ВПЕРЕД ЛЕТИ!
Виктория Пахомова - первый помощник машиниста на Южно-Уральской железной дороге. Но сначала она училась на вагонника. Все мы видели не раз, как на станциях колесные пары каждого вагона простукивают молоточком. По звуку определяются дефекты ходовой части.
По окончании Челябинского института путей сообщения Виктория Пахомова должна была отвечать за «самочувствие вагонов». Но судьба сделала ей подарок...
Выиграла
большой конкурс

Она обязательно устроилась бы по специальности, если б федеральные власти не приняли решение, изменившее профессиональный путь Виктории.

Министерством труда и социальной защиты РФ был изменен список профессий, доступных представительницам слабого пола. ОАО «РЖД» теперь готовит женщин - помощников машинистов. Это первая ступень в получении профессии машиниста.

Виктория стала одной из 56 женщин, обучившихся в ОАО «РЖД» в первом наборе подготовки помощников машинистов. Обучение проходило в трех центрах - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где наша героиня познакомилась с профессией машиниста. Сейчас бывшие курсистки-подружки друг друга поддерживают, общаются в соцсетях.

Первая поездка Виктории Пахомовой была до Миасса. В планах и другие направления - до Шумихи и Еманжелинска.

Обязанностей у помощника машиниста много. Он контролирует работу поезда и бортовых приборов, напольных светофоров, сигнальных знаков и указателей. Он должен быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.
Есть у Виктории мечта – водить скоростную «Ласточку».
«Поехали!».
«Мой напарник -
самый лучший»

Как отреагировали коллеги-мужчины на появление Виктории?

- Положительно. И в семье меня поддерживают. Я первая в роду сотрудница ЮУЖД. Все мои родные - металлурги.

Есть ли в обязанностях помощника машиниста Пахомовой что-то сложное?

- Да, иногда нужна недюжинная физическая сила. Например, под кабиной машиниста есть два крана - питательный и тормозной. Чтобы справиться с питательным, нужно постараться! Работа мускулов, и здесь мне никакого фитнеса не нужно. Мой напарник, машинист-инструктор Евгений Ахметзянов - лучший на нашей дороге. Надежный, опытный. Настоящий товарищ.

У Виктории есть мечта - водить скоростной поезд «Ласточка», и она осуществима. Но для этого еще придется много учиться. Так, на Северо-Кавказской железной дороге для работы на «Ласточках» обучены три девушки на должность помощника машиниста.

Вторая девушка - помощник машиниста на Южно-Уральской магистрали - Виктория Ятченко. Две Виктории - двойная победа над стереотипами об «исключительно мужской» работе.
Напарник Виктории – ее старший наставник и товарищ Евгений Ахметзянов, машинист-инструктор.
ДОСЬЕ «КП»
СТОРОЖИХАМИ НА ПЕРЕЕЗДЕ? ГОТОВЫ!
1837 г.
Построена первая в Российской империи железная дорога. По легенде, император Николай I не велел на пушечный выстрел подпускать женщин. Однако сначала неофициально, а потом и с разрешения властей, на «железке» женщины работали всегда.

Первой легализованной должностью стала «сторожиха на переезде», или дежурная по переезду.
1875 г.
Женщинам разрешили трудиться телеграфистками. На ответственную должность принимали только девиц и вдов (не более 15% от нормы).
1884 - 1889 гг.
Дам принимают конторскими служащими (не более 15 % от общего числа работников). Трудоустраивают сирот и дочерей железнодорожных служащих. Зарождаются первые трудовые династии.
1916 г.
Социальный прорыв: женщины становятся помощниками начальника станции, дежурными по станциям, кондукторами, проводниками пассажирских вагонов, мастеровыми в депо, стрелочниками.
1917 г.
После революции все больше женщин осваивали профессии на магистрали. Рабоче-крестьянской Красной Армии были нужны мужчины, а железной дороге - новые кадры.
Сначала неофициально, потом легально женщины на железной дороге в нашей стране работали всегда.
Текст: Инна Кумейко.
Фото: Валерий Звонарев, Анатолий Шулепов.
За помощь в подготовке материалов благодарим Службу корпоративных коммуникаций ЮУЖД и Центр исторического наследия ЮУЖД.