Олицетворение

Представьте, что лес вдруг заговорил, река загрустила, а ветер начал танцевать. В реальности так не бывает, но в литературе — запросто. Эти образы кажутся живыми благодаря олицетворению. Разберемся, зачем писатели используют этот прием и почему он важен

Олицетворение. Изображение: Александр Морозов / нейросети
Анастасия Лукасёва Автор КП Артем Савранский Учитель русского языка и литературы

В этой статье, опираясь на данные из энциклопедии «Русский язык: энциклопедия» под редакцией Ф. П. Филина, разберемся, что такое олицетворение и какую роль оно играет в создании образов в литературе. Рассмотрим его основные виды, способы выражения, а также проанализируем, как этот прием использовали великие русские поэты — А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С. А. Есенин и другие. Статья проверена экспертом ЕГЭ по литературе, преподавателем первой квалификационной категории.

Что такое олицетворение в литературе

Советский лингвист, славист, профессор, член-корреспондент АН СССР Ф. П. Филин в своей энциклопедии дает олицетворению следующее определение: «это стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку». Олицетворение позволяет авторам создавать образные картины, делать повествование выразительным и эмоционально насыщенным. Этот прием возник в древнерусской литературе на основе анимистических и религиозных представлений тех времен. Поэтому его часто можно встретить в фольклоре, мифологии, а также в баснях.

Полезная информация об олицетворении

В таблице собрали интересную информацию о литературном приеме олицетворение.

Вопрос об олицетворенииОтвет
Суть приемаПридание неодушевленным объектам или явлениям свойств живых существ
ЦельСделать текст выразительнее, создать яркий образ, передать эмоции
Где встречаетсяВ поэзии, прозе, фольклоре, публицистике
Связь с другими приемамиЕсть некоторое сходство с эпитетом и метафорой

Чем может быть выражено олицетворение

Часы идут
Изображение: Александр Морозов / нейросети

В зависимости от контекста олицетворение может выражаться различными частями речи. Чаще всего это глаголы, существительные, прилагательные и наречия, которые передают движение, состояние или чувства. 

Глаголы: часы идут, речка бежит.

Прилагательные: злой ветер, дремлющий лес.

Существительные: пляска теней, поцелуй солнца.

Наречие: грустно смотрит луна, весело скачет мяч.

Виды олицетворения

В зависимости от задачи текста автор может применять олицетворение по-разному. В энциклопедии под редакцией Ф. П. Филина выделяется несколько видов этого литературного приема.

Неразвернутое олицетворение

Используется, когда неодушевленному предмету или явлению нужно разово приписать свойства живого: действиями, чувствами, мыслями, речью. Это наиболее простой способ употребления олицетворения.

Примеры

В этих предложениях неодушевленным существительным приписываются действия, совершаемые человеком.

  • Солнечный зайчик прыгал со стены на стену.
  • Вихрь подхватил вагончик, как пушинку.
  • Зима шила покрывало из снега.

Развернутое олицетворение

Такое олицетворение не просто придает свойства конкретному объекту. Прием используется несколько раз в коротком отрывке, что позволяет создать цельный образ.

Примеры

Старый дом ссутулился под тяжестью лет. Его ставни, словно прищуренные веки, давно не открывались для солнечного света, а скрип половиц был его тихим, старческим кашлем.

Контекстуальное олицетворение

Луч солнца
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Этот вид олицетворения тесно связан с контекстом, то есть с конкретной ситуацией в тексте. Оно работает только в данном эпизоде и усиливает его атмосферу, но не выделяется в отдельный образ.

Примеры

Обратите внимание на роль олицетворения в этих предложениях:

  • В тишине зала часы считали секунды, и каждый удар отдавался в висках.
  • Когда первый луч дотронулся до крыши, все вокруг будто выдохнуло с облегчением.
  • Надежда тихо постучалась в сердце.

Содержательно обусловленное олицетворение

Особый вид олицетворения, который приписывает человеческие свойства не просто ради оживления, а чтобы раскрыть глубинное смысловое или символическое значение текста. Оно работает на общую идею текста, превращает образ в символ, проводит параллель между природным или абстрактным и человеческими переживаниями, наталкивает читателя на размышление.

Примеры

Предложения ниже приобретают особый смысл с олицетворениями:

  • Судьба играет не с нами, а нами.
  • Тишина судит строже слов.
  • Время не ждет, но и не торопит — оно просто идет, и ты либо успеваешь, либо остаешься.
это интересно
Определение в русском языке
Как определение может рассказать о свойствах предмета или живого существа
Подробнее

Роль олицетворения в тексте

Олицетворение добавляет жизни в мир, который создает автор. Оно помогает сделать его объемнее, точнее, эмоционально понятнее. У олицетворения несколько основных функций.

Создание образа

Помогает нарисовать живую картину. Например, «туман крадется по полям» сразу вызывает зрительный образ.

Передача эмоций

Через одушевление неживых героев автор выражает настроение. Например, «грустный дождь» усиливает ощущение печали.

Усиление выразительности

Текст становится ярче и запоминается лучше. Например, «звезды танцуют в ночном небе» звучит поэтичнее, чем «звезды мерцают».

Символизация

Олицетворение может нести скрытый смысл. Например, «время уходит» напоминает о необратимости жизни.

Вовлечение читателя

Когда природа разговаривает или действует, читатель сопереживает и погружается в атмосферу, испытывает эмоции. Например, «Ветер тронул ветви, и березы тихо перешептывались, словно делились секретом».

Олицетворение А. С. Пушкина

Пушкин мастерски использовал олицетворение как ключ к эмоциональной выразительности. Через оживление природы и предметов он передавал настроение, усиливал драматизм и создавал эффект присутствия. Порой применение приема почти незаметно: одно точное слово превращает неживой предмет в действующего участника сцены.

Вот несколько примеров использования поэтом олицетворения в его произведениях.

Буря мглою небо кроет
Изображение: Александр Морозов / нейросети

«Зимний вечер»

«Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя»

Буря не просто шумит. Она становится полноценным персонажем, который выражает разные эмоции.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Свет наш солнышко! Ты ходишь  
Круглый год по небу, сводишь  
Зиму с теплою весной,  
Всех нас видишь под собой.  
Аль откажешь мне в ответе?  
Не видало ль где на свете  
Ты царевны молодой?»

Солнце становится собеседником и почти судьей. Оно ходит, сводит времена года, видит, даже участвует в диалоге и может ответить герою.

Олицетворение М. Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич часто прибегал к олицетворению, чтобы выразить внутреннее одиночество и бунт лирического героя через «созвучие» с природой. С помощью приема он придает драматизма и напряженности пейзажным образам и создает символические параллели: состояние природы отражает душевные конфликты человека. Олицетворение усиливает музыкальность и ритмическую выразительность стиха, не перегружая его сложными метафорами. Вот несколько примеров.

«Парус»

«Играют волны — ветер свищет,  
И мачта гнется и скрыпит…»

Море и ветер становятся силами, с которыми герой-парус вступает в поединок. «Ветер свищет» — звук похож на пронзительный человеческий крик. «Мачта гнется и скрыпит» — правильно подобранные глаголы показывают «страдания» предмета, который пытается сопротивляться стихии.

«Три пальмы»

«И стали три пальмы на Бога роптать:  
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?..»

Пальмы ропщут и ведут диалог — полная персонификация: растения обретают голос, мысли, чувство несправедливости.

Олицетворение С. А. Есенина

С. А. Есенин нередко использовал олицетворение, чтобы оживить природу и сельский мир, сделать их полноправными персонажами своих стихов. Для него это не просто украшение, а способ выразить единство человека и природы и тонкую грусть русской деревни.

«Береза»

«Белая береза  
Под моим окном  
Принакрылась снегом,  
Точно серебром.»

«Береза принакрылась» — жест, свойственный человеку, благодаря которому у березы создается образ скромной девушки.

«Заметался пожар голубой…»

В самой первой строчке стихотворения автор представил огонь как живой персонаж. Он мечется и страдает, тем самым выражая чувства лирического героя.

Олицетворение в литературных произведениях других русских писателей и поэтов

Многие русские авторы использовали олицетворение в своем творчестве. Рассмотрим несколько примеров, где присутствует этот литературный прием.

Ф.И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая»

«Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Гром здесь не просто звук, а активное, шумное существо. Гроза перестает быть опасным явлением, она становится радостной, юной и ассоциируется с жизненной энергией природы.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»  

«Город давил, смотрел холодно, будто осуждая…» Петербург становится живым свидетелем, судьей и соучастником внутреннего конфликта Раскольникова. С помощью олицетворения автор усиливает чувство отчуждения и вины: герой чувствует, что весь мир против него, даже улицы и дома знают о его преступлении.

А. А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»

«Серебро и колыханье сонного ручья…». Ручей, словно живое существо, может дремать, а может двигаться. Слово «колыханье» дополняет образ: это не бурление и не стремительный поток, а мягкое, почти незаметное движение, похожее на дыхание спящего. С помощью созданного образа читатель чувствует ночную умиротворенность.

А. П. Чехов «Степь»

«Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх». Дыму приписывается не только действие — поднимался, но и дается окраска того, как он себя ведет, — лениво. Сцена становится живой и объемной: читатель не просто видит дым, а чувствует его настроение. Через него Чехов рисует общий темп жизни — размеренный и почти сонный.

Задания и ответы по теме «Олицетворение»

Выполните два простых упражнения для закрепления темы и проверьте свои ответы в приведенных ключах.

Задание 1

Найдите олицетворения в отрывке и объясните, какую роль они играют:

«Море вздыхало, накатывая волны на берег. Ветер играл с листьями, а солнце улыбалось сквозь тучи».

Ответ к заданию 1

  1. «Море вздыхало» передает спокойствие и размеренность, словно море — живое существо, которое отдыхает.
  2. «Ветер играл» создает образ веселого, игривого существа.
  3. «Солнце улыбалось» добавляет теплоты и надежды, несмотря на тучи.

Использованные олицетворения создают объемную картину мира, оживляют пейзаж, делают его эмоционально окрашенным.

Задание 2

Придумайте 3–4 предложения с олицетворением на следующие темы:

а) осенний парк;
б) утренний город.

Ответ к заданию 2

Осенний парк:

  • Деревья шептались, сбрасывая золотые листья.
  • Тропинка звала вглубь парка, обещая тайны.
  • Ветер кружил листья в медленном танце.

Утренний город:

  • Дома просыпались, зажигая окна.
  • Улица внимательно слушала голоса людей, которые спешили на работу.
  • Солнце ласково гладило крыши домов.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Артем Савранский, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №76 им. М. Г. Галицкого:

Чем отличается олицетворение от эпитета?

Эпитет и олицетворение — это средства художественной выразительности, в основе которых лежит употребление слов в переносном значении.
 
При этом эпитетом мы называем образное определение. Определения отвечают на вопрос «какой?», а потому следует запомнить, что чаще всего и эпитеты отвечают на этот вопрос. Значит, эпитет выражен именем прилагательным, употребленным в переносном значении (примеры: золотые руки, колючий взгляд, теплая улыбка).
 
В свою очередь, олицетворение — это наделение неживого предмета свойствами человека, то есть такое изображение неодушевленного, при котором оно действует, как одушевленное. Именно поэтому чаще всего олицетворение обозначает какое-то действие и выражено глаголом, употребленным в переносном значении (примеры: небо плачет, вьюга воет, солнце улыбается, дерево танцует).
 
Есть, конечно, неоднозначные случаи. К примеру, «хмурая туча» — это эпитет или олицетворение? С одной стороны, туча сама по себе хмуриться не может. Когда мы описываем ее таким образом, мы явно уподобляем ее человеку. С другой стороны, перед нами определение, отвечающее на вопрос «какая?» Так вот в рамках школьного курса определяющим будет именно принадлежность слова к той или иной части речи: прилагательное — это эпитет, а глагол — олицетворение. Следовательно, хмурая туча — эпитет, а туча хмурится — олицетворение.

Как найти олицетворение в стихотворении?

Если нам необходимо найти олицетворение в стихотворении или любом другом литературном произведении, необходимо искать глаголы, употребленные в переносном значении. Рассмотрим отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»:

«Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя…»

В приведенном четверостишии мы видим несколько глаголов, являющихся сказуемыми по отношению к подлежащему «буря»: кроет, завоет, заплачет. Зададимся вопросом: может ли буря что-то крыть (то есть закрывать) мглою? Да, вполне. Сильный ветер нагоняет темные-темные тучи, из-за чего вмиг небо становится мрачным. Следовательно, этот глагол употреблен в прямом значении. А может ли буря выть и плакать? Чтобы выть, нужны голосовые связки, для плача же обычно необходимы как минимум глаза. Буря ничем таким не обладает, она вообще бестелесна. Значит, данные глаголы употреблены в переносном значении и описывают неодушевленную бурю как одушевленную, а потому являются олицетворениями.

Почему тему по литературе «Олицетворение» изучают в 6-7 классах?

На самом деле, с олицетворением школьники знакомятся еще в начальной школе. В 6-7 классах это знакомство становится более углубленным, поскольку параллельно на уроках русского языка изучается глагол как часть речи.

В каких заданиях ЕГЭ по литературе и русскому языку понадобится умение находить в тексте олицетворение?

В ЕГЭ знание средств художественной выразительности (олицетворения в том числе) необходимо для выполнения задания №22.

Источники

  1. «Русский язык. Энциклопедия», Ф. П. Филина
КП
Реклама О проекте