Линейные неравенства

Научимся решать линейные неравенства тремя разными способами, правильно записывать ответ и работать с системами из нескольких неравенств одновременно

Линейные неравенства. Фото: Monkey Business Images/ Shutterstock / Fotodom
Ирина Соколова Автор КП Ольга Комарова Учитель математики

Представьте обычные рычажные весы — они идеально объясняют суть линейных неравенств. Когда мы видим запись 3x > 15, можно представить три одинаковых груза на одной чаше весов, которые перевешивают гирю в 15 граммов на другой. Знак неравенства подобно стрелке весов показывает, какая сторона перетягивает: > означает «тяжелее», < — «легче», а знаки ≥ или ≤ добавляют важное уточнение — «или ровно столько же».

Линейные неравенства работают как точные измерительные приборы. Особенно удобны двойные неравенства вроде 2 < y < 5 — они подобны электронным весам, показывающим точный диапазон: «больше двух, но меньше пяти». Такой математический инструмент незаменим, когда нужно определить допустимые границы, сравнить варианты или найти оптимальное решение в самых разных сферах — от планирования бюджета до расчета строительных материалов или калорий в блюде.

Что такое линейные неравенства в алгебре

Линейное неравенство — это математическое выражение, содержащее буквенную переменную в первой степени, в котором две части связаны знаками сравнения: 

  • > (больше)
  • < (меньше)
  • ≥ (больше или равно)
  • ≤ (меньше или равно)

Общий вид линейного неравенства с одной переменной ax + b > 0, где:

  • x – переменная,
  • a и b – действительные числа (a ≠ 0).

Полезная информация о линейных неравенствах

Рассмотрим основные примеры линейных неравенств. Эта таблица поможет быстро ориентироваться в основных типах и особенностях их решения.

Линейное неравенствоПример
Строгое неравенство (> или <)4x — 3 > 17 → 4x > 20 →  x > 5
Нестрогое неравенство (≥ или ≤)2x ≤ 8 → x ≤ 4
Двойное неравенство-3 < 2x + 1 ≤ 7 → -4 < 2x ≤ 6 → -2 < x ≤ 3
Неравенство с дробным коэффициентом½ x + 1 ≥ 5 → ½ x ≥ 4 → x ≥ 8
Неравенство с отрицательных коэффициентом-3x < 9 → x > -3 (знак неравенства меняется на противоположный)

Что такое решение неравенства

Решить неравенство — значит найти все значения переменной, при которых неравенство становится верным.

Разберемся, чем отличается решение линейных неравенств и решение линейных уравнений. Уравнение имеет единственное решение, в то время как у неравенства бесконечное множество решений — все числа, которые удовлетворяют условию.

Рассмотрим два примера:

  • Уравнение 2x + 3 = 7 → 2x = 4 → x = 2 
  • Неравенство 2x + 3 < 7 → 2x < 4 → x < 2

Типы решений неравенств

Результат линейного неравенства может быть записан различными способами. Существует три основные формы записи решений.

1. Запись в виде неравенства. Является самым простым способом представить решение. Типы записи:

  • x > a, x < a — строгий ответ
  • x ≥ a, x ≤ a — нестрогий ответ
  • a < x < b, a ≤ x ≤ b, a < x ≤ b, a ≤ x < b — двойное неравенство

Примеры: 

2x + 1 < 5 → 2x < 4 → x < 2
-4 < 2x ≤ 6 → -2 < x ≤ 3

2. Запись в виде числового промежутка. Является более формальной математической записью.

Типы промежутков:

  • (a; b) — интервал (a < x < b)
  • (a; b] — полуинтервал (a < x ≤ b)
  • [a; b) — полуинтервал (a ≤ x < b)
  • [a; b] — отрезок (a ≤ x ≤ b)
  • (-∞; a) — открытый луч (x < a)
  • (a; +∞) — открытый луч (x > a)
  • (-∞; a] — закрытый луч (x ≥ a)  
  • [a; +∞) — закрытый луч (x ≥ a)

Примеры:

x > 3 → x ∈ (3; +∞)
x ≤ 7 → (-∞; 7]
-1 ≤ x < 4 → [-1; 4)

3. Графическое представление. Наглядный способ изображения решения на числовой прямой.

Правила обозначений:

  • ● — точка включается (для знаков ≥ или ≤)
  • ○ — точка не включается (для знаков > или <)
  • → или ← — направление решения

Примеры:

Для x > 2:

Изображение: Ирина Соколова

Для -3 ≤ x < 1:

Изображение: Ирина Соколова

Все три формы записи решений являются равнозначными и используются в зависимости от конкретной задачи или требований. В школьной практике часто требуется представлять решение всеми тремя способами.

Методы решения линейных неравенств

Перед тем как приступить к решению линейных неравенств, важно понимать, что существует несколько основных методов. Выбор метода зависит от вида неравенства и личных предпочтений. Все они дают одинаково верный результат, но могут быть более удобны в разных ситуациях. Рассмотрим три основных подхода.

  • Метод равносильных преобразований — основной способ, аналогичный решению линейных уравнений, но с учетом правила смены знака при умножении или делении на отрицательное число.
  • Метод интервалов — эффективный метод для неравенств, у которых легко найти нули функции.
  • Графический способ — наглядный метод, позволяющий визуально представить множество решений.

Теперь разберем каждый метод подробно с примерами.

Метод равносильных преобразований

Наиболее простой способ, особенно удобный для простых линейных неравенств и быстрого получения ответа.

Алгоритм:

  1. Перенести все члены, содержащие переменную, в одну сторону неравенства, числа без переменной — в другую. Важно при переносе каждого члена из одной части в другую менять его знак на противоположный.
  2. Привести подобные слагаемые в обеих частях неравенства.
  3. Разделить обе части на коэффициент при переменной: если коэффициент положительный — знак сохраняется, если отрицательный — знак меняется на противоположный

Примеры

Решим неравенство: 3x — 6 < 0.

Переносим -6 вправо с противоположным знаком: 3x < 0 + 6 → 3x < 6.
Делим на 3 обе части неравенства, знак неравенства не меняется: x < 2.

Ответ: x ∈ (-∞; 2)

Решим неравенство: -2x + 4 ≥ 8.

Переносим 4 вправо с противоположным знаком: -2x ≥ 8 — 4 → -2x ≥ 4.
Делим на -2 обе части неравенства, знак неравенства меняется: x ≤ -2.

Ответ: x ∈ (-∞; -2]

это интересно
Квадратные уравнения
Формулы и свойства, которые помогают решать квадратные уравнения различными способами
Подробнее

Метод интервалов

Такой способ не очень эффективен для решения простых линейных неравенств. Но изучить его важно, так как через линейные неравенства происходит подготовка к решению более сложных неравенств.

Алгоритм:

  1. Перенести все члены неравенства в одну сторону, соблюдая правило смены знака каждого члена.
  2. Приравнять выражение со всеми членами неравенства к нулю. Решить полученное уравнение, тем самым найдя нуль функции.
  3. Отметить полученную точку на числовой прямой: ○ для строгих неравенств (<, >), ● для нестрогих (≤, ≥).
  4. Определить знак выражения на получившихся промежутках.
  5. Выбрать нужный промежуток согласно знаку неравенства. Важно не забыть включить в ответ нуль функции тоже, если неравенство нестрогое. 

Примеры

Решим неравенство: 2x — 6 > 0.

Находим нуль функции: 2x — 6 = 0 → 2x = 6 → x = 3.
Отмечаем выколотую точку x = 3 на числовой прямой, так как неравенство строгое. Отмечаем знаки выражения на промежутках. При x < 3 знак -; можно проверить, например x = 0 → 2 × 0 — 6 = -6 → отрицательное. При x > 3 знак +, например x = 4 → 2 × 4 — 6 = 2 → положительное.

Изображение: Ирина Соколова

Смотрим на знак неравенства >, выбираем промежуток с положительными значениями: x ∈ (3; +∞).

Ответ: x ∈ (3; +∞)

Решим неравенство: -3x + 12 ≤ 0.

Находим нуль функции: -3x + 12 = 0 → -3x = -12 → x = 4.

Отмечаем закрашенную точку x = 4 на числовой прямой, так как неравенство нестрогое. Отмечаем знаки выражения на промежутках. При x < 4 знак +; можно проверить, например x = 2 → -3 × 2 + 12 = 6 → положительное. При x > 4 знак -, например x = 5 → -3 × 5 + 12 = -3 → отрицательное.

Изображение: Ирина Соколова

Смотрим на знак неравенства ≤, выбираем промежуток с отрицательными значениями и саму точку x = 4: x ∈ [4; +∞).

Ответ: x ∈ [4; +∞)

Метод интервалов особенно полезен, когда более сложное неравенство можно разложить на линейные множители вида (ax + b)(cx + d) > 0.

Решим неравенство: (x — 1)(x + 2) < 0

Находим нули функции: (x — 1)(x + 2) = 0 → x = 1 и x = -2.
Отмечаем полученные точки на прямой и анализируем знаки:

x < -2 → (-)(-) = +
-2 < x < 1 → (+)(-) = —
x > 1 → (+)(+) = +

Изображение: Ирина Соколова

Смотрим на знак неравенства <, выбираем промежуток с отрицательными значениями: x ∈ (-2; 1).

Ответ: x ∈ (-2; 1)

Хотя этот пример уже не является строго линейным неравенством, он демонстрирует, как метод интервалов естественно расширяется для более сложных случаев, сохраняя ту же логику, что и для простых линейных неравенств.

Графический способ

Такой способ помогает понять геометрический смысл неравенства и визуально представить его решение, а также это удобный вариант для сравнения двух линейных выражений.

Алгоритм для неравенства вида ax + b > 0:

  1. При сравнении левой части с нулем построим график функции y = ax + b — прямая.
  2. Находим координату x точки пересечения прямой с осью OX (y = 0).
  3. Определяем для знака > часть графика выше оси OX, для знака < ниже оси OX. Для знаков ≥ и ≤ включаем точку пересечения. Выписываем нужный промежуток для значений x.

Алгоритм для неравенства вида ax + b > cx + d:

  1. При сравнении выражений из левой и правой частей строим два графика функций y1 = ax + b и y2 = cx + d — прямые.
  2. Находим координату x точки пересечения прямых. В этой точке выражения левой и правой частей равны.
  3. Определяем для знака > часть графика где y1 выше y2, для знака < — y1 ниже y2. Для знаков ≥ и ≤ включаем точку пересечения. Выписываем нужный промежуток для значений x.
Изображение: Ирина Соколова

Примеры

Решим неравенство: 2x — 6 > 0.

Изображение: Ирина Соколова

Строим график прямой y = 2x — 6.
Находим точку пересечения: x = 3.
Знак неравенства >, соответственно, включаем в ответ ту часть прямой, которая выше оси OX: x > 3.

Ответ: x ∈ (3 ; +∞)

Решим неравенство: x + 3 ≥ 2x — 1.

Обратите внимание: при других методах решения мы бы переносили члены неравенства через знак сравнения, но в графическом методе это необязательно. Мы можем сразу сравнивать обе части.

Изображение: Ирина Соколова

Строим графики прямых y1 = x + 3 и y2 = 2x — 1. 
Находим точку пересечения: x = 4.
Знак неравенства ≥, соответственно, включаем в ответ ту часть графика, где y1 выше y2: x ≤ 4.

Ответ: x ∈ (-∞; 4]  

Системы линейных неравенств с одной переменной

Система линейных неравенств с одной переменной — это два или более линейных неравенств, объединенных фигурной скобкой.

Решением системы называется множество всех значений переменной, которые удовлетворяют каждому неравенству системы одновременно.

Алгоритм:

  1. Решить каждое неравенство отдельно любым методом.
  2. Изобразить решение всех неравенств на одной числовой прямой. 
  3. Найти пересечение решений — общую область, где выполняются все неравенства системы одновременно 

Примеры

Решим систему: 

Решаем первое неравенство: 3x — 6 < 0 → 3x < 6 → x < 2.
Решаем второе неравенство: x + 2 ≥ -1 → x ≥ -3.
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:
Находим пересечение x < 2 и x ≥ -3. Общее решение: x ∈ [-3; 2).

Изображение: Ирина Соколова

Решим систему:

Решаем первое неравенство: 3x > 15 → x > 5.
Решаем второе неравенство: x — 6 > -4 → x > 2.
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:

Изображение: Ирина Соколова

Находим наложение x > 5 и x > 2. Общее решение: x ∈ (5; +∞).

Ответ: x ∈ (5; +∞) 

Решим систему:

Решаем первое неравенство: 2x — 1 ≤ x + 1 → 2x — x ≤ 1 + 1 → x ≤ 2.
Решим второе неравенство: 3x — 12 > 0 → 3x > 12 → x > 4.
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:

Изображение: Ирина Соколова

В данном случае пересечения промежутков не произошло. Это значит, что система неравенств не имеет решения.

Ответ: ∅

Задачи по теме «Линейные неравенства»

Попробуйте решить следующие задачи на линейные неравенства, используя изученные методы. Обращайте внимание на тип неравенства и не забывайте правильно записывать ответ в нужной форме.

Задача 1

Решите неравенство 2x + 5 < 17

Задача 2

Найдите все целые решения неравенства −3 ≤ x+2 < 4

Задача 3

Решите систему неравенств

Задача 4

При каких значениях x выражение 2x — 5 принимает неотрицательные значения? 

Ответы к задачам

Сверьте свои ответы с приведенными ниже решениями. Если что-то не совпало — проанализируйте, на каком этапе была допущена ошибка, и повторите соответствующий раздел теории.

Задача 1

Неравенство можно решить любым из трех изученных способов. Воспользуемся методом равносильных преобразований:

2x + 5 < 17 → 2x < 17 — 5 → 2x < 12 → x < 6

Ответ: x ∈ (-∞; 6)

Задача 2

Решим двойное неравенство используя равносильные преобразования, а именно, пересем значение числа из середины неравенства в обе стороны одновременно, меняя знак числа на противоположный: 

-3 ≤ x+2 < 4 → -3 — 2 ≤ x < 4 — 2 → -5 ≤ x < 2
В промежутке -5 ≤ x < 2 лежат целые числа: -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1
Обратите внимание, что число -5 является граничным значением, входящим в промежуток, а число 2 не входит в него. Именно поэтому в ответ мы вносим -5, но не включаем 2.  

Ответ: -5, -4, -3, -2, -1, 0, 1

Задача 3

Решим первое неравенство: 4x — 7 > 1 → 4x > 8 → x >2
Решим второе неравенство: 3x + 2 ≤ 14 → 3x ≤ 12 → x ≤ 4
Находим пересечение x >2 и x ≤ 4 и получаем ответ 2 < x ≤ 4

Ответ: x ∈ (2; 4] 

Задача 4

Под «неотрицательными значениями» подразумеваются положительные значения и нуль. Тогда можно составить неравенство, где с левой стороны выражение 2x — 5, с правой 0, а между ними знак ≥ и решить его.  

2x — 5 ≥ 0 → 2x ≥ 5 → x ≥ 2,5
Тогда при х ∈ (2,5; +∞) выражение 2x — 5 принимает неотрицательные значения.

Ответ: х ∈ (2,5; +∞)        

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ольга Комарова, учитель математики:

Чем отличается линейное неравенство от квадратного?

Линейное неравенство — это неравенство вида ax + b > 0, где переменная в первой степени, например: 2x — 5 > 7.

Квадратное неравенство содержит переменную во второй степени, его можно представить в виде ax2 + bx + c > 0, например: x² — 4x < 5.

Главное различие — в степени переменной и в подходе к решению.

Если линейное неравенство можно решить, просто перенеся слагаемые и поделив обе части, то квадратное уже требует анализа интервалов, нахождения корней и понимания графика параболы.

Линейные неравенства — это базовый навык, квадратные — уже шаг к более сложной алгебре.

Почему линейные неравенства изучают в 8 классе?

В 7 классе ученики подробно изучают линейные уравнения, функции и системы линейных уравнений. Учатся работать с числовой прямой, интервалами, строить графики функций и искать решение уравнения как точку на оси.

И именно на этой прочной базе знаний логично в 8 классе ввести линейные неравенства как новый способ описания множества решений. Это помогает развитию математического мышления. Важно, что ученик начинает работать не только с конкретными значениями, а с целыми диапазонами чисел.

В каких заданиях ОГЭ и ЕГЭ по математике понадобится умение решать линейные неравенства?

В ОГЭ линейные неравенства появляются в заданиях на решение алгебраических неравенств, в текстовых задачах, где нужно подобрать условия: например, чтобы стоимость покупки не превышала бюджет.

В ЕГЭ чаще всего это может быть линейное или дробно-рациональное неравенство, также встречается в задании с параметром — где нужно рассуждать, при каких значениях переменной неравенство будет выполняться.

И конечно, это не только для экзаменов мы приобретаем умение сравнивать, ограничивать, планировать и оценивать — все это про линейные неравенства. А значит, про повседневную жизнь.
КП
Реклама О проекте