Техника чтения в четвертом классе в 2025 году

Сколько слов в минуту нужно прочитать на «отлично»? Какие тексты предлагают для проверки техники чтения в четвертом классе в 2025 году? Узнаем у эксперта, как должны читать выпускникам начальной школы

Техника чтения в четвертом классе. Фото: freepik.com
Екатерина Романова Автор КП Наталья Филипсон Учитель начальной школы высшей категории

Навык чтения у детей развивается разными темпами. В идеале к окончанию начальной школы ребенок уже бегло читает целыми словами и понимает смысл прочитанного. Образовательные стандарты предусматривают ориентиры, согласно которым педагог может увидеть уровень учеников и выстроить порядок работы с ними. Из статьи вы узнаете об особенностях проверки техники чтения в четвертом классе в 2025 году и о способах улучшения навыка.

Что такое техника чтения в четвертом классе

Понятие «техника чтения» включает в себя метод чтения, скорость, выразительность и осознанность. По этим параметрам педагоги оценивают навык чтения у детей начиная с первого класса. С каждым годом тексты становятся чуть сложнее, а их объем неуклонно возрастает. 

В четвертом классе дети легко и быстро читают про себя, примерно на 50 слов в минуту быстрее, чем вслух. Каждый раз после проверки техники чтения ученики выполняют устные или письменные задания, которые позволяют учителям понять, насколько хорошо дети способны понимать то, что читают. К концу начальной школы детям предлагаются вопросы для рассуждения, их учат думать и размышлять над текстом.

Полезная информация о технике чтения в 4 классе 

В таблице вы можете узнать о требованиях, которые предъявляются к ученикам 4 класса при проверке техники чтения

Параметры оценки техники чтенияТребования
Способ чтения
Ученики 4 класса должны читать текст целыми словами, правильно произнося слова незнакомого текста
Скорость чтенияВ первом полугодии 4 класса хорошим считается беглое чтение со скоростью 75-90 слов в минуту, более высокий результат оценивается на высший балл
Выразительность чтенияВыразительное чтение формируется у детей с первого класса, но с каждым годом сложность текста возрастает, и от ученика требуется больше внимания, чтобы прочитать отрывок с соблюдением всех знаков препинания, с использованием подходящих интонаций для передачи смысла
Осознанное чтениеПроверяющий педагог дает ребенку установку на беглое чтение, но предупреждает, что темп должен быть нормальным, позволяющим ребенку осознавать текст

Нормы техники чтения по ФГОС программы «Школа России»

Ученики в четвертом классе читают большое количество разнообразной литературы, среди которой русская и зарубежная классика, проза и поэзия. Школьная программа включает в себя сказки А. Пушкина, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, рассказы В. Бианки, Н. Носова, Д. Лондона, сказки народов мира, повести В. Катаева, Л. Кэрролла, Ж. Верна, стихи Н. Некрасова и М. Лермонтова – это неполный список авторов, которые предлагаются школьникам к прочтению. Помимо художественной литературы, дети читают научные книги о природе, животном мире и космосе, исторические очерки, выполняют задания по разным предметам. Читательский опыт у ребят в четвертом классе достаточно богатый, чтобы к окончанию начальной школы читать тексты со скоростью более 100 слов в минуту. При этом, согласно нормативам ФГОС, в начале года хорошим считается уровень чтения 75-90 слов в минуту. О том, как уровень техники чтения возрастает по четвертям, мы расскажем далее. 

Количество слов в минуту в первой четверти четвертого класса

Для проверки техники чтения ученикам четвертого класса предлагаются тексты объемом 120 и более слов, в них встречаются диалоги и непривычные по структуре предложения и высказывания. Ориентировочные нормы для оценки техники чтения в первой четверти четвертого класса такие:

  • «2» – менее 65 слов;
  • «3» – 65-74 слова;
  • «4» – 75-90 слов;
  • «5» – более 90 слов.

Количество слов в минуту во второй четверти четвертого класса

То, что в первой четверти казалось великолепным результатом, во второй четверти будет оцениваться на «4» – 85-100 слов в минуту. Все, что ниже этого диапазона, не заслуживает похвалы. Соответственно, на «5» нужно читать более 100 слов в минуту, при этом не делать ошибок (не проглатывать слова, правильно ставить ударения, соблюдать смысловые паузы и так далее). Менее 70 слов – неудовлетворительный результат.

это интересно
Как составить план текста
Зачем нужен план текста и как умение его составлять пригодится в школе
Подробнее

Количество слов в минуту в третьей четверти четвертого класса

Для третьей четверти нормативные показатели возрастают на 10 единиц. Таким образом, менее 80 слов в минуту – «неуд», менее 95 слов в минуту – тройка, 95-110 слов в минуту — «хорошо», больше 110 слов в минуту – «отлично». Ученики, которые продемонстрировали хорошие результаты, не должны расслабляться, так как в следующей четверти требования будут еще более высокими.

Количество слов в минуту в четвертой четверти четвертого класса

Окончание начальной школы – волнительный и значимый этап в жизни ребенка. С какими результатами он подошел к этому рубежу, зависит от его стараний и поддержки близких. Проверка техники чтения позволяет оценить, насколько успешно ученик развивался на протяжении четырех лет школьной жизни. Хорошим будет считаться результат в 105-120 слов, а оценку «5» поставят за беглое выразительное чтение с соблюдением всех предусмотренных в тексте пауз со скоростью выше 120 слов в минуту. Показатели от 90 до 104 слов считаются низкими, а менее 90 слов – неудовлетворительными.

Тексты для проверки техники чтения в четвертом классе 

Учитывая тот факт, что часть учеников читает со скоростью более 120 слов в минуту, тексты для проверки техники чтения должны быть такого объема, чтобы не ограничивать возможности ребенка. С другой стороны, если отрывок, предложенный ребенку, будет слишком большой, он может не понять смысл того, что прочитал. 

Для проверки техники чтения подбирается художественная литература без иллюстраций с различными синтаксическими конструкциями, вопросительными и восклицательными предложениями. Беглое чтение позволяет детям заострять внимание не на формальных аспектах (прочтение слов целиком, постановка ударений), а на содержании текста. Ученик четвертого класса способен не только понять смысл текста, но и выразить свое отношение к его содержанию.

Советы эксперта о технике чтения в 4 классе

Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии № 14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии:

Год от года тексты становятся большего объема, потому что увеличивается скорость чтения слов. Текст не должен содержать 60-70 слов, когда норма чтения 60 слов в минуту, – он должен содержать 100-120 слов, дабы не ограничивать детей, которые читают гораздо больше нормы. В текстах третьего и четвертого классов появляются диалоги, вопросительные предложения, слова, которые мы не часто используем в речи. Мы делаем это, чтобы понимать, насколько ребенок начитан и насколько у него широкий кругозор. Учитель обращает внимание на то, как ученик понимает прочитанный текст, наблюдая за интонацией чтения и задавая вопросы по прочитанному.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Наталья Филипсон:

Как правильно считать слова при проверке техники чтения у четвероклассника?

У учеников четвертого класса мы считаем слова точно так же, как и в других классах начальной школы. Настраиваем ребенка на собранное и внимательное чтение нового для него текста, желаем удачи и засекаем секундомер. Некоторые школьники вступают не сразу, а немного теряются в начале, тогда мы ведем отсчет от того момента, когда ребенок действительно начал читать текст. По окончании чтения мы подсчитываем все слова, которые он успел прочитать, включая служебные части речи. К концу начальной школы ребенок должен читать выразительно, осознанно, правильно 90 и больше слов в минуту.

Почему в четвертом классе проверяют технику чтения?

Показатели техники чтения ребенка – один из маркеров его успеваемости. Так, если чтение ученика четвертого класса остается на уровне предыдущего года или динамика развития оставляет желать лучшего, это сигнал педагогу задуматься: что идет не так? Возможно, у ребенка проблемы со здоровьем или неспокойная обстановка дома. А может, нужно изменить тактику обучения, чтобы заинтересовать его чтением и литературой. Обычно в четвертом классе в конце первого полугодия ребенок читает минимум 70-80 слов, а к выходу из начальной школы – минимум 80-90 слов в минуту. Такие показатели говорят о том, что ребенку есть к чему стремиться.

Что делать, если ученик четвертого класса читает медленнее установленной нормы?

Существует масса способов, чтобы заинтересовать ребенка чтением. Это и совместное чтение с родителями в уютной атмосфере, и интересные школьные мероприятия и проекты.

У нас в Бурятии был проект «Литературные бусинки». Раз в месяц наши ученики встречались с писателями, дети знакомились с их творчеством, получали автографы, беседовали с ними о прочитанном. И после таких встреч школьники взахлеб читали книги этих авторов.

Внеклассное чтение дает очень хорошие плоды, хотя его сейчас редко кто практикует. Учителю важно подобрать произведения, которые были бы интересны и понятны ребенку. Такие книги позволяют расширить словарный запас и улучшить технику чтения, а также дают возможность обсудить прочитанное. В четвертом классе мы активно формируем нравственную составляющую ребенка с помощью книг. Нужно помнить, что чтение – не просто предмет. Оно позволяет ребенку быть успешным по всем другим предметам, так как все они связаны с навыком чтения.
КП
Реклама О проекте