольд Боссе создал впечатляющую Большую Красную гостиную. После смерти великого князя Елена Павловна превратила Михайловский дворец в интеллектуальный центр: здесь собирались писатели, художники и музыканты, а позднее в стенах дворца проходили знаменитые «четверги», на которых обсуждались реформы Александра II. Некоторые помещения были переоборудованы — Парадная столовая превратилась в театр, а жилые комнаты перестраивались под новые нужды.
В конце XIX века дворец обрел совершенно иное предназначение. В 1895 году здание было выкуплено государством, и по указу Николая II здесь основали первый в России музей национального искусства — Русский музей имени императора Александра III. Архитектор Василий Свиньин адаптировал помещения под музейные залы, сохранив лишь Большую Белую гостиную в ее первозданном виде. 19 марта 1898 года музей был торжественно открыт в присутствии императорской семьи. С этого момента Михайловский дворец перестал быть частной резиденцией и стал символом национальной культуры.
Цена входного билета в Русский музей в Санкт-Петербурге, где с 15 октября по 10 ноября 2025 года в пройдет выставка «Шедевр русского зодчества. К 200-летию Михайловского дворца», от 200 до 1 200 рублей.