Денис КОРСАКОВ

Легенда полусвета

В ГМИИ им. Пушкина привезли одно из самых известных полотен XIX века, ставшее в свое время самым скандальным в мире: «Олимпию» Эдуарда Мане
Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, говоря о гастролях «Олимпии», не может скрыть эмоций: мол, пока просто невозможно осознать, насколько исключительное произошло событие. А президент музея Ирина Антонова идет еще дальше, сравнивая появление в стенах ГМИИ картины Мане с двумя другими экспозициями: «Джоконды» Леонардо Да Винчи и «Сикстинской мадонны» Рафаэля. И это при том, что «Джоконда» известна абсолютно всем, а «Олимпия»... Ну, скажем, так, нет.

И поэтому хочется рассказать об этой картине чуть подробнее.
ЧАСТЬ I
Голый завтрак
Мане встретил юную Викторину-Луизу Мёра на улице, в руках у нее была гитара — в таком виде она и появилась на картине Мане «Уличная певица».
И по сей день многие автоматически путают Мане и Моне — Эдуарда и Клода, двух великих французских живописцев XIX века. Путаница усугубляется тем, что Клод был сначала большим поклонником, а потом близким другом Эдуарда; и более того — каждый в свое время написал полотно под названием «Завтрак на траве». Однако картина Клода Моне — вполне благопристойная: граждане собрались на пикник, культурно проводят время на природе. И совсем другое дело — полотно Мане, написанное несколькими годами ранее и вызвавшее большой скандал. Изначально оно называлось «Купание»: на нем изображены двое модно одетых мужчин и две женщины. Одна, полуодетая, купается в ручье. Другая, совершенно обнаженная, задумчиво смотрит на зрителя.

Картину, как и два других полотна Мане, отказались выставлять на Парижском салоне — главной, официальной выставке искусства. Очень многие художники в том 1863 году получили отказ. Однако император Наполеон III, следивший за живописью, внезапно принял решение организовать альтернативный салон, мгновенно прозванный «Салоном отверженных». И «Завтрак на траве» стал главной его сенсацией: работа Мане была совершенно необычной, в сущности, революционной для своего времени. Это касалось и колорита, и неуместно большого размера (214 на 270 сантиметров — такой чаще приберегали для многофигурных полотен на мифологические темы), и, главное, персонажей: они оставались для зрителей загадкой. Посетители выставки, привыкшие, что картина должна «рассказывать историю», не могли взять в толк: кто эти люди, о чем идет разговор, почему мужчины полностью одеты, а женщина голая? Да не проститутки ли она и ее купающаяся подруга? В чем вообще дело? Что нам этим хочет сказать художник? Наполеон III фыркнул: «Это непристойно», шокированная публика ржала в голос, критики задумывались.
«Завтрак на траве» стал главной сенсацией: работа Мане была совершенно необычной, в сущности, революционной для своего времени
Через 99 лет в московском Манеже пройдет выставка современного искусства «XXX лет МОСХа», на которой Хрущев будет орать на художников и скульпторов-авангардистов: «Пидарасы!», а на картины — «Говно!», а публика — бродить и ничего не понимать, а критики — задумываться. Все на свете повторимо — вот и сейчас многие рассматривают современное искусство, да хотя бы и давно вошедший в учебники супрематизм, как повод для идиотских шуток.

Мане был разочарован и встревожен. Он решил написать еще одну обнаженную — теперь уже не на траве, и не в компании мужчин, а в традициях самой что ни на есть классической живописи.
ЧАСТЬ II
«Креветка» с Монмартра
Моделью для самой знаменитой картины Мане, «Олимпии», стала юная Викторина-Луиза Мёран, уроженка Монмартра (мать ее была шляпницей, отец занимался травлением медных досок). В 16 лет она стала моделью; маленькая, тоненькая, Викторина получила прозвище «креветка», достаточно, впрочем, ласковое. Мане встретил ее на улице, в руках у нее была гитара — в таком виде она и появилась на картине Мане «Уличная певица».
«Венера» Тициана была эротична, но мягка, женственна и загадочна
Были ли они любовниками? Анри Перрюшо, автор самой популярной биографии Мане, полагает, что да — хотя у очень скрытного, очень осторожного Мане была любимая жена, с которой он только что сочетался законным браком (а до того много лет жил в гражданском и даже прижил сына, которого, впрочем, упорно отказывался официально признавать за родного).

Но, наверное, важнее то, что Викторина стала его любимой натурщицей: именно она позировала для «Завтрака на траве», и, конечно, именно она стала новой Венерой — а именно «Венерой» Мане сперва подумывал назвать картину.
«Спящая Венера» Джорджоне, как считают некоторые, вдохновила Гойю на создание «Обнаженной Махи»
Вообще-то он то и дело оглядывался на великих предшественников. Например, «Завтрак на траве» изначально был вдохновлен рисунком Рафаэля и классическими полотнами Джорджоне «Гроза» и «Сельский концерт». Теперь же Моне взял за образец «Венеру Урбинскую» Тициана, написанную в 1538 году (она в свою очередь была вариацией на тему «Спящей Венеры» все того же Джорджоне и, как считают некоторые, позже вдохновила Гойю на создание «Обнаженной Махи»).

В «Прогулке за границей» Марк Твен писал: «Самая бесстыдная, самая грубая и неприличная картина в мире — «Венера» Тициана, не имеющая на себе ни повязки, ни листика. Дело совсем не в том, что она нагая и лежит, вытянувшись на ложе; нет, неприличие заключается в положении одной из ее рук. Какой бы поднялся крик, если бы я осмелился описать это положение; а между тем смотреть на нее, это ничего, это можно; лежать так Венера эта имеет даже право, так как она произведение искусства, а искусство имеет свои привилегии... Нет сомнения, что она писана для какого-нибудь вертепа, куда не была принята, так как оказалась чересчур уж выразительной».

О, что бы Марк Твен, «простак за границей», иронизирующий над отношением рядового американца к искусству, сказал об «Олимпии»!
«Обнаженная Маха» Гойи
ЧАСТЬ III
Порочный блеск Вавилона
Тициановская Венера всего лишь изящно возлагает руку на... на свое лоно, а Олимпия Мане достаточно недвусмысленно закрывает его рукой. И одно это заставило посетителей вздрогнуть. Этот жест, этот прямой и уверенный взгляд, ножка в туфельке... «Проститутка!» — кто-то из посетителей об этом только подумал, а кто-то и выдохнул.

«Венера» Тициана была эротична, но мягка, женственна и загадочна; а здесь независимая девушка словно готова открыть себя мужчине — но только если захочет; и откроется она не просто так, а за деньги. Это она, а не мужчина — властительница своего тела. Букет цветов — это что, подарок от клиента? Почему она отворачивается от служанки, которая его протягивает? Почему она вот так лежит — неужели ждет другого гостя? И этот гость — кто, мужчина, смотрящий на картину? Она откровенно предлагает себя?

Да, она откровенно предлагает себя. И нет, ей не стыдно.

У ног Венеры Тициана лежала собачка — символ верности. У ног Олимпии — черный кот, символ чего-то нечистого и опасного (и, как некоторые считали, символ проституции). При этом Олимпия вызывающе стройна и почти скандально юна — в ней есть что-то от девочки. (Викторине Мёран, когда она позировала, было 20, но она выглядела моложе).

Париж, стоит напомнить, очень долго считался всемирной столицей разврата. Пушкин, мечтая уехать из своего глухого Михайловского за границу, рисовал в воображении не только парижские театры, но и бордели (в советское время это слово застенчиво вычеркивалось из его известного письма Вяземскому). Через несколько десятилетий, в момент создания «Олимпии», в Париже насчитывается примерно 5 тысяч официально зарегистрированных «девушек», и еще 30 тысяч не зарегистрированы. Они работают даже в торговых пассажах, где бордели искусно спрятаны под вывесками галантерейных или парфюмерных магазинов. Ну а есть еще и куртизанки — тоже женщины легкого поведения, только куда лучше оплачиваемые. «Дорогостоящие любовные связи со знаменитыми «львицами», среди которых ля Пайва; обладательница умопомрачительного бюста Кора Перл; Гортензия Шнейдер, чьи возбуждающе-озорные движения бедрами обеспечивают сборы театру Варьете и опереткам Оффенбаха; Маргарита Белланже, прозванная своими любовниками «Марго-забавницей», – все они придают Парижу Второй империи порочный блеск Вавилона» — писал Перрюшо.

Но, как водится, делать можно, а говорить — нельзя. Поэтому «Олимпия» Мане, которая сегодня кажется вполне невинной, вызвала бурю негодования.

Классическое полотно Джорджоне «Сельский концерт»
ЧАСТЬ IV
Эмиль Золя угорает
За восемь лет до «Олимпии» Гюстава Флобера судили за роман «Госпожа Бовари», а близкого друга Мане, Шарля Бодлера — за сборник «Цветы зла». Мане за «Олимпию» не судили, но журналисты изощрялись в ругательствах: девушку сравнивали с самкой гориллы, сделанной из каучука, а руку ее — с клешней. Собравшаяся перед полотном толпа не просто улюлюкала — некоторые посетители пытались броситься на холст; администрации пришлось выставить двух охранников, которым периодически приходилось обнажать оружие перед особо яростными гостями («если бы не предосторожности, принятые руководством, холст с «Олимпией» неминуемо был бы уничтожен» — писал потом журналист Антонен Пруст).
Модель Викторина Мёран станет художницей, и в 1876 году ее картину возьмут на очередной Салон, но ее творчество постепенно забудут
Среди безоговорочных поклонников картины — Бодлер; но он ведь тоже сумасшедший. Писатель Эмиль Золя вскоре тоже начинает расточать похвалы и предрекать, что «Олимпия» будет висеть в Лувре — но Золя 26 лет, и его никто пока не знает. А тем временем зеваки порой пытаются улюлюкать вслед самому Мане прямо на улице. Он хотел стать знаменитым — и стал, но он мечтал вовсе не о такой славе.

На выставке «Олимпию» перевешивают так высоко, что ее трудно рассмотреть — но зеваки все равно приходят и пялятся. Мане, человек довольно чувствительный, совершенно раздавлен, ему кажется, что карьера кончена; в глубокой депрессии он уезжает из Франции в Испанию. А когда возвращается в Париж, досмотрщик паспортов на вокзале, прочитав его имя, бежит за женой и детьми — чтоб они тоже посмотрели на автора скандальной картины. Вскоре Мане устроит персональную выставку — и на нее будут приходить толпы посетителей, чисто поржать и посвистеть.

Но депрессия пройдет. Через несколько лет Мане будет ждать успех. Удивительно, но успех будет ждать и его модель Викторину Мёран: она станет художницей, и в 1876 году ее картину возьмут на очередной Салон, а картину Мане — нет. Но ее творчество постепенно забудут, а слава Мане после смерти будет только расти — и в 1907 году сбудется пророчество Эмиля Золя : «Олимпию» перенесут в Лувр. А десятилетия спустя — в музей импрессионизма, открытый в здании бывшего вокзала Д'Орсэ. К этому моменту она уже никого не шокировала.
Потрясение от «Олимпии» было связано отнюдь только не с тем, что на картине были изображены проститутка и котик. Мане, буржуа в жизни и новатор в искусстве, предложил публике то, к чему она не была готова; как и в случае с «Завтраком на траве», было непонятно, к какой системе координат отнести его полотно. Оно не было академическим и не было «натуралистическим»; на нем – девушка, которую слишком трудно понять (так же, как невозможно понять, о чем думает женщина на «Завтраке на траве»). Почему Мане ничего не объясняет? Как он посмел?

Современный зритель, долго-долго стоя перед «Олимпией», может много всего про нее придумать, по-своему интерпретировать картину; но это будут ЕГО мысли, ЕГО интеллектуальная работа, ЕГО только что созданный контекст, ЕГО биография юной куртизанки, которая ЕМУ покажется прелестной или неприятной. А сама она останется непроницаемой. Игра цветов и контрастов, золотистого и снежно-белого, черного и телесного. Чистое искусство.
Олимпия» будет выставлена в ГМИИ им. Пушкина
до 17 июля
Автор: Денис КОРСАКОВ
Фото: Википедия
Дизайн и верстка: Наиль ВАЛИУЛИН
Читайте также

Самые дорогие картины 2015 года:
Женщина весом в 127 килограммов и
каракули на школьной доске

Made on
Tilda