Одушевленные и неодушевленные имена существительные

В языке много сюрпризов: слово «мертвец» имеет признаки одушевленности, а «толпа» — неодушевленности. Научимся отличать одушевленные и неодушевленные имена существительные вместе с опытным педагогом

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Фото: juuucy, pexels.com
Ольга Чехова Преподаватель русского языка в онлайн-школе «Умскул» Юлия Козлова Автор КП

Мы используем имена существительные для обозначения предметов. По тому, какой именно предмет они называют, эти слова разделяют на две группы — одушевленные и неодушевленные существительные.

Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные

В группу одушевленных существительных включают те, что описывают живые существа, а к неодушевленным — описывающие так называемую неживую природу. Одушевленность или неодушевленность — это постоянный морфологический признак имен существительных.

Полезная информация об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Совпадает ли разделение на одушевленные и неодушевленные существительные с разделением на живое и неживое в природе и в бытовом пониманииНе всегда
Есть существительные, которые обладают признаками одушевленности и неодушевленностиВидеть микробы и микробов. Разглядывать инфузории и инфузорий. Прогневать Марса и смотреть на Марс
ОлицетворениеНаделение неодушевленных предметов признаками, которыми обладают живые существа
Показатели для определения одушевленности или неодушевленности1. Значение слова;
2. Вопросы «кто?», «что»;
3. Грамматические особенности

Правила определения одушевленных и неодушевленных имен существительных

Чтобы не запутаться, вначале нужно научиться понимать лексическое значение слова и ставить к нему вопрос.

Одушевленные имена существительные

Одушевленность определяют по лексическому значению. Слова, которыми мы пользуемся для обозначения животных и людей, — это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос «кто?» и часто относятся к объектам, способным самостоятельно передвигаться, перемещаться. В эту группу включают:

  • существительные, которыми называют людей и человеческие профессии: дочь, племянник, живописец, мальчик, стрелочник;
  • слова для обозначения представителей живой природы — зверей, птиц, рыб и насекомых: тигр, сокол, сазан, стрекоза.

В ботанике к живой природе также относят растения, ведь они способны прорастать, развиваться и стареть. Однако в русском языке трава, кустарники и деревья — это неодушевленные имена существительные.

это интересно
Род имен существительных
Вспомним, как определить род существительного по окончаниям
подробнее

Примеры

Возьмем слово «токарь». Оно означает профессию, указывает на живого человека и отвечает на вопрос «кто?». Следовательно, это одушевленное существительное.

Куда отнести слово «гусеница»? Так называют личинку насекомых — значит, это одушевленное существительное.

Будет ли одушевленным существительное «дядя»? Да, потому что слово описывает родственника или просто человека мужского пола и отвечает на вопрос «кто?»

Неодушевленные имена существительные

Признак, указывающий на неживой предмет и отвечающий на вопрос «что?», называют неодушевленностью. К таким существительным относятся:

  • отвлеченные понятия: беда, агрессия, война;
  • растения: полынь, роза, верба;
  • действия: вход, приземление, покраска;
  • природные явления: изморозь, гроза, солнцепек;
  • предметы неживой природы: шлагбаум, молоток, дом.

Примеры

Слово «радость» относится к отвлеченным существительным или абстрактным понятиям. Значит оно неодушевленное.

Разберемся со словом «смородина». К нему подходит вопрос «что?», так называют кустарник. Как и все растения, это неодушевленное существительное. 

Существительное «выход» обозначает действие, следовательно, входит в группу неодушевленных существительных.

С неоднозначным словом «тюфяк» ситуация сложнее. Если оно описывает подстилку с соломой, перед нами неодушевленное существительное. Когда говорят «старый тюфяк» о пожилом лентяе, существительное будет одушевленным. 

Грамматические особенности одушевленных и неодушевленных имен существительных

В русском языке используются грамматические признаки одушевленности и неодушевленности. Грамматика не обращает внимания, кто дышит, ест, растет, умирает, а кто нет. В отличие от биологии, наука о языке оперирует иными категориями. Грамматически одушевленными существительными считаются слова, которые в родительном и винительном падеже множественного числа пишутся одинаково, то есть одинаковы по форме.

  • Родительный падеж: крылья (кого?) бабочек. 
  • Винительный падеж: разогнать (кого?) бабочек.

Если в мужском роде существительные имеют одинаковую форму в винительном и родительном падеже как в единственном, так и во множественном числе, то они одушевленные.

  • Родительный падеж: логово (кого?) ужа, несколько (кого?) ужей.
  • Винительный падеж: сделаем фото (кого?) ужа, наблюдаем (кого?) ужей.

Исключение из правил — это одушевленные существительные мужского рода, которые заканчиваются на «-а». У них не совпадают именительный, родительный и винительный падежи. Сравните:

  • Именительный падеж: (кто?) юноша
  • Родительный падеж: (кого?) юноши
  • Винительный падеж: (кто, кого?) юношу

На основании грамматических признаков одушевленными существительными считаются:

  • названия предметов и игрушек, которые напоминают людей: кукла, матрешка, неваляшка,
  • названия фигур в шахматах,
  • герои сказок и мифов: кикимора, чудище, леший,
  • слова «утопленник», «покойник» и «мертвец».

Неодушевленные существительные тоже можно определить с помощью грамматики. В именительном и винительном падежах множественного числа они будут одинаковыми. По этому признаку названия совокупностей живых существ неодушевленные: нация, община, народ.

  • Именительный падеж: большая (что?) толпа. 
  • Винительный падеж: окружить (чего?) толпу.
это интересно
Падеж имен существительных 
Кому и что отдает дательный падеж, что натворил творительный и в чем обвиняет винительный
подробнее

Упражнения по теме «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Потренируемся в определении одушевленных и неодушевленных существительных вместе с Ольгой Чеховой, преподавателем русского языка в онлайн-школе «Умскул».

Упражнение 1 

Определите, является ли данное существительное одушевленным или неодушевленным: 

  1. Книга — … 
  2. Учитель — … 
  3. Стол — … 
  4. Кошка — … 
  5. Цветок — … 
  6. Машина — … 
  7. Ребенок — … 
  8. Дерево — …

Упражнение 2

Выберите правильный вариант ответа: 

  1. Какое слово является одушевленным?
    а) Компьютер б) Учитель в) Стол г) Книга  
  2. Какое слово является неодушевленным?
    а) Собака б) Ручка в) Ребенок г) Цветок  
  3. Какое слово является одушевленным?
    а) Дом б) Машина в) Кот г) Чайник

Упражнение 3 

Подберите к словам однокоренные одушевленные имена существительные (например, школа — школьник): 

Сильный — … 
Космос — … 
Музыка — … 
Ленивый — … 
Веселый — …   

Ответы к упражнениям

Теперь проверьте себя.

Упражнение 1 

  1. Неодушевленное 
  2. Одушевленное 
  3. Неодушевленное 
  4. Одушевленное 
  5. Неодушевленное 
  6. Неодушевленное 
  7. Одушевленное 
  8. Неодушевленное 

Упражнение 2

  1. б) Учитель 
  2. б) Ручка 
  3. в) Кот 

Упражнение 3 

  1. Силач 
  2. Космонавт 
  3. Музыкант 
  4. Лентяй 
  5. Весельчак

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ольга Чехова, преподаватель русского языка в онлайн-школе «Умскул»:

К одушевленным или неодушевленным именам существительным относятся названия игральных карт и шахмат («ладья», «ферзь», «туз»)?

Это одушевленные имена существительные.

К одушевленным или неодушевленным именам существительным относится слово «дворник»?

К одушевленному имени существительному, так как обозначает человека.

Почему одушевленные и неодушевленные имена существительные изучают во 2, 3, 4, 5 классах?

Изучение одушевленных и неодушевленных имен существительных в начальной школе является значимым, поскольку дети учатся правильно сочетать существительные с другими словами в предложении и различать живые существа от предметов и абстрактных понятий. Это важно для формирования грамотной речи и правильного использования языка. В дальнейшем, в более старших классах, изучение этих понятий углубляется, а также рассматриваются другие грамматические аспекты и правила русского языка.
КП
Реклама О проекте