Основное общее образование в России в 2025 году

Обязательно ли учиться в школе и куда можно поступать после 9 класса в 2025 году — разберемся, что такое основное общее образование в России

Основное общее образование в России. Изображение: Александр Морозов / нейросети
Ирина Иванова Учитель русского языка и литературы высшей категории Марина Аникеева Автор КП

Что дает ежедневное посещение школы в средних классах и почему школьные будни должны превратиться в осмысленное действие, у которого есть результат и цель, — вместе с экспертом обсудим, что такое основное общее образование в России и почему оно обязательно для всех в 2025 году.

Что такое основное общее образование

Основное общее образование — один из четырех уровней общего образования в России (дошкольное образование, начальное общее, основное общее и среднее общее). Его еще иногда называют «средним», или «массовым», образованием, так как этот уровень образования обязателен для всех жителей страны, его преподают и осваивают в государственных или частных средних общеобразовательных школах.

Основное общее образование направлено на всестороннее гармоничное развитие личности и на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной и успешной жизни в социуме, созидательного труда и освоения профессии.

Полезная информация об основном общем образовании 

Иногда общеизвестные истины кажутся очевидными, но сведенные в таблицу, они, возможно, помогут иначе взглянуть на интересующий вопрос и выбрать наиболее подходящий вариант получения знаний. 

Факт об основном общем образовании Пояснения
Школьное образование можно получать вне образовательных учреждений Это могут быть семейное образование или домашнее обучение
Общее образование дается в рамках государственных, муниципальных и частных школВажно, чтобы образовательное учреждение имело государственную лицензию и аккредитацию
Общее образование в России является обязательнымЭто закреплено в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ1

Сколько классов включает основное общее образование

Основное общее образование — это базовый обязательный уровень обучения с 5 по 9 класс. Он предполагает изучение основных учебных дисциплин и овладение базовыми знаниями, умениями и навыками.

Предметы основного общего образования

Предметы для изучения с 5-го по 9-й класс перечислены в Федеральных основных образовательных программах (ФООП).2 Это русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра и геометрия, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, основы духовно-нравственной культуры народов России, изобразительное искусство, музыка, труд, основы безопасности и защиты Родины, физическая культура.

От года к году количество уроков прибавляется: в 5-м классе при пятидневной учебной неделе допустимо 29 учебных часов, в 6-м классе — 30 часов, в 7-м  — 32 часа, в 8-м и 9-м — 33.

Программа основного общего образования

Содержание обучения каждого уровня общего образования закреплено федеральными основными образовательными программами (ФООП). На ступени основного общего образования формируются нравственные убеждения, прививаются эстетический вкус и здоровые привычки. В детях от 10 до 16 лет воспитывают культуру общения и способность адаптироваться в социуме.

Образовательные усилия направлены на овладение основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, а также на развитие собственных способностей и интересов.

это интересно
Единые образовательные программы
Какие преимущества даст введение единых образовательных программ
подробнее

 

Экзамены за курс основного общего образования

Полученные за 9 лет обучения в средней школе знания тестируются Основным государственным экзаменом (ОГЭ) — это обязательная к прохождению форма государственной итоговой аттестации для выпускников девятых классов в России. ОГЭ оценивает уровень освоения образовательной программы основного общего образования и является условием для получения аттестата и последующего перехода в старшую школу или поступления в колледжи и техникумы.

Обычно ребята держат четыре экзамена: два обязательных и два по выбору. К обязательным относятся русский язык и математика. Два остальных выбираются по пожеланию учащегося. Некоторые регионы экспериментируют. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области, на основании Федерального закона от 01.04.2025 №40-ФЗ,3 выпускникам, планирующим поступать в ссузы, разрешено сдавать только два обязательных экзамена — по русскому языку и математике. 

Аттестат об основном общем образовании

Это официальный документ, который выдается девятиклассникам по окончании учебы и подтверждает благополучное завершение ими курса основного общего образования. Аттестат бывает синего и красного цвета в зависимости от успеваемости учащегося. Синий получают все по завершении аттестации, а красный вручается только отличникам и тем, кто имеет не более двух четверок и высокие баллы ОГЭ.

С аттестатом за 9 класс можно идти учиться дальше или трудоустраиваться. 

Результаты освоения программы основного общего образования

Это планируемые конкретные достижения учащихся, та усредненная планка, к которой устремляется весь учебный процесс. Результаты описывают, какими знаниями, умениями и навыками наверняка будут обладать учащиеся после прохождения программы и какие компетенции они сформируют. 

В общем образовании результаты делятся на три большие группы: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные. Это готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений. Обучение способствует осознанию собственной этнической принадлежности, воспитанию патриотизма, освоению истории, языка, культуры своего народа и края, основ культурного наследия народов России и человечества. Ученики участвуют в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Таким образом, из всего складывается целостное мировоззрение, понимание исторического момента, в котором живешь, и полноценное участие в его ходе, в деятельном сотрудничестве. 

Мальчик читает книгу
Изображение: Александр Морозов / нейросети

Метапредметные. Эти результаты гарантируют, что в ходе познавательной деятельности учащиеся получат представление о связи явлений в окружающем мире, о взаимопроникновении дисциплин, приобретут навыки обучения, самообразования, научатся использовать их в познавательной и социальной практике. 

Предметные. А эти результаты сообщают о том, насколько хорошо изучены предметы, усвоена научная терминология и ключевые понятия, освоены специфические для данной предметной области виды деятельности, сформировано научное мышление, умеет ли ученик применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Эти результаты определяют, к какой дальнейшей деятельности готов подрастающий человек.

Куда поступить с основным общим образованием

После 9 класса можно выбирать любое направление из списка самых востребованных профессий, доступных в средних специальный учебных заведениях. Можно посвятить себя дизайну, медицине, строительству, информационным технологиям, инженерии, бухучету, бьюти-индустрии, творческим специальностям. 

Поступая в ссуз на базе основного общего образования, можно за довольно короткий срок (два-три года) овладеть специальностью и выйти на рынок труда. С 1 сентября 2013 года выпускники колледжей, техникумов и училищ стали получать одинаковые дипломы о среднем профессиональном образовании (СПО).

Зачисление в колледжи и техникумы после 9-го класса обычно происходит по среднему баллу аттестата и, в отдельных случаях, по результатам внутренних вступительных испытаний. Студенты, как правило, уже со второго курса охотно совмещают учебу и работу и впоследствии рано и легко трудоустраиваются.

Мнение экспертов об основном общем образовании в России

Ирина Иванова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №825 им. В. А. Караковского:

Большое счастье, что в России получать базовые знания могут абсолютно все дети вне зависимости от места их проживания, национальности, социальной и религиозной принадлежности. Как известно, общий уровень культуры и образованности населения измеряется по самой нижней планке. И чем она, эта самая нижняя планка, выше, тем у страны в целом больше перспектив на развитие, на благосостояние и экономический успех. То же самое происходит в классе: учитель обязан учитывать уровень самых слабых учеников и постоянно подтягивать их, чтобы в целом показатели по возрастным параллелям получились выше. Россия во все времена стремилась к познанию, она дала миру много великих ученых умов, поэтому со своей стороны мы тоже не должны оплошать. Мы обязаны работать над тем, чтобы у ребят не пропадал интерес к новому, чтобы они проявляли любопытство и по собственному желанию овладевали науками. Как правило, у детей от природы очень живой и жаждущий знаний ум. Поэтому они, наши почемучки, в дошкольном возрасте задают бесконечное множество вопросов. К средним классам этот ажиотаж, увы, спадает — во многом из-за неудовлетворенности ответами и реакциями старших, тем, как построено обучение. Задача взрослых — развить, а не подавить это стремление к познанию мира.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ирина Иванова:

Обязательно ли основное общее образование?

В нашей стране, по счастью, обязательно. И это требование (но мне больше нравится определять это как замечательную возможность для роста и развития каждого человека) прописано в статье 43 Конституции РФ. Там сказано, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. И то, что, согласно статье 66 Федерального закона № 273-ФЗ4, образование — обязанность ребенка: начальное общее, основное общее и среднее общее образование обязательны. Хочешь не хочешь – выучиться необходимо. А вот обеспечить получение этого образования должны родители или лица, их заменяющие. Это требование сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет. У родителей есть выбор — учить свое чадо в государственной школе, в частной или дома.

Можно ли получать основное общее образование дистанционно?

Да, в России наряду с общепринятым разрешены также семейное образование, которое организовывается самой семьей, и домашнее обучение — формат, когда в силу тех или иных причин (обычно медицинских, по состоянию здоровья ученика) учителя приходят заниматься на дом или в больницу к ребенку. Или сам ребенок учится из дома или из больничной палаты, присутствуя на уроках дистанционно, используя современные технологии. Так, уроки проходят по видеосвязи, а домашние задания ученик получает в электронном виде. Что касается семейного формата образования, то ученик прикрепляется к школе только для сдачи экзаменов. Готовится к ним в этом случае ребенок самостоятельно вместе с родителями.

Всегда есть шанс влиться в общий обучающий процесс и вернуться в школу. В свою очередь, у любого учащегося и его родителей сохраняется право перейти на «дистант» по необходимости. Если, конечно, школа в состоянии обеспечивать удаленное обучение. Ведь не все общеобразовательные учреждения работают с дистанционными образовательными технологиями. Дистанционное обучение также регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». 

Можно ли получать основное общее образование в частной школе?

Это тоже одна из альтернативных, но законных форм получения основного общего образования. Ключевое отличие ее заключается в том, что за обучение в частной школе родители платят деньги. Однако когда наступит время, аттестат дети получат точно такой же, как и дети, которые учились в муниципальных школах, — аттестат государственного образца. Если, конечно, школа имеет аккредитацию. Наличие аккредитации обязательно, поскольку уполномоченные органы должны убедиться, что учебная программы и качество преподавания в данной школе соответствуют принятым в стране стандартам.
  1. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution 
  2. Федеральные основные образовательные программы //Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html 
  3. Федеральный закон от 01.04.2025 №40-ФЗ «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504010002 
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
КП
Реклама О проекте