Что такое метафора и за что ее так любят писатели, руководители и ораторы? Поговорим об этом изобразительно-выразительном средстве языка и увидим на примерах, насколько богаче и красочнее он делает нашу речь
Метафора — частое явление в поэзии и художественной литературе, без нее не обходится практически ни одна поговорка. Этот стилистический прием основан на использовании полисемичных (то есть многозначных) слов в их переносных значениях.
Рассмотрим виды метафор, способы их выражения и вместе с учителем литературы вспомним яркие примеры метафор русских классиков.
Авторы учебника русского языка за 6 класс М. Т. Баранов и И. А. Ладыженская определяют метафору как вид тропа, в основе которого лежит сравнение предметов по их признакам. Метафора — такое слово, оборот речи или выражение, которое используется в переносном значении, чтобы придать языку художественную выразительность и образность. Но сравнение это скрыто, мы не находим указывающих слов: «как», «будто», «словно» и других.
Метафорические высказывания появляются благодаря способности ума мыслить ассоциативно. Например, из-за способности ума видеть сходство луны с овалом лица, появилась метафора «бледный лик луны» и другие образы.
Первым переносить смысл одного слова на другое, имеющее с ним некоторое сходство, начал Аристотель. В своем трактате «Поэтика» он ввел в употребление термин «метафора» (греч. μεταφορά) — «перенос».
В таблице изложены интересные факты о метафоре в формате вопросов и ответов.
| Вопрос о метафоре | Ответ |
|---|---|
| Что такое метафорический интеллект? | Способность излагать мысли и решать вопросы с помощью метафор |
| Что такое метафора-клише? | Избитая, банальная метафора, которая широко используется в речи, не несет нового смысла. Например: «сердце выпрыгнуло из груди» |
| Почему метафору называют скрытым сравнением? | Потому что она представляет собой перенос значения одной лексемы на другую на основе их сходства |
| Какова роль метафоры в повседневной речи? | Она помогает передать смысл абстрактного понятия, объяснить сложное явление через более понятную аналогию |
| Что такое мертвая метафора? | Фигура речи, которая перестала восприниматься как метафора из-за широкого использования. Например: «ушная раковина», «ножка стола» |
Метафора может быть выражена как отдельными словами, так и фразами, и даже развернутыми описаниями. Переносное значение слова мы можем выразить существительными, прилагательными, глаголами и наречиями.
Рассмотрим на примерах.
Путь к сердцу лежит через желудок.
Путь к сердцу — метафора, выраженная существительным. Речь идет не о конкретной полосе земли для передвижения. В данной поговорке используется переносное значение слова «путь».
Бархатный голос
Метафора, выраженная прилагательным. Слово «бархатный» в отношении голоса используется в переносном смысле, так как звук мы не можем ощутить тактильно.
Дождь барабанит
Метафора, выраженная глаголом, так как в прямом смысле, согласно определению из словаря под редакцией А. П. Евгеньевой, «барабанить» означает «бить в барабан». А в данном случае мы говорим о звуке, который напоминает нам стук барабанных палочек по мембране.
Глубоко безразлично
Метафора, выраженная наречием. Безразличие — это состояние психики, к которому характеристики материальных объектов могут быть применены только в переносном смысле.
Приведем пример метафоры, выраженной фразой.
Девочка захлебнулась от восторга.
В переносном смысле предложение означает, что девочка испытала положительные эмоции, а вовсе не мучительные ощущения попадания жидкости в горло. Да и от восторга захлебнуться в буквальном смысле невозможно. В данном случае метафорическая фраза применена для описания сильных эмоциональных переживаний.
Классифицировать метафоры можно по различным основаниям. По степени выраженности метафоры принято делить на резкие и стертые. По структуре — на простые и сложные, развернутые метафоры. По частоте использования — на языковые (общепринятые) метафоры и художественные (авторские). Рассмотрим каждый вид подробнее.
Резкая метафора соединяет в одном предложении очень далекие друг от друга явления. Такое сочетание выглядит контрастно, его невозможно не заметить.
Выразительные метафоры, в которых сочетаются несопоставимые явления, вызывают эмоциональное напряжение у слушателя:
Ты мне сердце рвешь!
Этой фразой мы пытаемся высказать очень сильное переживание, прибегая к такому эмоционально сильному образу.
Невыносимая легкость бытия
Эту метафору мы помним из одноименного романа М. Кундеры. Таким ярким образом автор показывает, насколько легко бывает в жизни совершать какие-то поступки и принимать решения и насколько тяжелой может быть ответственность за такие действия.
Данный вид также называется привычной метафорой. Мы воспринимаем его как стандартный оборот речи, не обращая внимания на его метафоричность.
Стертые метафоры прочно вошли в привычную речь, мы употребляем их ежедневно.
Невиданная доброта
В этом сочетании слово «невиданная» используется в переносном значении, так как доброта — явление, которое увидеть глазами невозможно. Мы видим лишь ее проявления: добрые поступки и их последствия. Доброта — это то качество, о котором мы можем догадаться в результате аналитического осмысления событий и действий.
Все прошло как по маслу.
Этим устойчивым словосочетанием принято описывать событие (встречу, испытание), которое прошло так же легко и быстро, как нож входит в масло.
Самый распространенный вид метафоры, которым мы пользуемся в повседневной речи, — простая метафора. Ее мы можем встретить на страницах книг и газет, даже в научных изданиях. Эти метафоры, выраженные одним словом, часто имеют форму устойчивых фразеологизмов.
Рассмотрим примеры метафор, в которых одно слово мы используем для обозначения другого.
Маленькое солнышко
Так говорит мама своему малышу. Она переносит свойства небесного светила (способность согревать и светить, вызывать хорошее настроение) на любимого человека, поскольку в его присутствии испытывает такую же радость и душевное тепло.
Не кипятись!
Так мы говорим, пытаясь успокоить собеседника, когда он пребывает в состоянии сильного эмоционального напряжения, рассержен или паникует, перенося на живого человека свойство вскипающей воды. В английском языке есть аналогичная идиома: simmer down (simmer — кипятить, down — спускать, снижать).

Сложная, или развернутая метафора — это художественный прием, в котором поэтический образ описывается на протяжении нескольких строк, охватывает абзац или даже продолжает раскрываться до самого конца произведения. Если простая метафора представляет собой однократное сравнение, то развернутая — это последовательная цепь сравнений, каждое из которых поддерживает создаваемую метафору, укрепляет ее и делает более глубокой.
Сложные метафоры часто можно встретить в поэзии. Вспомним строки из стихотворения С. Есенина:
«В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть».
Рябина сравнивается с костром, но на этом метафора не заканчивается, а продолжает развиваться дальше: рябина — костер, который никого не может согреть.
В качестве примера развернутой метафоры можно привести стихотворение М. Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» — в нем скрытое сравнение разворачивается от первой до последней строки. Поэт использует образ паруса, чтобы показать искания собственной мятущейся души.
Языковые метафоры — это прежде всего устойчивые выражения, основанные на переносном значении слов. Это метафоры народные, общеупотребимые, автора которых никто не помнит или он не известен.
Общеупотребимые метафоры — чаще всего это простые метафоры. К ним относят фразеологизмы и речевые штампы: «буря эмоций», «жизнь бьет ключом» и прочие.
Такой вид метафоры иначе называется авторской, или индивидуальной. Но это не означает, что придумывают художественные метафоры только писатели — авторские метафоры могут возникнуть в повседневной жизни.
Больше всего художественных метафор можно встретить в поэзии.
По просекам к простоволосым селам выходят сны березово-светлы…
В этой строке Николай Благов использовал несколько метафорических образов: простоволосые села, сны выходят, березово-светлые сны.
Такими литературными приемами автор создает выразительные запоминающиеся картины, соединяющие красоту природы и личный чувственный опыт.
Ярким примером художественной метафоры выступает поэма «Облако в штанах». В самом названии содержится резкая метафора, которая оставляет в недоумении. Таким противоречивым образом автор хотел показать сочетание в главном герое возвышенных устремлений, ранимости и тонкой душевной организации с внешней грубостью и цинизмом. Под маской эпатажа и дерзости он прячет романтичную натуру, природную мягкость.
Метафора, как разновидность тропа, делает речь более выразительной и наполняет новыми оттенками смысла. Выделим основные аспекты, характеризующие роль метафоры в тексте.
Если представить текст совсем без метафор, он может быть полезным и информативным, но более скучным для восприятия. Для художественного стиля такая сдержанность не характерна, а стихи без метафор — большая редкость. Иными словами, метафора украшает текст. И здесь существует опасность переборщить с украшениями. Метафоры должны быть уместны и дополнять текст, а не составлять его основу.
Метафоричные образы помогают раскрыть более глубокий смысл сказанного. Речь становится не прямолинейной, она наполняется намеками или скрытым юмором. Метафора позволяет выразить мысль более емко. Например, фраза «он сидел сложа руки» отличается от фразы «он бездействовал». В последнем случае мы видим нейтрально выраженную констатацию факта. Метафора наполнила высказывание дополнительным смыслом, придав ему негативный оттенок. Автор такой фразы вкладывает свое осуждающее отношение к такому бездействию.
Создавая эмоционально выразительные образы, метафора наполняет текст настроением, глубже проникает в сознание читателя. Например, фразой «огонь любви» мы можем показать всепоглощающую силу этого чувства. Любовь уподобляется стихии, которая способна не только освещать путь, согревать и служить топливом для души, но и разрушать, сжигать до тла и оставлять после себя обугленные головешки.
Метафора не только делает текст более привлекательным для чтения и эмоционально насыщенным, она имеет еще и утилитарное значение. Включенные в текст метафоры заставляют мозг работать более интенсивно: искать аналогии, ассоциации, связывать друг с другом разные на первый взгляд объекты. К примеру, услышав сложную метафору Бориса Пастернака «Зимний день в сквозном проеме незадернутых гардин», мозг начинает усиленно обрабатывать этот образ и объяснять для себя непривычное словосочетание. Он создает визуальный образ, а затем интерпретирует его для себя понятными средствами.
Использование в тексте метафор считается показателем авторского мастерства. К примеру, иностранец, который только пытается изъясняться на чужом для себя языке, едва ли сумеет использовать метафоры.
По крайней мере, они будут выглядеть в тексте неловко. Если автор умело вплетает в повествование метафоры, значит, он в достаточной степени владеет языком, чтобы пользоваться им на более сложном уровне. Равно как и для читателя понимать и замечать метафоры в тексте тем легче, чем богаче его словарный запас и чем выше уровень владения языком.
Метафоры в тексте или живой речи — важный инструмент для тех, кто в своей деятельности много общается с людьми. Руководители, спикеры на публичных выступлениях, политики, преподаватели, тренеры, психотерапевты обладают метафорическим интеллектом, то есть способностью доносить смысл сложных предметов или явлений с помощью метафор. Этот прием позволяет показать проблему с разных сторон и перенести трудно воспринимаемую тему в область доступных для понимания слушателя понятий.
Поэзия А. С. Пушкина наполнена метафорами, которые раскрывают многообразие русского языка и виртуозное владение автором языковыми средствами. В своих произведениях Пушкин часто переносит на природные явления эмоции и чувства живого человека:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
Ярким примером развернутой метафоры является стихотворение «Пророк», в котором он описывает таинственный момент божественного озарения:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
В поэтических образах Пушкин рассказывает о том, как получил свой дар «глаголом жечь сердца людей». Здесь метафора помогает передать наглядно то, что сложно объяснить словами, — божественное предназначение человека.
Язык М. Ю. Лермонтова изобилует выразительными языковыми приемами. Метафору мы можем встретить буквально в каждой строке даже короткого стихотворения:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Здесь мы видим перенесение свойств живого существа на природные явления, описание внешнего вида объекта с помощью ассоциаций. Так, тучка становится золотой, а небесная ширь превращается в разлитую краску светло-синего цвета.
Нередко поэт описывает чувства и эмоции через материальные объекты. Множество примеров подобных метафор можно встретить в поэме «Демон»:
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
Здесь автор показывает отравляющую силу ненависти, сравнимую по своему воздействию с ядом, тем самым добиваясь особой выразительности строк.
И грусть на дне старинной раны
Зашевелилася, как змей.
Метафорическим языком незримое, бесплотное состояние души Лермонтов превращает в ползучего гада, который пугает и отвращает своим шевелением.
В своем творчестве С. А. Есенин очень часто пользуется метафорой, главным образом для описания природы с помощью явлений и предметов из другой сферы. Олицетворение, как разновидность метафоры, наиболее частый прием в стихах Есенина:
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Сергея Есенина можно назвать мастером метафоры. Некоторые его образы настолько фантасмагоричны, что их бывает сложно вообразить:
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
В создании выразительных образов поэту помогают цветовые ассоциации.
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.
Часто в описании родного края поэт использует метафору синего и голубого цветов.
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
Голубой цвет ассоциируется с безмятежностью и покоем. Образ родины в стихах Есенина связан с грустью по невозвратному прошлому.
Метафоры — неотъемлемая часть произведений русских писателей и поэтов. Богатый и многогранный русский язык позволяет создавать множество художественных метафор, уникальных и запоминающихся читателю. Вспомним, например, метафору из повести Н. В. Гоголя «Шинель»:
«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их».
Это развернутая метафора, основанная на установленной автором связи: «мороз — враг». Далее Николай Васильевич разворачивает это сравнение, показывая, как мороз, словно живой человек, раздает сильные и колючие щелчки проходящим по улице чиновникам.
В произведениях А. П. Чехова метафоры используются очень дозированно, он не перегружает текст фигурами речи, употребляя образные выражения лаконично и уместно. Посмотрим на примере рассказа «Попрыгунья».
«Очень часто из старого перекрашенного платья, из ничего не стоящих кусочков тюля, кружев, плюша и шелка выходили просто чудеса, нечто обворожительное, не платье, а мечта».
Здесь автор говорит о том, как умело героиня перекраивала ненужные вещи, создавая из них новые привлекательные наряды.
В. В. Набоков — великий эстет в мире литературы, большое значение придавал форме изложения, с перфекционизмом создавая авторские метафоры и используя всевозможные художественные приемы. Приведем предложение из романа «Машенька».
«Столы, стулья, скрипучие шкафы и ухабистые кушетки разбрелись по комнатам, которые она собралась сдавать и, разлучившись таким образом друг с другом, сразу поблекли, приняли унылый и нелепый вид, как кости разобранного скелета».
Здесь автор описывает материальные объекты, предметы мебели, перенося на них свойства живых людей, которые могут «поблекнуть и принять унылый и нелепый вид» из-за разлуки.
Язык художественной литературы, по сути своей, метафоричен и полон авторских находок. Примеров использования метафор в мире русской поэзии и прозы неисчислимое множество, их можно найти в любом классическом произведении. Некоторые из них прочно вошли в нашу речь и уже не воспринимаются как метафоры, а некоторые теперь непонятны из-за привязки к историческому или культурному контексту.
Выполните задания по пройденной теме, чтобы закрепить полученные знания. После задания приведены правильные ответы для самопроверки.
Выделите метафоры в данном отрывке текста.
«Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах». (К. Паустовский, «Заячьи лапы»)
Здесь мы видим следующие метафоры: «прошел стороной»—перенос на стихийное бедствие свойств человека; «росла большими островами» — участки, заросшие гвоздикой, сравниваются с географическим понятием.
Назовите метафору в данном предложении. К какому виду она относится?
«Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…» (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
В предложении облако описывается как сверкающее змейками — метафора индивидуальная, так как автор строит ее на основе своих визуальных ассоциаций. Вместе с тем это метафора развернутая, так как во второй части предложения образ продолжает развиваться.
Отвечает Ольга Голубева, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе, учитель русского языка и литературы гимназии №77:
Источники