СТАЛЬНОЙ ПУТЬ РИТЫ МУХИНОЙ
Фирменный поезд «Южный Урал» Челябинск - Москва № 13/14 - лицо Южно-Уральской железной дороги. Каждый день комфортабельный состав отправляется в столицу, и купе не пустуют: направление и, главное, условия путешествия пассажиры очень ценят.
Вагоны оборудованы душевыми кабинами, USB-розетками. И, конечно, греет душу ароматный чай в подстаканнике. Мечта, роскошь неторопливого путешествия-отдыха!

Почти 17 лет в должности начальника фирменного пассажирского поезда «Южный Урал» трудится Рита Анатольевна Мухина.
На дипломатической
работе

- Начальник поезда держит на контроле все, что происходит в поезде, отвечает за его своевременную отправку и прибытие, за безопасность пассажиров в пути. Я руковожу работой проводников и технического персонала. Разбираю конфликтные ситуации, которые могут возникнуть во время поездки. Наш пассажир требователен. Потому я еще и психолог, и дипломат. Нужно найти с каждым общий язык. При этом придерживаться установленных правил и дисциплины.

Большая часть жизни Риты Анатольевны проходит в поездках. Две ночи и один день - до Москвы, столько же - до дома. Как близкие относятся к такому непростому графику?

- В роду я первая сотрудница железной дороги. И в выборе профессии ничего удивительного для меня нет: я с детства любила смотреть на поезда, мы с папой их часто провожали, и я думала: «Куда едут люди? Что увидят в дороге?». Мечта сбылась, когда пришла на ЮУЖД в 1993 году на должность проводницы в Магнитогорске. В 2003 году поступила в УрГУПС, и с 2004 года я начальник фирменного пассажирского поезда «Южный Урал». Познакомилась на работе с будущим мужем: он проводником работал с 1986 года. Работали долгое время вместе.
В дорогу состав готовят задолго до отправления. И начальник поезда весь процесс контролирует.
Домашние планерки
Есть устойчивое мнение, что работать вместе мужу и жене нельзя. Что работа вытеснит все другие форматы отношений супругов.

- Нелегко, соглашусь. Но если двое объединены еще и любовью к профессии, это дорогого стоит. Хотя, конечно, приходилось дома планерки проводить, как без этого? Моя работа - часть моей жизни, мой второй дом.

Должность нелегкая - командовать составом. Мужчине, может быть, было бы легче?

- Я не считаю, что работу начальника поезда можно привязать к мужской или женской профессии. Должность начальника поезда - работа настоящих профессионалов и любителей стальных магистралей.

В подчинении Риты Анатольевны есть и мужчины, и женщины. Легко ли найти общий язык с подчиненными?

- Моя бригада - это команда из 13 женщин и шести мужчин. Мы легко находим общий язык, наше общение основано на доверии и взаимном уважении. В решении любых проблем я могу положиться на коллектив. Огромную помощь нам оказывают руководители - командно-инструкторский состав нашего резерва, за что мы им очень благодарны.
Как устроен быт в долгой поездке? Есть ли у начальника поезда отдельное купе, в котором, может быть, о доме напоминают любимые вещи, милые безделушки?

- Каждый из нас имеет какой-то талисман, который напоминает о родных и близких. У каждого работника поезда есть рабочее место. В моем случае это штабной вагон. У проводников - служебные купе и купе для отдыха в каждом вагоне.


Начальник поезда – психолог, дипломат, требовательный руководитель.
И бесконечно обаятельная женщина.
«Не могу представить
жизни на земле»

В нелегкие месяцы пандемии график работы железной дороги изменился: поезда ходили реже, пассажиров в вагонах было меньше. Появилось новое правило: каждые четыре часа все составы обрабатывались обеззараживающим раствором; через час - обработка туалетных комнат. Была введена обязательная термометрия - при посадке и два раза в сутки, пассажирам рекомендовали медицинские маски и перчатки.

Несколько иной стала работа с пассажирами: людям приходилось терпеливо объяснять важность действующих новых правил.

Международный день 8 Марта команда Риты Анатольевны Мухиной встретит в пути. С которого она никогда бы не свернула, предложи ей вернуться в 1993 год.

- Я не могу представить себе жизни «на земле», в метро, автобусах, маршрутках: суета сует! Мне нужен мой стальной путь.
Текст: Инна Кумейко.
Фото: Валерий Звонарев, Анатолий Шулепов.
За помощь в подготовке материалов благодарим Службу корпоративных коммуникаций ЮУЖД и Центр исторического наследия ЮУЖД.