Сколько слов в минуту нужно прочитать на «отлично»? Какие тексты предлагают для проверки техники чтения в четвертом классе в 2025 году? Узнаем у эксперта, как должны читать выпускникам начальной школы
Навык чтения у детей развивается разными темпами. В идеале к окончанию начальной школы ребенок уже бегло читает целыми словами и понимает смысл прочитанного. Образовательные стандарты предусматривают ориентиры, согласно которым педагог может увидеть уровень учеников и выстроить порядок работы с ними. Из статьи вы узнаете об особенностях проверки техники чтения в четвертом классе в 2025 году и о способах улучшения навыка.
Понятие «техника чтения» включает в себя метод чтения, скорость, выразительность и осознанность. По этим параметрам педагоги оценивают навык чтения у детей начиная с первого класса. С каждым годом тексты становятся чуть сложнее, а их объем неуклонно возрастает.
В четвертом классе дети легко и быстро читают про себя, примерно на 50 слов в минуту быстрее, чем вслух. Каждый раз после проверки техники чтения ученики выполняют устные или письменные задания, которые позволяют учителям понять, насколько хорошо дети способны понимать то, что читают. К концу начальной школы детям предлагаются вопросы для рассуждения, их учат думать и размышлять над текстом.
В таблице вы можете узнать о требованиях, которые предъявляются к ученикам 4 класса при проверке техники чтения
Параметры оценки техники чтения | Требования |
---|---|
Способ чтения | Ученики 4 класса должны читать текст целыми словами, правильно произнося слова незнакомого текста |
Скорость чтения | В первом полугодии 4 класса хорошим считается беглое чтение со скоростью 75-90 слов в минуту, более высокий результат оценивается на высший балл |
Выразительность чтения | Выразительное чтение формируется у детей с первого класса, но с каждым годом сложность текста возрастает, и от ученика требуется больше внимания, чтобы прочитать отрывок с соблюдением всех знаков препинания, с использованием подходящих интонаций для передачи смысла |
Осознанное чтение | Проверяющий педагог дает ребенку установку на беглое чтение, но предупреждает, что темп должен быть нормальным, позволяющим ребенку осознавать текст |
Ученики в четвертом классе читают большое количество разнообразной литературы, среди которой русская и зарубежная классика, проза и поэзия. Школьная программа включает в себя сказки А. Пушкина, Г. Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм, рассказы В. Бианки, Н. Носова, Д. Лондона, сказки народов мира, повести В. Катаева, Л. Кэрролла, Ж. Верна, стихи Н. Некрасова и М. Лермонтова – это неполный список авторов, которые предлагаются школьникам к прочтению. Помимо художественной литературы, дети читают научные книги о природе, животном мире и космосе, исторические очерки, выполняют задания по разным предметам. Читательский опыт у ребят в четвертом классе достаточно богатый, чтобы к окончанию начальной школы читать тексты со скоростью более 100 слов в минуту. При этом, согласно нормативам ФГОС, в начале года хорошим считается уровень чтения 75-90 слов в минуту. О том, как уровень техники чтения возрастает по четвертям, мы расскажем далее.
Для проверки техники чтения ученикам четвертого класса предлагаются тексты объемом 120 и более слов, в них встречаются диалоги и непривычные по структуре предложения и высказывания. Ориентировочные нормы для оценки техники чтения в первой четверти четвертого класса такие:
То, что в первой четверти казалось великолепным результатом, во второй четверти будет оцениваться на «4» – 85-100 слов в минуту. Все, что ниже этого диапазона, не заслуживает похвалы. Соответственно, на «5» нужно читать более 100 слов в минуту, при этом не делать ошибок (не проглатывать слова, правильно ставить ударения, соблюдать смысловые паузы и так далее). Менее 70 слов – неудовлетворительный результат.
Для третьей четверти нормативные показатели возрастают на 10 единиц. Таким образом, менее 80 слов в минуту – «неуд», менее 95 слов в минуту – тройка, 95-110 слов в минуту — «хорошо», больше 110 слов в минуту – «отлично». Ученики, которые продемонстрировали хорошие результаты, не должны расслабляться, так как в следующей четверти требования будут еще более высокими.
Окончание начальной школы – волнительный и значимый этап в жизни ребенка. С какими результатами он подошел к этому рубежу, зависит от его стараний и поддержки близких. Проверка техники чтения позволяет оценить, насколько успешно ученик развивался на протяжении четырех лет школьной жизни. Хорошим будет считаться результат в 105-120 слов, а оценку «5» поставят за беглое выразительное чтение с соблюдением всех предусмотренных в тексте пауз со скоростью выше 120 слов в минуту. Показатели от 90 до 104 слов считаются низкими, а менее 90 слов – неудовлетворительными.
Учитывая тот факт, что часть учеников читает со скоростью более 120 слов в минуту, тексты для проверки техники чтения должны быть такого объема, чтобы не ограничивать возможности ребенка. С другой стороны, если отрывок, предложенный ребенку, будет слишком большой, он может не понять смысл того, что прочитал.
Для проверки техники чтения подбирается художественная литература без иллюстраций с различными синтаксическими конструкциями, вопросительными и восклицательными предложениями. Беглое чтение позволяет детям заострять внимание не на формальных аспектах (прочтение слов целиком, постановка ударений), а на содержании текста. Ученик четвертого класса способен не только понять смысл текста, но и выразить свое отношение к его содержанию.
Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии № 14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии:
Год от года тексты становятся большего объема, потому что увеличивается скорость чтения слов. Текст не должен содержать 60-70 слов, когда норма чтения 60 слов в минуту, – он должен содержать 100-120 слов, дабы не ограничивать детей, которые читают гораздо больше нормы. В текстах третьего и четвертого классов появляются диалоги, вопросительные предложения, слова, которые мы не часто используем в речи. Мы делаем это, чтобы понимать, насколько ребенок начитан и насколько у него широкий кругозор. Учитель обращает внимание на то, как ученик понимает прочитанный текст, наблюдая за интонацией чтения и задавая вопросы по прочитанному.
Отвечает Наталья Филипсон: