Сегодня оформить самозанятость может практически любой человек буквально за несколько минут, без посещения налоговой и оплаты госпошлин. Вместе с экспертом разбираемся, как стать самозанятым в России в 2025 году
Самозанятость подойдет тем, кто имеет сторонние подработки или трудится на себя. Этот налоговый режим делает легальными доходы от многих видов деятельности: репетиторство, услуги маникюра, частный извоз и многих других. Открывать ИП и сдавать многочисленные отчеты не придется.
Тем не менее многим самозанятость до сих пор кажется чересчур сложной темой. Вместе с юристом разбираемся, как стать самозанятым в России в 2025 году и кому подходит такая форма работы.
Самозанятый — это физлицо, официально работающий на себя и получающий доход от собственной деятельности, но не нанимающий сотрудников. Самозанятый регистрируется в налоговой и платит налог с каждой сделки с физлицами и компаниями.
Собрали удобную таблицу с основной информацией, которую нужно знать тем, кто хочет стать самозанятым.
Как стать самозанятым | Подробности |
---|---|
Что такое самозанятость | Специальный налоговый режим для тех, кто работает на себя, но не нанимает сотрудников |
Кто может стать самозанятым | Любой дееспособный россиянин старше 16 лет, иностранцы из государств ЕАЭС |
Кому подходит статус самозанятого | Кто оказывает услуги или продает товары собственного производства |
Льготы и привилегии самозанятых | Льготный период при оформлении, низкие налоги, упрощенная отчетность, официальное подтверждение дохода, возможность работать с компаниями без открытия ИП |
Когда могут отказать в самозанятости | При наличии сотрудников, при доходе свыше 2,4 млн рублей в год или при деятельности, запрещенной для самозанятых |
В 2025 году оформить самозанятость может практически любой россиянин, которому исполнилось 16 лет. Базовые условия весьма простые. Нужно работать на себя и не нанимать сотрудников, а годовой доход не должен превышать 2,4 миллиона рублей. То есть порядка 200 тысяч рублей в месяц. Такие же правила действуют для иностранцев из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Они легко могут оформить самозанятость в России.
Ограничения по деятельности минимальные. Главный критерий здесь — заниматься тем, что будет сделано «своими руками», не подлежит маркировке и не облагается акцизом. Так, самозанятость не удастся оформить для перепродажи чужих товаров или продукции, торговли табаком или алкоголем, добычи и продажи полезных ископаемых.
При оформлении самозанятости трудовая деятельность становится проще с юридической точки зрения. Не придется сдавать декларации, делать взносы на страхование, общаться с налоговой. Вся отчетность сведется к выдаче чеков и уплате налога. Последний, к слову, низкий — от 4% до 6%.
Приложение «Мой налог» — простой инструмент и наиболее удобный способ оформления самозанятости: нужно «вооружиться» только паспортом и смартфоном. Пошагово разберемся, что нужно сделать.
Найдите приложение «Мой налог» в AppStore или Google Play и скачайте его. Оно бесплатное. Откройте его и выберите графу «Стать самозанятым». Приложение предложит сразу несколько вариантов регистрации — по паспорту, через «Госуслуги» либо через личный кабинет физического лица. Выбрать можно любой, который покажется более удобным. Минимально отличаться будут только данные, которые понадобятся.
При регистрации по паспорту нужен сам документ, при выборе «Госуслуг» — логин и пароль от портала (и наличие самого аккаунта там), а при использовании личного кабинета физлица — ИНН и пароль оттуда.
Введите номер телефона и дождитесь смс с кодом подтверждения. Затем введите его и переходите к следующему шагу. После окончания регистрации номер телефона можно будет использовать для быстрого входа в приложение.
При регистрации по паспорту потребуется фото документа и селфи с ним. Это нужно для подтверждения данных. Если приложение выводит на экран соответствующий запрос — разрешите ему делать фото и видео. Следуя подсказкам, отсканируйте документ, после чего нажмите кнопку «распознать». Приложение само определит текст. Поэтому вручную ничего вводить не придется. Проверьте корректность данных и нажмите кнопку «далее».
В конце нажмите «Подтверждаю», и на телефон тут же придет смс с поздравлением с регистрацией. Однако нужно дождаться уведомления от налоговой службы. Оно обычно приходит сразу, но может и в течение суток.
Выберите регион, в котором планируете работать как самозанятый. Если их несколько, укажите один на свое усмотрение. Например, тот, откуда поступает больше всего заказов. Необязательно, чтобы выбранный регион совпадал с местом прописки.
Стать самозанятым через «Госуслуги» так же просто, как через приложение «Мой налог». Достаточно иметь уже подтвержденную учетную запись на портале. Разберемся, что нужно сделать.
Если на «Госуслугах» уже есть аккаунт, войдите в него привычным образом. Если аккаунта нет — зарегистрируйтесь.
Войдите в личный кабинет на портале и проверьте, подтверждена ли учетная запись. Если нет — подтвердите ее. Сделать это можно либо в отделении МФЦ, либо через личный кабинет большинства банков. Подойдет также электронная подпись.
Вернитесь на главную страницу и введите в поисковую строку в центре экрана «Регистрация самозанятости». Дальше следуйте подсказкам. На определенном этапе на экране появятся ваши данные — проверьте их. Если все верно — подтвердите. Дайте согласие на регистрацию самозанятости.
Как правило, регистрация занимает считанные минуты. Но иногда подтверждения приходится ждать до суток. Как только самозанятость будет зарегистрирована — придет уведомление.
Быструю регистрацию в качестве самозанятого предлагают почти все крупные банки. Процесс все так же занимает считанные минуты. Пошагово разберемся, что нужно сделать.
Найдите опцию оформления самозанятости в личном кабинете банка. Часто она расположена прямо на главной странице. Иногда — в меню «Платежи», «Сервисы» или «Бизнес». Нажмите на иконку с опцией и подайте заявку.
В заявку нужно вписать свои ФИО, ИНН и паспортные данные, если поля не заполнены автоматически. Подтвердите данные, нажав соответствующую кнопку внизу экрана. Также подтвердите регистрацию через смс-код от банка.
В течение нескольких минут банк передаст данные о вас в налоговую и та начнет обрабатывать запрос. Весь процесс, как правило, занимает несколько минут. Когда налоговая подтвердит вашу регистрацию, от банка придет соответствующее уведомление.
Анастасия Елисеева, юрист и партнер юридической компании «Мокров и Партнеры»:
Сегодня встать на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД), то есть стать самозанятым может каждый. Причем несколькими способами. Например, в приложении «Мой налог» или на портале «Госуслуги». И понадобится действительно только паспорт. Гражданам других стран — еще ИНН. Сам процесс регистрации максимально простой и быстрый.
Однако перед работой в качестве самозанятого лучше ознакомиться с ограничениями. Они все указаны в Федеральном законе № 422-ФЗ от 27.11.2018.1 Там четко прописано, что нельзя самозанятым и кто не может им стать. Так, например, люди с НПД не могут перепродавать чужие товары, не могут работать по посредническим договорам, не могут нанимать работников.
При этом плательщиками НПД по своей основной специальности не могут быть нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие. Аналогично с медиаторами, оценщиками. Госслужащий вовсе может регистрироваться как самозанятый только если он планирует сдавать свое жилье в аренду. Но даже там есть условия. Квартира или дом должны быть куплены для личного использования либо получены по наследству. Кроме того, у владельца не должно быть необходимости в его использовании.
Еще один важный момент — нельзя сотрудничать в качестве самозанятого со своим нынешним или бывшим работодателем, если со дня прекращения трудовых отношений прошло менее двух лет. Нарушение всех перечисленных правил грозит последствиями. Так, если налоговая выявит, что человек не подходит под условия самозанятости, его снимут с учета, а налог будет рассчитан по иной ставке.
Отвечает Анастасия Елисеева:
Источники