С 28 августа по 28 сентября 2024 года в Доме ученых в Санкт-Петербурге будет проходить выставка «Японское искусство укиё-э эпохи Эдо». На экспозиции можно будет увидеть работы из собрания коллекционера Вадима Александрова-Соболева-Кабалевского.
К середине XIX века образ самурая был представлен в двух основных жанрах японской гравюры укиё-э: муся-э (изображения воинов) и якуся-э. С 1680-х гравюра укиё-э стала известна в японской столице Эдо (сейчас Токио), давшей название целому этапу в истории искусства Японии.
С конца XVII века гравюры укиё-э стали использоваться как афиши к постановкам в театре Кабуки, где регулярно разыгрывались сюжеты, связанные с самураями. В 1830-е годы интерес к героическим сюжетам из японской истории вырос вместе с поддержкой государства, что способствовало бурному развитию жанра муся-э.
На выставке будут представлены работы таких мастеров, как Утагава Куниёси и Утагава Тоёкуни III: гравюры из серий, посвященных известной легенде о 47 верных ронинах и крупным сражениям в японской истории. Можно будет увидеть на экспозиции и гравюры Утагавы Куниёси и Утагавы Тоёкуни III, которые демонстрируют динамичные композиции. Исключительное мастерство делает образы ронинов и батальные сцены масштабными и величественными. Ярким примером такого подхода являются также гравюры периода Мэйдзи (1868-1912), где самураи изображены как сценические образы театра Кабуки.
Выставка предоставит возможность посмотреть на изменение образа самурая в контексте истории японского искусства XIX века — от традиционной гравюры эпохи Эдо до периода Мэйдзи.
Вход на выставку «Японское искусство укиё-э эпохи Эдо», которая будет проходить с 28 августа по 28 сентября 2024 года в Доме ученых в Санкт-Петербурге, свободный по регистрации.