Эту часть речи используют для рассказа о тех, кто что-то делает, и о том, на что действие направлено. Узнаем все о действительных и страдательных причастиях и разберемся, как их отличать друг от друга
Действительные и страдательные причастия. Фото: shutterstock.com
В русском языке существует особая часть речи, которая не просто обозначает признак предмета, но и рассказывает о том, что он делает или какое действие на него направлено. Мы говорим о причастиях. Они склоняются, как прилагательные, а также имеют вид, время и некоторые другие признаки, как у глагола. Поэтому иногда их также называют особой формой глагола, хотя это и менее популярная точка зрения.
Разберемся, чем отличаются друг от друга действительные и страдательные причастия. Также узнаем, как образуется каждый вид, выполним несколько упражнений и узнаем у эксперта, в каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку пригодится знание этой темы.
Что такое действительные и страдательные причастия в русском языке
С точки зрения русского языка причастия – это часть речи, которая сочетает в себе свойства глаголов и прилагательных. Они отвечают на вопрос «какой?», «что делающий?» или «что сделавший?».
Различают два вида причастий:
действительные обозначают признак объекта по тому, какое действие он совершает (гуляющий, уставший);
страдательные определяют признак субъекта по направленному на него воздействию (очищаемый, забытый).
Полезная информация о действительных и страдательных причастиях
В таблице ниже собраны основные суффиксы, которые используются для образования действительных и страдательных причастий.
Действительные и страдательные причастия
Словообразующие суффиксы
Действительные причастия настоящего времени
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-
Действительные причастия прошедшего времени
-ш-, -вш-
Страдательные причастия настоящего времени
-ем-, -им- ИЛИ -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- + постфикс -ся
Страдательные причастия прошедшего времени
-нн-, -енн-, -т- ИЛИ -ш-, -вш- + постфикс -ся
Образование действительных причастий настоящего времени
Этот вид причастий образуется от переходных и непереходных глаголов и показывает, что субъект что-то делает в настоящее время. Основные вопросы – «что делающий?», «что делающая?», «что делающее?», «что делающие?». Для согласования с определяемым словом (субъектом) действительные причастий настоящего времени склоняются, как прилагательные, изменяясь в роде, числе и падеже.
Можно заменить причастие этого вида на словосочетание по такому принципу: делающий – «который что-то делает».
Суффиксы действительных причастий настоящего времени
Для того чтобы получить из глагола этот вид причастий, к основе настоящего времени нужно добавить один из суффиксов:
-ущ- или -ющ-
-ащ- или -ящ-
Примеры
Составим несколько словосочетаний с этим видом причастий:
Играющий мальчик – мальчик, который играет.
Текущая вода – вода, которая течет.
Молчащая птица – птица, которая молчит.
Искрящая розетка – розетка, которая искрит.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Следующий вид причастий обозначает того, кто что-то делал или сделал в прошлом. Они отвечают на вопросы «что делавший?» и «что сделавший?» и также могут изменяться по родам, числам и падежам.
Суффиксы действительных причастий прошедшего времени
Для создания такого причастия нужно к глаголу совершенного или несовершенного вида добавить один из суффиксов:
если основа глагола заканчивается гласной буквой – —вш-;
если согласной – —ш-.
Некоторые глаголы образуют причастия прошедшего времени с изменением основы, например «идти – шедший».
Примеры
Подберем примеры для каждого варианта суффикса.
Узнавший правду – который узнал правду.
Принесший весть – который принес весть.
Уставший сотрудник – сотрудник, который устал.
это интересно
НЕ с причастиями
Правила и примеры грамотного употребления в тексте этих двух частей речи
Образование страдательных причастий настоящего времени
В отличие от действительных причастий, которые описывают признак субъекта по его действию, страдательные обозначают признак по тому, какое воздействие оказано на объект. Обычно в настоящем времени эти причастия образуются от переходных глаголов, но есть и исключения, например «управляемый».
Суффиксы страдательных причастий настоящего времени
Чтобы получить этот вид причастий, к основе глагола настоящего времени добавляется суффикс:
для I спряжения – —ем— или —ом-;
для II спряжения – —им-.
Примеры
Составим словосочетания:
Ожидаемое событие – его ожидают.
Несомая сумка – ее несут.
Чтимые правила – их чтят.
Для некоторых глаголов страдательные причастия настоящего времени не существуют. Это глаголы «бить», «шить», «лить», «мыть», «брать» и другие.
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Для обозначения того, что к объекту применялось какое-то действие в прошлом, используются страдательные причастия прошедшего времени. Они образуются от глаголов и совершенного, и несовершенного вида.
Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени
Для этого вида причастий возможно два варианта образования. Первый – добавлением к основе прошедшего времени одного из суффиксов:
для глаголов на «-ать», «-ять» и «-еть» – суффикс —нн-;
для глаголов на «-ить» и основ на согласные – суффикс —енн-;
для глаголов на «-нуть», «-оть», «-ереть» и некоторых других – суффикс —т-.
Второй – добавлением постфикса «-ся» к действительному причастию прошедшего времени.
Примеры
Подберем словосочетания для разных варианта словообразования:
Выигранная шахматистом партия – шахматист ее выиграл.
Выгулянная хозяйкой собака – хозяйка ее выгуляла.
Подсмотренный у соседа ответ – его подсмотрели у соседа.
Выученные кем-то уроки – их кто-то выучил.
Натертая морковь – ее натерли.
Забытая песня – ее забыли.
Открывшийся вид – вид открылся.
Упражнения на тему «Действительные и страдательные причастия»
Выполним несколько упражнений, благодаря которым научимся отличать действительные причастия от страдательных и попрактикуемся в словообразовании.
Упражнение 1
Определите суффиксы причастий.
Горящий костер
Строящийся дом
Нарисованная картина
Летящий самолет
Отремонтированная дорога
Читающий ребенок
Вымытая посуда
Танцующие девушки
Сломанный замок
Падающий лист
Упражнение 2
Определите вид причастия в каждом предложении.
Из-за стола вышел написавший контрольную ученик.
Заброшенный дом быстро разрушился.
Думавшая о чем-то своем девочка молчала.
Испеченный мамой пирог был очень вкусным.
Мы нечаянно забыли о принятой заявке.
Кричащий мальчик привлек внимание всей улицы.
Всегда приятно смотреть на спящего кота.
Это постоянно забываемое правило.
Упражнение 3
Перефразируйте предложения, используя подходящие причастия.
Мы нашли мальчика, который смеялся.
Я увидела окно, которое распахнул ветер.
Она вспомнила слова, которые сказал учитель.
Мы прошли мимо девочки, которая пела песню.
Ответы к упражнениям
Проверьте себя по приведенным ниже ответам.
Упражнение 1
Суффиксы выделены ниже.
Гор-ящ-ий костер
Стро-ящ-ийся дом
Нарисова-нн-ая картина
Лет-ящ-ий самолет
Отремонтирова-нн-ая дорога
Чита-ющ-ий ребенок
Вымы-т-ая посуда
Танцу-ющ-ие девушки
Слома-нн-ый замок
Пада-ющ-ий лист
Упражнение 2
Указали вид причастия, используя следующие сокращения:
действительное причастие настоящего времени – д., н. вр.
действительное причастие настоящего времени – д., пр. вр.
страдательное причастие настоящего времени – ст., н. вр.
страдательное причастие настоящего времени – ст., пр. вр.
Написавший – д., пр. вр.
Заброшенный – ст., пр. вр.
Думавшая – д., пр. вр.
Испеченный –ст., пр. вр.
Принятая – ст., пр. вр.
Кричащий – д., н. вр.
Спящий – д., н. вр.
Забываемое – ст., н. вр.
Упражнение 3
Ниже приведены предложения с причастиями.
Мы нашли смеющегося мальчика.
Я увидела окно, распахнутое ветром.
Она вспомнила сказанные учителем слова.
Мы прошли мимо девочки, поющей песню.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Антон Загорский, учитель русского языка и литературы:
Как отличить действительное причастие от страдательного?
Во-первых, их можно отличать по значению. Действительные причастия относятся к предмету, который сам выполняет действие. Например, «читающий человек» – он читает. Страдательные причастия относятся к предмету, который испытывает воздействие кого-то или чего-то. Например, «прочитанная книга» – ее прочитал кто-то другой, не она сама.
Во-вторых, это можно делать по суффиксу. Они образуются при помощи разных суффиксов. Действительные – при помощи -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ш-, -вш- (горящий, смотревший), а страдательные – при помощи -ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн-, -т- (открытый, ведомый, постиранный).
Почему действительные и страдательные причастия изучают в 7 классе?
Причастия – это довольно сложная часть речи, поэтому к ним переходят уже после того, как ученики полностью овладеют «базовым» набором частей речи в 5-6 классах. Причастия объединяют в себе признаки глаголов и прилагательных, а также довольно непросты с точки зрения орфографии и пунктуации.
В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Действительные и страдательные причастия»?
В ОГЭ знания орфографии проверяются в двух тестовых заданиях – номера 6 и 7, но вполне может оказаться, что причастия в них не попадутся. Также явно эти знания пригодятся при написании изложения и сочинения. В ЕГЭ же наверняка те или иные орфограммы, связанные с причастиями, встретятся в тестовых заданиях №12 и №15 и опять же в сочинении. Также правило слитного и раздельного написания частицы «не» с причастиями может встретиться в задании №13.