Техника чтения в первом классе в 2025 году

Основной задачей для учеников первого класса является освоение навыка чтения. Как проверяется техника чтения в первом классе в 2025 году и как можно повлиять на формирование этого навыка, рассказываем в статье

Техника чтения в первом классе. Фото: freepik.com
Екатерина Романова Автор КП Наталья Филипсон Учитель начальной школы высшей категории

Поступая в первый класс, многие дети уже обладают начальными навыками чтения. Однако, согласно нормам ФГОС, обучение чтению – задача педагогов начальной школы, а ученики, со своей стороны, должны демонстрировать прилежание и неуклонный прогресс в развитии этого навыка. Техника чтения – тот показатель, который отражает, успешно ли школьник постигает важнейший для учебы навык. Как известно, без чтения осваивать остальные дисциплины будет крайне сложно. Расскажем о нормах техники чтения по четвертям в первом классе в 2025 году и послушаем советы эксперта, связанные с выработкой этого умения. 

Что такое техника чтения в первом классе

В начальной школе ребенок постепенно овладевает навыком чтения. Процесс этот идет поэтапно. И в первом классе следует говорить о базовом уровне чтения, который подразумевает, что ученик только осваивает способы чтения и учится понимать прочитанное. Дети приобретают навык читать по слогам, но к концу первого года школьного обучения они должны овладеть умением осознанно читать целыми словами. 

Что же представляет собой техника чтения? Это комплексный показатель, который включает следующие параметры:

  • как ребенок читает (способ);
  • в каком темпе он прочитывает текст;
  • насколько выразительно умеет читать;
  • как понимает прочитанное.

Однако в первом классе педагоги оценивают чтение детей в основном по первым двум параметрам. 

Полезная информация о технике чтения в 1 классе 

В таблице рассмотрим основные показатели техники чтения, которые проверяют педагоги начальной школы для оценки навыков ученика.

Параметры техники чтенияПояснения
Способ чтенияПедагог проверяет, как ученик читает текст: вслух или про себя, умеет ли читать целыми словами или делит их на слоги. В самом начале ребенок будет читать вслух и по слогам
Количество слов в минуту (темп)Существует норматив, согласно которому к окончанию первого класса школьник должен читать 25-30 слов в минуту
Выразительность чтенияУченику предлагают художественный текст. Выразительное чтение означает соблюдение логических ударений и знаков препинания, интонационные особенности каждого предложения. Незнакомый текст 1-классник не сможет прочитать выразительно, ему нужно подготовиться к этому
Осознанность чтенияПри проверке учитель должен узнать, насколько ребенок понял прочитанный текст. Обычно педагог задает ученику вопросы по тексту, который он прочитал на скорость

Нормы техники чтения по ФГОС программы «Школа России»

Федеральный государственный стандарт образования включает в себя нормы техники чтения, которые являются ориентировочными. По ним можно проверить результаты обучения ребенка за определенный отрезок времени, но в любом случае нужно учитывать особенности ребенка. Один ученик может прийти в первый класс с большой базой знаний и умений, и его результат будет лучше другого ученика, который начал обучение совсем без подготовки. Однако прогресс у последнего может быть более значимым и качественным. Талантливый педагог найдет подход к любому ученику, подчеркивая его индивидуальность и природные таланты.

Количество слов в минуту в первой четверти первого класса

Дети в первом классе учатся без отметок. Тем не менее педагоги фиксируют для себя результаты проверки техники чтения, чтобы оценивать прогресс ребенка. Ориентируясь на нормы ФГОС, скорость чтения можно оценивать следующим образом. 

В первой четверти первого класса ученик должен прочитать 20 и более слов в минуту, чтобы получить условную пятерку. На четверку достаточно прочитать 15 слов, на тройку – 10 слов, менее 10 слов – неудовлетворительный результат. Однако ожидать значительных успехов за восемь недель обучения не приходится. Многие дети только начинают постигать мир текстовых символов, и им требуется время на раскачку.

Количество слов в минуту во второй четверти первого класса

Во второй четверти можно оценивать первые результаты обучения. Здесь педагоги руководствуются своей таблицей прогресса для наблюдения динамики образовательного процесса. 

Если первоклашка в конце второй четверти прочитает 25 и более слов в минуту, это бесспорная пятерка. Около 20 слов – «4», 15 слов – «3», а если ребенок остался на уровне первой четверти и прочитал всего 10-12 слов, он получит «2». В дневник ему такую оценку не поставят, но на словах обязательно обратят внимание на низкий уровень развития навыка чтения. 

это интересно
Школа России
Плюсы и минусы самой популярной программы для начальной школы
Подробнее

Количество слов в минуту в третьей четверти первого класса

К окончанию третьей четверти дети занимаются уже 26 учебных недель, и при желании за это время можно добиться высоких результатов в развитии навыка чтения. А высоким результатом по итогу третьей четверти будет считаться более 40 слов в минуту, 35 слов – это «4», 25 слов – это «3», менее 20 слов – «2». В этот период школьники, как правило, умеют спокойно читать по слогам, не проглатывая их, с хорошей артикуляцией, постепенно переходя на чтение целыми словами. К началу четвертой четверти ребята уже понимают смысл прочитанного текста.

Количество слов в минуту в четвертой четверти первого класса

Заканчивая первый класс, школьник должен уметь читать не менее 25-30 слов в минуту, этот результат считается удовлетворительным. Менее 25 слов – это «неуд», а для более высоких оценок нужно показать следующие результаты: отметки «4» заслуживает результат 35 слов в минуту, а «5» – 45 слов и более.

Тексты для проверки техники чтения в первом классе

Технику чтения рекомендуется проверять у детей не менее двух раз в год. Большинство педагогов придерживаются мнения, что в первом полугодии первоклашек можно не пугать проверками техники чтения. На этом этапе все четыре показателя у них еще не сформированы. Зато к концу второго полугодия у них уже должно появиться не только хорошее слоговое чтение, но и осознанность в восприятии текста. 

Для проверки преподаватели используют подготовленные специалистами тексты, они включены в методические рекомендации. Для первоклашек важно, чтобы текст не содержал никаких сложных конструкций. Когда дети только начинают свой путь в обучении чтению, им нецелесообразно предлагать длинные тексты, содержащие незнакомые для них слова и знаки препинания. Следует помнить, что техника чтения – это не только скорость. Важно, чтобы ребенок читал выразительно, ставя паузы в нужных местах, правильно произносил слова. Если лексика для ребенка незнакома, то техника чтения явно пострадает. 

В то же время оценивать умения школьников необходимо только с помощью текстов, которые им не доводилось читать ранее. В подготовленном тексте не должно быть картинок, чтобы ученик не отвлекался. 

Вот пример текста, который используется для проверки техники чтения.

«Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры». 

Его автор – Лев Толстой, в тексте всего 18 слов. Для проверки могут использоваться и более длинные тексты. Но в среднем это отрывки, состоящие из 20-30 слов.

Советы эксперта о технике чтения в 1 классе

Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии №14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии:

Автор каждого методического пособия стремится поставить все более высокую планку для оценки техники чтения. Менее амбициозные школы придерживаются критериев оценки, приближенных к реальности. Это довольно гибкие параметры, однако примерные ориентиры все-таки существуют. 

В первом классе в конце первого полугодия, если ребенок плавно читает по слогам, значит, все идет по плану. Нельзя настаивать на том, что у него должно быть не менее 20 слов в минуту. У каждого свой темп адаптации в первом классе. Кто-то адаптируется за две недели, а кто-то будет адаптироваться весь первый класс. В конце второго полугодия 25-30 слов в минуту – неплохой результат. Многое зависит от того, какие амбиции у родителей, какое здоровье у ребенка и в какой школе он обучается.

В первом классе безотметочная система обучения, но у педагога есть свои маркеры успешности учеников. Если первоклассник при проверке техники чтения выполняет свою норму по количеству слов в минуту, но читает с ошибками, проглатывает слова – поставить высший балл ему не получится. Но задача педагога – поддержать ребенка и мотивировать его к дальнейшему развитию. Ему пишется характеристика: «Старайся, у тебя все получится!» или «Так держать!» 

А в конце второго полугодия педагог смотрит на прогресс, которого ребенок достиг. Все очень индивидуально, и отметка не должна быть дамокловым мечом, которого нужно бояться.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Наталья Филипсон:

Как правильно считать слова при проверке техники чтения у первоклассника?

Мы считаем все слова, в том числе маленькие (союзы, предлоги и междометия). Отдельно нужно сказать о текстах, которые мы подбираем для техники чтения. На момент начала учебного года (а проверяем мы обычно до 15 сентября) тексты, которые мы предлагаем детям, должны состоять из небольших слов, в основном это слова с открытыми слогами, двусложные слова. Текст должен быть понятен для ребенка, и напечатан он должен быть на карточке шрифтом не менее 20-22-го.

Почему в первом классе проверяют технику чтения?

Темп нашей жизни настолько велик, и объем информации такой большой, что в первый класс практически все дети приходят уже читающие. Другое дело, что техника чтения у них у всех разная. Занимаясь подготовкой детей в детском саду и в предшколе при нашей гимназии, на родительских собраниях замечаю, что вопрос, какой должна быть техника чтения у детей в первом классе, – один из топовых. Родителям я обычно объясняю, что однозначных показателей, сколько ребенок должен читать на момент поступления в первый класс, не существует. Но мы говорим о том, что у ребенка должна быть развита речь, он должен уметь отвечать на поставленный вопрос, пересказывать текст. Здорово, если он знает буквы и умеет соединять их в слоги. Совсем прекрасно, если он умеет соединять эти слоги, чтобы получались слова. Если у ребенка на момент наступления 1 сентября техника чтения на уровне 5-7 слов, этому мы уже очень рады. Но для успешного обучения в классе должны быть примерно одинаковые стартовые возможности у первоклассников. Поэтому если в первом классе все дети читающие, с техникой чтения 15-20 слов в минуту, а кто-то пришел не читающий, знающий только буквы, то этому ребенку предстоит большая работа на протяжении первого полугодия для того, чтобы догнать класс. Ему предстоит тянуться за более сильными детьми. И учитель проверяет технику чтения в начале учебного года, чтобы понимать, как выстраивать свою работу. Равняться он будет на то большинство, которое у него в классе есть. Если в среднем читают 15-20 слов в минуту, то прохождение той же самой азбуки будет строиться немножко другим темпом. Учителю-профессионалу важно не потерять сильных детей, которые читают и 40, и 50, и 60 слов в минуту, практически выполняя нормы второго класса, и подтягивать до середняков тех ребят, которые по каким-то причинам пришли в школу читающими по слогам или незнающими буквы.

Что делать, если ученик первого класса читает медленнее установленной нормы?

Проверку техники чтения важно правильно преподнести родителям, потому что дети обычно на это внимания не обращают. Нужно, чтобы родители не зацикливали ребенка на технике чтения.

Что делать, если ребенок не выполняет нормы чтения? В самом начале учебного года учителю следует установить контакт с родителем ребенка. Когда приходит понимание, что все заняты общим делом и делать его нужно с любовью, то сразу все сложные вопросы становятся решаемыми. Большую проблему нужно разбить на мелкие и решать их понемножку, по чуть-чуть. Набираешь по ягодке – соберешь кузовок.
 
Если ребенок нечитающий, обязательно должно быть знание букв. Выучить буквы можно с помощью карточек, компьютерных программ. Когда ребенок буквы выучит, он будет соединять их в слоги. Если медленно соединяет, значит не знает еще буквы. Сначала ребенок учится складывать слоги из двух букв, потом добавляем к ним третью букву, чтобы получалось слово. Следующий этап – слова из двух слогов. Когда ребенок научится соединять, начинаем отрабатывать скорость. На мой взгляд, помогают улучшить технику чтения слоговые таблицы. Мы начинаем с них занятия чтением, проводим разминку. Еще один важный момент: ребенок часто при чтении устает, и лучше разбить занятие чтением на части (вместо 30 минут два раза по 10 минут), тогда не будет усталости, недовольства и отвращения к этому процессу.
КП
Реклама О проекте