Научимся решать рациональные неравенства, освоим метод интервалов, разберемся, как работать с системами таких неравенств, и узнаем, как избежать самых частых ошибок
Вы уже умеете работать с линейными и квадратными неравенствами, теперь пришло время освоить новый уровень. Рациональные неравенства, где переменная скрывается в знаменателе, это не просто очередная тема из учебника. Они представляют собой ключевой инструмент для решения практических задач, помогают точно определять допустимые диапазоны значений в различных областях, например, при расчете концентрации веществ или определении экономической эффективности. В отличие от уравнений, здесь нельзя просто переносить выражения через знак неравенства. Вместо этого мы будем использовать метод интервалов, который позволяет наглядно представить решение на числовой прямой.
Рациональное неравенство — это любое неравенство, содержащее рациональные выражения, то есть выражения, которые можно представить в виде отношения двух многочленов.
С этой точки зрения, изученные ранее неравенства тоже являются рациональными:
Однако в школьной практике для красоты и удобства термин рациональные неравенства закрепился за неравенствами, в которых переменная находится в знаменателе, — дробно-рациональные неравенства. Это более сложный случай, требующий особого подхода и учета ограничений.
Общий вид дробно-рационального неравенства с одной переменной:
P(x) / Q(x) > 0,
где:
При работе с рациональными неравенствами важно учитывать их тип. От этого зависит выбор метода решения и учет ограничений. Следующая таблица поможет систематизировать основные виды рациональных неравенств и их особенности.
Тип рационального неравенства | Важные особенности |
---|---|
Строгое (> или <)Пример: (x — 2)/(x + 3) > 0 | Точки, где дробь равна нулю (нули числителя) или не существует (нули знаменателя), не входят в ответ. Граничные точки на числовой прямой показываются выколотыми |
Нестрогое (≥ или ≤)Пример: (x2 — 4)/(x — 1) ≤ 0 | Точки, где дробь равна нулю (нули числителя), входят в ответ. Точки, где дробь не существует (нули знаменателя), никогда не входят в ответ |
Целое (знаменатель = 1)Пример: (5x — 4)(x + 2)(3 — x) > 0 | Фактически является линейным, квадратным неравенством или неравенством высших степеней. Решается методами, изученными ранее, но также применим метод интервалов |
Дробно-линейноеПример: (2x -1)/(x + 5) < 0 | Частный случай, где и числитель, и знаменатель — линейные выражения |
Высоких степенейПример: (x — 1)(x + 2)3/(x — 4)2 ≥ 0 | Требует внимательного анализа кратности корней. При четной кратности знак на интервалах не меняется, при нечетной — меняется |
Решить неравенство — значит найти все значения переменной x, при которых неравенство становится верным, с учетом всех ограничений.
В отличие от уравнений, решения рациональных неравенств чаще всего представляют собой не отдельные точки, а бесконечное множество значений — числовой промежуток или объединение нескольких промежутков.
Рассмотрим два примера:
Результат рационального неравенства может быть записан различными способами. Существует три основные формы записи решений.
1. Запись в виде неравенства. Является самым простым способом представить решение. Типы записи:
Примеры:
(x — 1)/(x + 2) > 0 → x < -2 или x > 1
(2x + 3)/(x — 4) ≤ 0 → -1,5 ≤ x < 4
2. Запись в виде числового промежутка. Является более формальной математической записью.
Типы промежутков:
Примеры:
(x — 3)/(x + 1) < 0 → x ∈ (-1; 3)
(x² — 9)/(x — 2) ≥ 0 → x ∈ [-3; 2) ∪ [3; +∞)
3. Графическое представление. Наглядный способ изображения решения на числовой прямой.
Правила обозначений:
Примеры:
(x — 2)/(x + 1) > 0 → x ∈ (-∞; -1) ∪ (2; +∞)
(x — 3)/(x + 2) ≤ 0 → x ∈ (-2; 3]
Все три формы записи решений являются равнозначными и используются в зависимости от конкретной задачи или требований. В школьной практике часто требуется представлять решение всеми тремя способами.
Метод интервалов — это единственный универсальный и самый наглядный метод решения рациональных неравенств, суть которого — определить знак дроби на каждом интервале между критическими точками. Он превращает сложные алгебраические выражения в наглядную схему на числовой прямой. Освоив этот алгоритм, вы сможете решать любые рациональные неравенства.
Алгоритм решения:
Частые ошибки при решении рациональных неравенств:
Решим неравенство:
Критические точки: x = -2, x = 1, x = 4.
Отмечаем точки на числовой прямой. Они все выколоты, так как неравенство строгое.
Определяем знаки на интервалах. Рассмотрим интервал x < -2. Возьмем точку x = -3, подставляем в левую часть неравенства: (-)×(-)×(-) = (-). Далее знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «+», так как знак неравенства >:
x ∈ (-2; 1) ∪ (4; +∞).
Ответ: x ∈ (-2; 1) ∪ (4; +∞)
Решим неравенство:
Разложим числитель на множители: ((x-3)(x+3))/(x-2) ≤ 0.
Критические точки: x = -3, x = 2, x = 3.
Отмечаем точки на числовой прямой. Точка x = 2 выколота, так как в ней дробь не существует, точки x = -3 и x = 3 включены, так как неравенство нестрогое.
Определяем знаки на интервалах. Рассмотрим интервал x < -3. Возьмем точку x = -4, подставляем в левую часть неравенства: (-)×(-)/(-) = (-). Далее знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «-», так как знак неравенства ≤:
x ∈ (-∞; -3] ∪ (2; 3].
Ответ: x ∈ (-∞; -3] ∪ (2; 3]
Решим неравенство:
Критические точки: x = -2, x = 1, x = 4.
Отмечаем точки на числовой прямой. Точка x = 4 выколота, так как в ней дробь не существует, точки x = -2 и x = 1 включены, так как неравенство нестрогое.
Определяем знаки на интервалах. Рассмотрим интервал x < -2. Возьмем точку x = -3, подставляем в левую часть неравенства: (-)2×(-)3/(-)4 = (-). Далее для расстановки знаков учитываем кратность:
Выбираем интервалы со знаком «+», так как знак неравенства ≥:
x ∈ [-2; 4) ∪ (4; +∞).
Ответ: x ∈ [-2; 4) ∪ (4; +∞)
В систему могут входить самые разные типы неравенств — не только рациональные, но и линейные, квадратные, иррациональные, показательные и другие. Важно понимать: решением системы будет являться пересечение решений всех неравенств, входящих в нее. То есть мы ищем такие значения переменной, которые удовлетворяют каждому условию системы одновременно.
Алгоритм:
Решим систему неравенств:
Решаем первое неравенство: (2x — 4)/(x + 2) ≥ 0 → x ∈ (−∞; −2) ∪ [2; +∞).
Решаем второе неравенство: (x — 1)/(x — 5) < 0 → x ∈ (1; 5).
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:
Находим пересечение x ∈ (−∞; −2) ∪ [2; +∞) и x ∈ (1; 5).
Общее решение: x ∈ [2; 5).
Ответ: x ∈ [2; 5)
Решим систему неравенств:
Решаем первое неравенство: (5 — 2x)(x + 1)2/(x — 3) < 0 → x ∈ (−∞; −1) ∪ (−1; 2,5) ∪ (3; +∞).
Решаем второе неравенство: x2 — 5x + 6 ≥ 0 → x ∈ (−∞; 2] ∪ [3; +∞).
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:
Находим пересечение x ∈ (−∞; −1) ∪ (−1; 2,5) ∪ (3; +∞) и x ∈ (−∞; 2] ∪ [3; +∞).
Общее решение: x ∈ (−∞; −1) ∪ (−1; 2] ∪ (3; +∞).
Ответ: x ∈ (−∞; −1) ∪ (−1; 2] ∪ (3; +∞)
Попрактикуйтесь в решении рациональных неравенств разного типа. Для каждой задачи используйте метод интервалов и не забывайте про область определения.
Задача 1
Решите неравенство:
Задача 2
Решите неравенство:
Задача 3
Решите систему неравенств:
Ниже приведены подробные решения всех задач. Если ваш ответ не совпал с приведенным — не расстраивайтесь. Внимательно изучите ход решения, найдите, на каком этапе была допущена ошибка, и постарайтесь понять ее причину.
Задача 1
Критические точки: x = -4, x = 2.
Отмечаем точки на числовой прямой. Они обе выколоты, так как неравенство строгое.
Определяем знаки на интервалах. Рассмотрим интервал x < -4. Возьмем точку x = -5, подставляем в левую часть неравенства: (-)/(-) = (+). Далее знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «+», так как знак неравенства >:
x ∈ (-∞; -4) ∪ (2; +∞).
Ответ: x ∈ (-∞; -4) ∪ (2; +∞)
Задача 2
Разложим числитель на множители: ((x-2)(x-3))/(x+1) ≤ 0.
Критические точки: x = -1, x = 2, x = 3.
Отмечаем точки на числовой прямой. Точка x = -1 выколота, так как в ней дробь не существует, точки x = 2 и x = 3 включены, так как неравенство нестрогое.
Определяем знаки на интервалах. Рассмотрим интервал x < -1. Возьмем точку x = -2, подставляем в левую часть неравенства: (-)(-)/(-) = (-). Далее знаки чередуются.
Выбираем интервалы со знаком «-», так как знак неравенства ≤:
x ∈ (-∞; -1) ∪ [2; 3].
Ответ: x ∈ (-∞; -1) ∪ [2; 3]
Задача 3
Решаем первое неравенство: (x — 3)/(x + 2) < 0 → x ∈ (-2; 3).
Решаем второе неравенство: x2 — 4x + 3 ≥ 0 → x ∈ (-∞; 1] ∪ [3; +∞).
Изображаем решения неравенств на числовой прямой:
Находим пересечение x ∈ (-2; 3) и x ∈ (-∞; 1] ∪ [3; +∞).
Общее решение: x ∈ (-2; 1].
Ответ: x ∈ (-2; 1]
Отвечает Ольга Комарова, учитель математики: