Дистанционное обучение в школах России в 2025 году

Разбираемся, как устроено дистанционное обучение в школах России в 2025 году, как перейти на этот формат и что ждет ученика, который учится из дома

Дистанционное обучение в школах России. Изображение: Александр Морозов / нейросети
Анастасия Лукасёва Автор КП Ольга Хасякова Директор Домашней школы «ИнтернетУрок»

Дистанционное обучение в школах перестало быть чем-то необычным. Если раньше оно ассоциировалось с временным карантином, то сейчас все больше родителей выбирают его как постоянную альтернативу традиционным урокам в классе. Согласно исследованию, проведенному на базе Московского городского университета МГПУ, за период с 2016 по 2024 года количество детей на дистанционном обучении выросло с 0,04% практически до 1%.1 Причины могут быть разными: от состояния здоровья ребенка и профессиональных занятий спортом до желания выстроить индивидуальный образовательный маршрут.

Что такое дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школе — это процесс получения знаний, предусмотренных образовательной программой, удаленно, без посещения школы. Благодаря этому ученики могут учиться, находясь в другом городе или даже регионе, и продолжать обучение посредством специальных сервисов и приложений.

Дистанционный формат может применяться во всех формах обучения. При очной ученики временно переходят на удаленку по решению школы при введении карантина в образовательной организации. Если число детей, заболевших гриппом или ОРВИ превышает 20-30%, то посещение школы приостанавливается в среднем на неделю.

При заочной форме ребенок зачислен в школу и учится по установленной программе, а также проходит аттестацию в самой школе по установленному графику. Только ежедневное обучение проходит не в стенах школы, а онлайн с помощью дистанционных технологий. Домашнее задание ребенок тоже выполняет электронно. Всю ответственность за учебный процесс в этом случае несет школа. В школу же он приходит только для сдачи экзаменов.

При семейной форме обучения ребенок прикрепляется к школе только на период прохождения итоговой аттестации, но не числится в ней постоянно. За весь процесс обучения отвечают родители. На их плечах составление программы, подбор учебных материалов и преподавателей, а также выстраивание расписания. Несмотря на то что свободы выбора при такой форме обучения много, не стоит сильно уходить от общепринятой образовательной программы, поскольку все равно нужно успешно пройти итоговую аттестацию.

Применение дистанционного формата на очной форме случается крайне редко и в целом ничем не отличается от организации учебного процесса в других формах, поэтому далее в статье подробнее будем рассматривать именно «дистант» при заочной и семейной формах обучения.

Полезная информация о дистанционном обучении в школах России

В таблице собрана основная информация о дистанционном обучении в нашей стране.

Дистанционное обучение в школахОписание
Правовая базаФедеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2 (ст. 16, 17, 34, 44, 58, 63)
Основные формыСемейное, заочное
АттестацияПромежуточная может проходить в школе или онлайн, государственная — очно в школе
Можно ли вернуться к обычному формату обученияДа. После дистанционного обучения ребенок имеет право вернуться к очному обучению в школе
Требования к организации учебного процессаНужен компьютер или планшет, стабильный интернет, камера и микрофон
Сроки переводаОграничений нет, перевестись можно в любое время в течение учебного года

Суть дистанционного обучения в школах России

Суть в том, чтобы предоставить возможность абсолютно любому ученику получить качественное и полноценное образование. Ребята, которые серьезно занимаются спортом, творчеством и находятся постоянно на тренировках, репетициях или имеют проблемы со здоровьем и не могут посещать регулярно школу; те, кто живут в отдаленных районах, но хотят иметь такой же уровень знаний, что и в городе, могут выбрать этот формат обучения.

Для обеспечения полного взаимодействия между учеником и учителем был разработан целый ряд дистанционных технологий: специализированные образовательные платформы (РЭШ, МЭШ, «Билет в будущее», «Учи.ру», «ЯКласс» и другие), системы видеоконференций, электронные журналы и дневники. Ученики получают задания, слушают уроки, выполняют практические упражнения и участвуют в групповых проектах через компьютер или другое устройство с выходом в интернет.

Пошаговая инструкция по переводу на дистанционное обучение в школах России

Перед тем как принять решение о переводе на дистанционку, важно тщательно подготовиться. Стоит заметить, что переход на семейную форму обучения отличается от перехода на заочную форму. Ниже детальный пошаговый план, который поможет разобраться во всех нюансах перехода на дистанционное обучение и организовать его максимально эффективно для ребенка и для всей семьи.

Уведомить Департамент образования

При переходе на семейное обучение необходимо, в первую очередь, уведомить о своем решении местный Департамент образования или другой орган образования. Причину можно указать «по семейным обстоятельствам» без дополнительной конкретики. Это действие несет именно уведомительный характер — вам не могут отказать. 

При переходе на заочную форму обучения этот шаг не требуется.

Написать заявление в школе

Мама с сыном пишут заявление в школе о переходе на дистанционное обучение
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Родители пишут заявление установленного образца на имя директора школы, выражая свое желание перейти на дистанционку. Заявление для каждой формы обучения свое, но в обоих указывается ФИО ребенка, класс и выбранная форма обучения.

При семейном обучении пишут заявление об отчислении из школы, в которой ребенок учится на данный момент. После этого забираются документы: личное дело, медкарта и другие. В дальнейшем нужно будет только писать заявление о прикреплении ребенка к школе на период сдачи промежуточной и итоговой государственной аттестации. 

На заочном обучении нужно подать заявление о переходе на заочную форму.

Подготовить документов 

Необходимо подготовить копию паспорта родителя, свидетельства о рождении или паспорта ребенка, медицинскую справку (если переход обусловлен состоянием здоровья), а также прочие необходимые бумаги, запрашиваемые школой. Перечень может отличаться в зависимости от региона и школы.

Организовать учебный процесс  

После улаживания формальностей начинается главное — непосредственно учеба. При семейной форме родители определяют, как именно будет учиться ребенок: через онлайн-платформу, с репетиторами или по собственным планам. Составляют учебный план, контролируют успеваемость, следят за соответствием материалов ФГОС.

При заочном обучении школа направляет родителям инструкцию по проведению занятий, список необходимых платформ и порядок взаимодействия с учителями.

К этому моменту следует закончить подготовку учебного места с полным техническим оснащением.

это интересно
Семейное обучение
Кому подходит такая форма обучения и как ее организовать
подробнее

Шаблон заявления на перевод на дистанционное обучение в школе

Каждый учащийся может перейти на дистанционный формат обучение по обоюдному решению с родителями. Для этого нужно написать заявление.

Строгого шаблона, по которому должны быть написаны заявления, связанные со сменой формата обучения, нет. Достаточно придерживаться общепринятых правил оформления.

В заявлении в правом верхнем углу следует указать, кому и от кого составлено обращение, а также свои контактные данные: номер телефона и электронную почту. После слова «заявление» по центру листа нужно написать само прошение и указать выбранную форму обучения. В конце заявления ставится дата и подпись.

Образец заявления на перевод на дистанционное обучение в школе

Мы подготовили примеры, которые можно взять за основу.

Для перехода на семейное обучение:

  • заявление на отчисление из школы,
  • уведомление о переходе на семейную форму в Департамент образования или орган местного образования (в каждом регионе свой утвержденный бланк для заполнения, в образце пример для Москвы),
  • заявление на прикрепление на период проведения аттестации

Для перехода на заочное обучение — заявление о переводе на заочную форму обучения.

Организация уроков на дистанционном обучении в школах России

Организация обучения на дому
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Дистанционный формат образования предполагает взаимодействие учителя и ученика на расстоянии с помощью современных технологий, и его организация должна соответствовать строгим нормативным требованиям, включая СанПиН и федеральные законы.

Для организации полноценного дистанционного обучения необходимо наличие компьютера или ноутбука с доступом в интернет. Скорость интернета должна составлять не менее 5 Мбит/с. Также потребуются веб-камера, микрофон, наушники или колонки и соответствующее программное обеспечение.

Продолжительность дистанционного урока регламентируется санитарно-эпидемиологическими нормами и зависит от возраста учащихся:

  • для учеников 1–4 классов — не более 25 минут непрерывного использования электронных средств обучения;
  • для учащихся 5–9 классов — до 30 минут;
  • для старшеклассников (10–11 классы) — до 35 минут.

Важно помнить, что после каждого дистанционного урока нужно делать перерыв по 20-30 минут. В это время рекомендуется выполнить гимнастику для глаз, сделать физические упражнения, немного отдохнуть. Эти рекомендации установлены в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. 2

Организация рабочего места играет ключевую роль в сохранении здоровья учащихся. Потребуется хорошее освещение и подходящая эргономичная мебель. Расстояние от монитора до глаз должно составлять 50-70 сантиметров. Правильная поза учащегося — обязательное условие для предотвращения проблем со здоровьем.

Формат занятий в дистанционном обучении включает различные формы взаимодействия. Это могут быть видеоконференции с учителями, выполнение интерактивных заданий, прохождение онлайн-тестов и контрольных работ.

Только комплексный подход к организации дистанционного обучения в школах может обеспечить его эффективность и безопасность для всех участников образовательного процесса.

Мнение экспертов о дистанционном обучении в школах России

Ольга Хасякова, директор Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Мир, в котором сегодняшним школьникам предстоит расти, очень сильно отличается от того, что ждал прошлое поколение выпускников. Очень важно, чтобы сфера образования шла в ногу с мировыми тенденциями, в том числе технологическими. Хорошо, что сейчас есть возможность обучаться в школе дистанционно, и могу сказать, что с каждым годом этот формат становится все качественнее. Развиваются инструменты, растет квалификация учителей, чья работа все дальше выходит за стены классной комнаты. Уже можно обратиться к опыту школьников по всей стране, отучившихся дистанционно достаточно долго, чтобы, глядя на их реальные результаты и впечатления, понять, что можно улучшить в системе.

Проблема недостатка мест в школах по всей стране активно решается, но остается насущной для многих регионов. В этом случае «дистант» часто оказывается хорошей альтернативой учебе в две смены и переполненным классам.

Вынужденная мера перехода на всеобщее дистанционное обучение во время пандемии COVID-19 «подсветила» плюсы и минусы этого формата. Многие оценили возможность для ребенка даже во время пребывания дома иметь доступ к материалам, поддерживать контакт с учителем и не проседать по программе. Да, не у всех образовательных организаций получилось быстро и качественно перестроиться.

Большим шагом стало бы создание единой для всех российских школ системы дистанционного обучения. Сейчас государственные школы справляются с дистанционкой своими силами.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ольга Хасякова:

Какой закон регламентирует дистанционное обучение в школах России?

Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».4

И не только к дистанционному обучению, но и к нему в том числе, относится Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 августа 2023 года № 1493 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления информации».

Какие плюсы и минусы у дистанционного обучения в школах России?

Как я уже сказала, на уровне образовательных организаций серьезным минусом видится отсутствие единой федеральной системы, которая помогла бы задать уровень качества такого формата обучения для всех школ страны.

С точки зрения школьника и родителей, на первом плане оказываются другие проблемы. Не всем легко дается переход на дистанционку из-за необходимого уровня самостоятельности ребенка и неизбежной вовлеченности родителей в контроль учебного процесса. Особенно сложно бывает в начале знакомства с новым форматом. 

К плюсам, в первую очередь, можно отнести доступность, в широком смысле. Если по каким-либо причинам очное посещение школы невозможно, дистанционное обучение позволяет не просесть в знаниях и успеваемости. Это касается и временных мер — болезнь ребенка или смена места жительства, и постоянных факторов вроде переполненных классов, конфликтов с одноклассниками или учителями, отставания по программе или опережения. Дистанционный формат также делает комфортным прохождение экстерната — возможность освоить два класса за год.

Кому подходит дистанционное обучение в школе?

Часто дистанционное обучение выбирают из-за ранней профориентации. Например, школьники, которые серьезно занимаются спортом или искусством. Постоянные тренировки, репетиции, сборы и соревнования вносят хаос в график очного посещения школы, но хорошо встраиваются в дистанционное обучение. Особенно эффективен в таком случае асинхронный формат занятий. Когда у ученика есть индивидуальное расписание и образовательный маршрут, отвечающий конкретным запросам.

По этой же причине «не ходят в школу» старшеклассники, которые серьезно готовятся к поступлению и уже выбрали интересную им сферу деятельности, участники олимпиад. Им нужен уклон на конкретные предметы школьной программы. Не у всех есть возможность перевестись, например, в профильный класс. И не везде есть учителя, которые могут достаточно эффективно помочь в подготовке в рамках школьных уроков.

Многие семьи, которые часто переезжают, не хотят лишних стрессов для детей. Адаптация каждый год к новой школе, новому месту и коллективу, сложнее, чем привычные, регулярные дистанционные занятия.

Еще одна категория — дети, которые при очном обучении по каким-либо причинам сильно отстают по программе. Дистанционно они посвящают занятиям больше времени, чем могли бы, сидя в классе, и в итоге учатся лучше.
  1. Исследовательская статья «Семейное образование в Российской Федерации: анализ данных официальной статистики» // Официальный сайт Московского городского педагогического университета. URL: https://rik.mgpu.ru/wp-content/uploads/2024/08/petryaeva-e-yu-sumenkova-yu-i-fedorovskaya-m-n-kozinchenko-i-v.pdf 
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 
  3. Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=602107773&backlink=1&&nd=102955243 
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031 
КП
Реклама О проекте