Основной задачей для учеников первого класса является освоение навыка чтения. Как проверяется техника чтения в первом классе в 2025 году и как можно повлиять на формирование этого навыка, рассказываем в статье
Поступая в первый класс, многие дети уже обладают начальными навыками чтения. Однако, согласно нормам ФГОС, обучение чтению – задача педагогов начальной школы, а ученики, со своей стороны, должны демонстрировать прилежание и неуклонный прогресс в развитии этого навыка. Техника чтения – тот показатель, который отражает, успешно ли школьник постигает важнейший для учебы навык. Как известно, без чтения осваивать остальные дисциплины будет крайне сложно. Расскажем о нормах техники чтения по четвертям в первом классе в 2025 году и послушаем советы эксперта, связанные с выработкой этого умения.
В начальной школе ребенок постепенно овладевает навыком чтения. Процесс этот идет поэтапно. И в первом классе следует говорить о базовом уровне чтения, который подразумевает, что ученик только осваивает способы чтения и учится понимать прочитанное. Дети приобретают навык читать по слогам, но к концу первого года школьного обучения они должны овладеть умением осознанно читать целыми словами.
Что же представляет собой техника чтения? Это комплексный показатель, который включает следующие параметры:
Однако в первом классе педагоги оценивают чтение детей в основном по первым двум параметрам.
В таблице рассмотрим основные показатели техники чтения, которые проверяют педагоги начальной школы для оценки навыков ученика.
Параметры техники чтения | Пояснения |
---|---|
Способ чтения | Педагог проверяет, как ученик читает текст: вслух или про себя, умеет ли читать целыми словами или делит их на слоги. В самом начале ребенок будет читать вслух и по слогам |
Количество слов в минуту (темп) | Существует норматив, согласно которому к окончанию первого класса школьник должен читать 25-30 слов в минуту |
Выразительность чтения | Ученику предлагают художественный текст. Выразительное чтение означает соблюдение логических ударений и знаков препинания, интонационные особенности каждого предложения. Незнакомый текст 1-классник не сможет прочитать выразительно, ему нужно подготовиться к этому |
Осознанность чтения | При проверке учитель должен узнать, насколько ребенок понял прочитанный текст. Обычно педагог задает ученику вопросы по тексту, который он прочитал на скорость |
Федеральный государственный стандарт образования включает в себя нормы техники чтения, которые являются ориентировочными. По ним можно проверить результаты обучения ребенка за определенный отрезок времени, но в любом случае нужно учитывать особенности ребенка. Один ученик может прийти в первый класс с большой базой знаний и умений, и его результат будет лучше другого ученика, который начал обучение совсем без подготовки. Однако прогресс у последнего может быть более значимым и качественным. Талантливый педагог найдет подход к любому ученику, подчеркивая его индивидуальность и природные таланты.
Дети в первом классе учатся без отметок. Тем не менее педагоги фиксируют для себя результаты проверки техники чтения, чтобы оценивать прогресс ребенка. Ориентируясь на нормы ФГОС, скорость чтения можно оценивать следующим образом.
В первой четверти первого класса ученик должен прочитать 20 и более слов в минуту, чтобы получить условную пятерку. На четверку достаточно прочитать 15 слов, на тройку – 10 слов, менее 10 слов – неудовлетворительный результат. Однако ожидать значительных успехов за восемь недель обучения не приходится. Многие дети только начинают постигать мир текстовых символов, и им требуется время на раскачку.
Во второй четверти можно оценивать первые результаты обучения. Здесь педагоги руководствуются своей таблицей прогресса для наблюдения динамики образовательного процесса.
Если первоклашка в конце второй четверти прочитает 25 и более слов в минуту, это бесспорная пятерка. Около 20 слов – «4», 15 слов – «3», а если ребенок остался на уровне первой четверти и прочитал всего 10-12 слов, он получит «2». В дневник ему такую оценку не поставят, но на словах обязательно обратят внимание на низкий уровень развития навыка чтения.
К окончанию третьей четверти дети занимаются уже 26 учебных недель, и при желании за это время можно добиться высоких результатов в развитии навыка чтения. А высоким результатом по итогу третьей четверти будет считаться более 40 слов в минуту, 35 слов – это «4», 25 слов – это «3», менее 20 слов – «2». В этот период школьники, как правило, умеют спокойно читать по слогам, не проглатывая их, с хорошей артикуляцией, постепенно переходя на чтение целыми словами. К началу четвертой четверти ребята уже понимают смысл прочитанного текста.
Заканчивая первый класс, школьник должен уметь читать не менее 25-30 слов в минуту, этот результат считается удовлетворительным. Менее 25 слов – это «неуд», а для более высоких оценок нужно показать следующие результаты: отметки «4» заслуживает результат 35 слов в минуту, а «5» – 45 слов и более.
Технику чтения рекомендуется проверять у детей не менее двух раз в год. Большинство педагогов придерживаются мнения, что в первом полугодии первоклашек можно не пугать проверками техники чтения. На этом этапе все четыре показателя у них еще не сформированы. Зато к концу второго полугодия у них уже должно появиться не только хорошее слоговое чтение, но и осознанность в восприятии текста.
Для проверки преподаватели используют подготовленные специалистами тексты, они включены в методические рекомендации. Для первоклашек важно, чтобы текст не содержал никаких сложных конструкций. Когда дети только начинают свой путь в обучении чтению, им нецелесообразно предлагать длинные тексты, содержащие незнакомые для них слова и знаки препинания. Следует помнить, что техника чтения – это не только скорость. Важно, чтобы ребенок читал выразительно, ставя паузы в нужных местах, правильно произносил слова. Если лексика для ребенка незнакома, то техника чтения явно пострадает.
В то же время оценивать умения школьников необходимо только с помощью текстов, которые им не доводилось читать ранее. В подготовленном тексте не должно быть картинок, чтобы ученик не отвлекался.
Вот пример текста, который используется для проверки техники чтения.
«Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры».
Его автор – Лев Толстой, в тексте всего 18 слов. Для проверки могут использоваться и более длинные тексты. Но в среднем это отрывки, состоящие из 20-30 слов.
Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии №14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии:
Автор каждого методического пособия стремится поставить все более высокую планку для оценки техники чтения. Менее амбициозные школы придерживаются критериев оценки, приближенных к реальности. Это довольно гибкие параметры, однако примерные ориентиры все-таки существуют.
В первом классе в конце первого полугодия, если ребенок плавно читает по слогам, значит, все идет по плану. Нельзя настаивать на том, что у него должно быть не менее 20 слов в минуту. У каждого свой темп адаптации в первом классе. Кто-то адаптируется за две недели, а кто-то будет адаптироваться весь первый класс. В конце второго полугодия 25-30 слов в минуту – неплохой результат. Многое зависит от того, какие амбиции у родителей, какое здоровье у ребенка и в какой школе он обучается.
В первом классе безотметочная система обучения, но у педагога есть свои маркеры успешности учеников. Если первоклассник при проверке техники чтения выполняет свою норму по количеству слов в минуту, но читает с ошибками, проглатывает слова – поставить высший балл ему не получится. Но задача педагога – поддержать ребенка и мотивировать его к дальнейшему развитию. Ему пишется характеристика: «Старайся, у тебя все получится!» или «Так держать!»
А в конце второго полугодия педагог смотрит на прогресс, которого ребенок достиг. Все очень индивидуально, и отметка не должна быть дамокловым мечом, которого нужно бояться.
Отвечает Наталья Филипсон: