Действительные и страдательные причастия

Эту часть речи используют для рассказа о тех, кто что-то делает, и о том, на что действие направлено. Узнаем все о действительных и страдательных причастиях и разберемся, как их отличать друг от друга

Действительные и страдательные причастия. Фото: shutterstock.com
Анастасия Полищук Автор КП Антон Загорский Учитель русского языка и литературы, классный руководитель

В русском языке существует особая часть речи, которая не просто обозначает признак предмета, но и рассказывает о том, что он делает или какое действие на него направлено. Мы говорим о причастиях. Они склоняются, как прилагательные, а также имеют вид, время и некоторые другие признаки, как у глагола. Поэтому иногда их также называют особой формой глагола, хотя это и менее популярная точка зрения.

Разберемся, чем отличаются друг от друга действительные и страдательные причастия. Также узнаем, как образуется каждый вид, выполним несколько упражнений и узнаем у эксперта, в каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку пригодится знание этой темы.

Что такое действительные и страдательные причастия в русском языке

С точки зрения русского языка причастия – это часть речи, которая сочетает в себе свойства глаголов и прилагательных. Они отвечают на вопрос «какой?», «что делающий?» или «что сделавший?».

Различают два вида причастий:

  • действительные обозначают признак объекта по тому, какое действие он совершает (гуляющий, уставший);
  • страдательные определяют признак субъекта по направленному на него воздействию (очищаемый, забытый).

Полезная информация о действительных и страдательных причастиях

В таблице ниже собраны основные суффиксы, которые используются для образования действительных и страдательных причастий.

Действительные и страдательные причастияСловообразующие суффиксы
Действительные причастия настоящего времени-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-
Действительные причастия прошедшего времени-ш-, -вш-
Страдательные причастия настоящего времени-ем-, -им- ИЛИ -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- + постфикс -ся
Страдательные причастия прошедшего времени-нн-, -енн-, -т- ИЛИ -ш-, -вш- + постфикс -ся

Образование действительных причастий настоящего времени

Этот вид причастий образуется от переходных и непереходных глаголов и показывает, что субъект что-то делает в настоящее время. Основные вопросы – «что делающий?», «что делающая?», «что делающее?», «что делающие?». Для согласования с определяемым словом (субъектом) действительные причастий настоящего времени склоняются, как прилагательные, изменяясь в роде, числе и падеже.

Можно заменить причастие этого вида на словосочетание по такому принципу: делающий – «который что-то делает». 

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Для того чтобы получить из глагола этот вид причастий, к основе настоящего времени нужно добавить один из суффиксов:

  • -ущ- или -ющ-
  • -ащ- или -ящ-

Примеры

Составим несколько словосочетаний с этим видом причастий:

  1. Играющий мальчик – мальчик, который играет.
  2. Текущая вода – вода, которая течет.
  3. Молчащая птица – птица, которая молчит.
  4. Искрящая розетка – розетка, которая искрит.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Следующий вид причастий обозначает того, кто что-то делал или сделал в прошлом. Они отвечают на вопросы «что делавший?» и «что сделавший?» и также могут изменяться по родам, числам и падежам.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Для создания такого причастия нужно к глаголу совершенного или несовершенного вида добавить один из суффиксов:

  • если основа глагола заканчивается гласной буквой – —вш-;
  • если согласной – —ш-.

Некоторые глаголы образуют причастия прошедшего времени с изменением основы, например «идти – шедший».

Примеры

Подберем примеры для каждого варианта суффикса.

  1. Узнавший правду – который узнал правду.
  2. Принесший весть – который принес весть.
  3. Уставший сотрудник – сотрудник, который устал.
это интересно
НЕ с причастиями
Правила и примеры грамотного употребления в тексте этих двух частей речи
Подробнее

Образование страдательных причастий настоящего времени

В отличие от действительных причастий, которые описывают признак субъекта по его действию, страдательные обозначают признак по тому, какое воздействие оказано на объект. Обычно в настоящем времени эти причастия образуются от переходных глаголов, но есть и исключения, например «управляемый».

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Чтобы получить этот вид причастий, к основе глагола настоящего времени добавляется суффикс:

  • для I спряжения – —ем— или —ом-;
  • для II спряжения – —им-.

Примеры

Составим словосочетания:

  1. Ожидаемое событие – его ожидают.
  2. Несомая сумка – ее несут.
  3. Чтимые правила – их чтят.

Для некоторых глаголов страдательные причастия настоящего времени не существуют. Это глаголы «бить», «шить», «лить», «мыть», «брать» и другие.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Для обозначения того, что к объекту применялось какое-то действие в прошлом, используются страдательные причастия прошедшего времени. Они образуются от глаголов и совершенного, и несовершенного вида.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Для этого вида причастий возможно два варианта образования. Первый – добавлением к основе прошедшего времени одного из суффиксов:

  • для глаголов на «-ать», «-ять» и «-еть» – суффикс —нн-;
  • для глаголов на «-ить» и основ на согласные – суффикс —енн-;
  • для глаголов на «-нуть», «-оть», «-ереть» и некоторых других – суффикс —т-.

Второй – добавлением постфикса «-ся» к действительному причастию прошедшего времени.

Примеры

Подберем словосочетания для разных варианта словообразования:

  1. Выигранная шахматистом партия – шахматист ее выиграл.
  2. Выгулянная хозяйкой собака – хозяйка ее выгуляла.
  3. Подсмотренный у соседа ответ – его подсмотрели у соседа.
  4. Выученные кем-то уроки – их кто-то выучил.
  5. Натертая морковь – ее натерли.
  6. Забытая песня – ее забыли.
  7. Открывшийся вид – вид открылся.

Упражнения на тему «Действительные и страдательные причастия»

Выполним несколько упражнений, благодаря которым научимся отличать действительные причастия от страдательных и попрактикуемся в словообразовании.

Упражнение 1

Определите суффиксы причастий.

  1. Горящий костер
  2. Строящийся дом
  3. Нарисованная картина
  4. Летящий самолет
  5. Отремонтированная дорога
  6. Читающий ребенок
  7. Вымытая посуда
  8. Танцующие девушки
  9. Сломанный замок
  10. Падающий лист

Упражнение 2

Определите вид причастия в каждом предложении.

  1. Из-за стола вышел написавший контрольную ученик.
  2. Заброшенный дом быстро разрушился.
  3. Думавшая о чем-то своем девочка молчала.
  4. Испеченный мамой пирог был очень вкусным.
  5. Мы нечаянно забыли о принятой заявке.
  6. Кричащий мальчик привлек внимание всей улицы.
  7. Всегда приятно смотреть на спящего кота.
  8. Это постоянно забываемое правило.

Упражнение 3

Перефразируйте предложения, используя подходящие причастия.

  1. Мы нашли мальчика, который смеялся.
  2. Я увидела окно, которое распахнул ветер.
  3. Она вспомнила слова, которые сказал учитель.
  4. Мы прошли мимо девочки, которая пела песню. 

Ответы к упражнениям

Проверьте себя по приведенным ниже ответам.

Упражнение 1

Суффиксы выделены ниже.

  1. Гор-ящ-ий костер
  2. Стро-ящ-ийся дом
  3. Нарисова-нн-ая картина
  4. Лет-ящ-ий самолет
  5. Отремонтирова-нн-ая дорога
  6. Чита-ющ-ий ребенок
  7. Вымы-т-ая посуда
  8. Танцу-ющ-ие девушки
  9. Слома-нн-ый замок
  10. Пада-ющ-ий лист

Упражнение 2

Указали вид причастия, используя следующие сокращения:

  • действительное причастие настоящего времени – д., н. вр.
  • действительное причастие настоящего времени – д., пр. вр.
  • страдательное причастие настоящего времени – ст., н. вр.
  • страдательное причастие настоящего времени – ст., пр. вр.
  1. Написавший – д., пр. вр.
  2. Заброшенный – ст., пр. вр.
  3. Думавшая – д., пр. вр.
  4. Испеченный –ст., пр. вр.
  5. Принятая – ст., пр. вр.
  6. Кричащий – д., н. вр.
  7. Спящий – д., н. вр.
  8. Забываемое – ст., н. вр.

Упражнение 3

Ниже приведены предложения с причастиями.

  1. Мы нашли смеющегося мальчика.
  2. Я увидела окно, распахнутое ветром.
  3. Она вспомнила сказанные учителем слова.
  4. Мы прошли мимо девочки, поющей песню. 

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Антон Загорский, учитель русского языка и литературы:

Как отличить действительное причастие от страдательного?

Во-первых, их можно отличать по значению. Действительные причастия относятся к предмету, который сам выполняет действие. Например, «читающий человек» – он читает. Страдательные причастия относятся к предмету, который испытывает воздействие кого-то или чего-то. Например, «прочитанная книга» – ее прочитал кто-то другой, не она сама.

Во-вторых, это можно делать по суффиксу. Они образуются при помощи разных суффиксов. Действительные – при помощи -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ш-, -вш- (горящий, смотревший), а страдательные – при помощи -ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн-, -т- (открытый, ведомый, постиранный).

Почему действительные и страдательные причастия изучают в 7 классе?

Причастия – это довольно сложная часть речи, поэтому к ним переходят уже после того, как ученики полностью овладеют «базовым» набором частей речи в 5-6 классах. Причастия объединяют в себе признаки глаголов и прилагательных, а также довольно непросты с точки зрения орфографии и пунктуации.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Действительные и страдательные причастия»?

В ОГЭ знания орфографии проверяются в двух тестовых заданиях – номера 6 и 7, но вполне может оказаться, что причастия в них не попадутся. Также явно эти знания пригодятся при написании изложения и сочинения. В ЕГЭ же наверняка те или иные орфограммы, связанные с причастиями, встретятся в тестовых заданиях №12 и №15 и опять же в сочинении. Также правило слитного и раздельного написания частицы «не» с причастиями может встретиться в задании №13.
КП
Реклама О проекте