Обязательно ли учиться в школе и куда можно поступать после 9 класса в 2025 году — разберемся, что такое основное общее образование в России
Что дает ежедневное посещение школы в средних классах и почему школьные будни должны превратиться в осмысленное действие, у которого есть результат и цель, — вместе с экспертом обсудим, что такое основное общее образование в России и почему оно обязательно для всех в 2025 году.
Основное общее образование — один из четырех уровней общего образования в России (дошкольное образование, начальное общее, основное общее и среднее общее). Его еще иногда называют «средним», или «массовым», образованием, так как этот уровень образования обязателен для всех жителей страны, его преподают и осваивают в государственных или частных средних общеобразовательных школах.
Основное общее образование направлено на всестороннее гармоничное развитие личности и на формирование базовых знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной и успешной жизни в социуме, созидательного труда и освоения профессии.
Иногда общеизвестные истины кажутся очевидными, но сведенные в таблицу, они, возможно, помогут иначе взглянуть на интересующий вопрос и выбрать наиболее подходящий вариант получения знаний.
| Факт об основном общем образовании | Пояснения |
|---|---|
| Школьное образование можно получать вне образовательных учреждений | Это могут быть семейное образование или домашнее обучение |
| Общее образование дается в рамках государственных, муниципальных и частных школ | Важно, чтобы образовательное учреждение имело государственную лицензию и аккредитацию |
| Общее образование в России является обязательным | Это закреплено в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ1 |
Основное общее образование — это базовый обязательный уровень обучения с 5 по 9 класс. Он предполагает изучение основных учебных дисциплин и овладение базовыми знаниями, умениями и навыками.
Предметы для изучения с 5-го по 9-й класс перечислены в Федеральных основных образовательных программах (ФООП).2 Это русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра и геометрия, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика, химия, биология, основы духовно-нравственной культуры народов России, изобразительное искусство, музыка, труд, основы безопасности и защиты Родины, физическая культура.
От года к году количество уроков прибавляется: в 5-м классе при пятидневной учебной неделе допустимо 29 учебных часов, в 6-м классе — 30 часов, в 7-м — 32 часа, в 8-м и 9-м — 33.
Содержание обучения каждого уровня общего образования закреплено федеральными основными образовательными программами (ФООП). На ступени основного общего образования формируются нравственные убеждения, прививаются эстетический вкус и здоровые привычки. В детях от 10 до 16 лет воспитывают культуру общения и способность адаптироваться в социуме.
Образовательные усилия направлены на овладение основами наук, государственным языком, навыками умственного и физического труда, а также на развитие собственных способностей и интересов.

Полученные за 9 лет обучения в средней школе знания тестируются Основным государственным экзаменом (ОГЭ) — это обязательная к прохождению форма государственной итоговой аттестации для выпускников девятых классов в России. ОГЭ оценивает уровень освоения образовательной программы основного общего образования и является условием для получения аттестата и последующего перехода в старшую школу или поступления в колледжи и техникумы.
Обычно ребята держат четыре экзамена: два обязательных и два по выбору. К обязательным относятся русский язык и математика. Два остальных выбираются по пожеланию учащегося. Некоторые регионы экспериментируют. Например, в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области, на основании Федерального закона от 01.04.2025 №40-ФЗ,3 выпускникам, планирующим поступать в ссузы, разрешено сдавать только два обязательных экзамена — по русскому языку и математике.
Это официальный документ, который выдается девятиклассникам по окончании учебы и подтверждает благополучное завершение ими курса основного общего образования. Аттестат бывает синего и красного цвета в зависимости от успеваемости учащегося. Синий получают все по завершении аттестации, а красный вручается только отличникам и тем, кто имеет не более двух четверок и высокие баллы ОГЭ.
С аттестатом за 9 класс можно идти учиться дальше или трудоустраиваться.
Это планируемые конкретные достижения учащихся, та усредненная планка, к которой устремляется весь учебный процесс. Результаты описывают, какими знаниями, умениями и навыками наверняка будут обладать учащиеся после прохождения программы и какие компетенции они сформируют.
В общем образовании результаты делятся на три большие группы: личностные, метапредметные и предметные.
Личностные. Это готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование системы значимых социальных и межличностных отношений. Обучение способствует осознанию собственной этнической принадлежности, воспитанию патриотизма, освоению истории, языка, культуры своего народа и края, основ культурного наследия народов России и человечества. Ученики участвуют в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Таким образом, из всего складывается целостное мировоззрение, понимание исторического момента, в котором живешь, и полноценное участие в его ходе, в деятельном сотрудничестве.

Метапредметные. Эти результаты гарантируют, что в ходе познавательной деятельности учащиеся получат представление о связи явлений в окружающем мире, о взаимопроникновении дисциплин, приобретут навыки обучения, самообразования, научатся использовать их в познавательной и социальной практике.
Предметные. А эти результаты сообщают о том, насколько хорошо изучены предметы, усвоена научная терминология и ключевые понятия, освоены специфические для данной предметной области виды деятельности, сформировано научное мышление, умеет ли ученик применять полученные знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Эти результаты определяют, к какой дальнейшей деятельности готов подрастающий человек.
После 9 класса можно выбирать любое направление из списка самых востребованных профессий, доступных в средних специальный учебных заведениях. Можно посвятить себя дизайну, медицине, строительству, информационным технологиям, инженерии, бухучету, бьюти-индустрии, творческим специальностям.
Поступая в ссуз на базе основного общего образования, можно за довольно короткий срок (два-три года) овладеть специальностью и выйти на рынок труда. С 1 сентября 2013 года выпускники колледжей, техникумов и училищ стали получать одинаковые дипломы о среднем профессиональном образовании (СПО).
Зачисление в колледжи и техникумы после 9-го класса обычно происходит по среднему баллу аттестата и, в отдельных случаях, по результатам внутренних вступительных испытаний. Студенты, как правило, уже со второго курса охотно совмещают учебу и работу и впоследствии рано и легко трудоустраиваются.
Ирина Иванова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №825 им. В. А. Караковского:
Большое счастье, что в России получать базовые знания могут абсолютно все дети вне зависимости от места их проживания, национальности, социальной и религиозной принадлежности. Как известно, общий уровень культуры и образованности населения измеряется по самой нижней планке. И чем она, эта самая нижняя планка, выше, тем у страны в целом больше перспектив на развитие, на благосостояние и экономический успех. То же самое происходит в классе: учитель обязан учитывать уровень самых слабых учеников и постоянно подтягивать их, чтобы в целом показатели по возрастным параллелям получились выше. Россия во все времена стремилась к познанию, она дала миру много великих ученых умов, поэтому со своей стороны мы тоже не должны оплошать. Мы обязаны работать над тем, чтобы у ребят не пропадал интерес к новому, чтобы они проявляли любопытство и по собственному желанию овладевали науками. Как правило, у детей от природы очень живой и жаждущий знаний ум. Поэтому они, наши почемучки, в дошкольном возрасте задают бесконечное множество вопросов. К средним классам этот ажиотаж, увы, спадает — во многом из-за неудовлетворенности ответами и реакциями старших, тем, как построено обучение. Задача взрослых — развить, а не подавить это стремление к познанию мира.
Отвечает Ирина Иванова:
Источники