Тициановская Венера всего лишь изящно возлагает руку на... на свое лоно, а Олимпия Мане достаточно недвусмысленно закрывает его рукой. И одно это заставило посетителей вздрогнуть. Этот жест, этот прямой и уверенный взгляд, ножка в туфельке... «Проститутка!» — кто-то из посетителей об этом только подумал, а кто-то и выдохнул.
«Венера» Тициана была эротична, но мягка, женственна и загадочна; а здесь независимая девушка словно готова открыть себя мужчине — но только если захочет; и откроется она не просто так, а за деньги. Это она, а не мужчина — властительница своего тела. Букет цветов — это что, подарок от клиента? Почему она отворачивается от служанки, которая его протягивает? Почему она вот так лежит — неужели ждет другого гостя? И этот гость — кто, мужчина, смотрящий на картину? Она откровенно предлагает себя?
Да, она откровенно предлагает себя. И нет, ей не стыдно.
У ног Венеры Тициана лежала собачка — символ верности. У ног Олимпии — черный кот, символ чего-то нечистого и опасного (и, как некоторые считали, символ проституции). При этом Олимпия вызывающе стройна и почти скандально юна — в ней есть что-то от девочки. (Викторине Мёран, когда она позировала, было 20, но она выглядела моложе).
Париж, стоит напомнить, очень долго считался всемирной столицей разврата. Пушкин, мечтая уехать из своего глухого Михайловского за границу, рисовал в воображении не только парижские театры, но и бордели (в советское время это слово застенчиво вычеркивалось из его известного письма Вяземскому). Через несколько десятилетий, в момент создания «Олимпии», в Париже насчитывается примерно 5 тысяч официально зарегистрированных «девушек», и еще 30 тысяч не зарегистрированы. Они работают даже в торговых пассажах, где бордели искусно спрятаны под вывесками галантерейных или парфюмерных магазинов. Ну а есть еще и куртизанки — тоже женщины легкого поведения, только куда лучше оплачиваемые. «Дорогостоящие любовные связи со знаменитыми «львицами», среди которых ля Пайва; обладательница умопомрачительного бюста Кора Перл; Гортензия Шнейдер, чьи возбуждающе-озорные движения бедрами обеспечивают сборы театру Варьете и опереткам Оффенбаха; Маргарита Белланже, прозванная своими любовниками «Марго-забавницей», – все они придают Парижу Второй империи порочный блеск Вавилона» — писал Перрюшо.
Но, как водится, делать можно, а говорить — нельзя. Поэтому «Олимпия» Мане, которая сегодня кажется вполне невинной, вызвала бурю негодования.