Многие дети учатся читать еще до поступления в школу, а дальше они непрерывно улучшают свой навык. Какой должна быть техника чтения в третьем классе в 2025 году, читайте в статье
О том, как важно уметь читать, знает каждый. Словами одного из самых любимых детских писателей Сергея Михалкова о чтении можно сказать так:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
В третьем классе дети продолжают овладевать навыком чтения, совершенствуют артикуляцию, расширяют словарный запас и пробуют прочитывать сходу все более сложные конструкции. Узнаем от эксперта секреты улучшения техники чтения в третьем классе и критерии оценки способностей у третьеклассников в 2025 году.
К третьему классу у детей возрастает осознанность в процессе обучения. Они становятся все более самостоятельными и воспринимают учебу более ответственно. Третьеклассники нацелены на преодоление трудностей, умеют сотрудничать как с педагогом, так и с другими детьми. Эти изменения отражаются во всех областях учебного процесса, в частности на чтении.
Третьеклассник читает более внимательно и вдумчиво. В этом возрасте он умеет читать слова целиком, уделяет внимание ударениям и паузам при чтении. А педагог оценивает понимание текста и выразительное его прочтение.
Оценка техники чтения состоит из четырех компонентов: умение читать целыми словами, скорость (беглость, плавность) чтения, выразительность, понимание смысла. Третьеклассник, который на протяжении двух предыдущих лет развивал свои читательские способности, может и должен демонстрировать хорошие показатели по всем четырем параметрам.
В таблице собрали некоторые интересные факты о проверке техники чтения, которые могут пригодиться.
Проверка техники чтения | Пояснение |
---|---|
Время проверки отсчитывают по-разному | Одни педагоги запускают отсчет времени с первого прочитанного учеником слова, останавливая секундомер через минуту. Другие просят читать на протяжении двух минут, а затем делят результат на два. В последнем случае нужно брать более объемные тексты для тестирования |
Важно правильно подобрать отрывок | Техника чтения в 3 классе проверяется с помощью художественных текстов, соответствующих по уровню сложности детям этого возраста |
Нельзя проверять на знакомых текстах | К примеру, русская сказка, которую ребенок многократно видел и читал ранее, позволит ему получить высокую оценку, но результат будет недостоверным |
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) России, устанавливающего требования к образовательному процессу, создан учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений. Этот комплекс основан на опыте лучших представителей отечественной педагогики. Стандарты не обошли стороной важнейший аспект школьного обучения – чтение. При проверке техники чтения у детей педагоги руководствуются именно методическими пособиями УМК, которые включают параметры оценки уровня чтения школьника.
В третьем классе требования к технике чтения ребенка возрастают. Учитель смотрит на беглость чтения, правильность произнесения слов, допущенные ошибки. А после прочитанного обязательно задает вопросы по тексту, чтобы оценить, насколько третьеклассник понимает то, что читает.
Проверки техники чтения проводятся систематически, чтобы оценить динамику изменений навыка ученика. Педагоги ориентируются на нормы техники чтения, установленные ФГОС, но учитывают индивидуальные особенности детей и количество труда, которое они вкладывают в свой результат.
При проверке техники чтения в первой четверти третьего класса ученики не должны оставаться на уровне прошлого года. Если школьник кое-как читает около 40 слов, этот результат не заслуживает положительной отметки. Чтобы заработать хотя бы «3», нужно читать от 40 до 54 слов в минуту. Результат 55-70 слов – это «4», а больше 70 слов – «5».
Требования к третьеклассникам к окончанию первого полугодия изменяются, поэтому для отметки в три балла нужно набрать уже не менее 45 слов в минуту. Прочитав 60-75 слов, ребенок получит четыре балла, а на пятерку необходимо читать больше 75 слов.
При проверке техники чтения в третьей четверти педагоги ориентируются на следующие цифры: больше 85 в минуту – «5», 70-85 слов с небольшим количеством ошибок – «4», 55-69 слов – «3», а более скромный результат заслуживает только «2». Ученику придется серьезно потрудиться, чтобы к концу года подтянуть навык чтения хотя бы до среднего уровня.
В четвертой четверти третьего класса ребенок должен уметь прочитывать не менее 60 слов в минуту. Меньшее количество слов – неудовлетворительный результат. Чтобы получить хорошую отметку, нужно бегло прочитать 75-90 слов с минимальным количеством ошибок. А на отличную отметку следует выразительно прочитать более 90 слов с правильным произнесением лексем, верными ударениями и логическими паузами в тексте.
Тексты для проверки техники чтения должны быть напечатаны крупным, хорошо читаемым шрифтом. В них не должно быть иллюстраций, которые способны визуально отвлечь от текста. Для учеников третьего класса нужно подбирать отрывки, которые содержат различные знаки препинания, чтобы можно было проверить правильную расстановку пауз внутри предложения и соответствие интонации смыслу текста. Но слишком длинные предложения с большим количеством знаков препинания выбирать не следует. Для проверки также не подойдут тексты, содержащие диалектизмы, устаревшие слова и незнакомые термины.
Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии №14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии Наталья Викторовна Филипсон:
В сентябре в 3 классе учитель проверяет технику чтения детей для того, чтобы выстроить план своей работы, определить темп прохождения программного материала. Он ориентируется на большинство, но при этом помнит, что необходимо создать комфортную среду для развития и сильных учеников, и ребят послабее. Очень важно поддержать каждого ученика, подарить ему веру в себя, укрепить его желание ходить в школу, сформировать правильную самооценку. В третьем классе техника чтения оценивается по тем же критериям, что и раньше. Учитель смотрит на способ чтения, скорость, выразительность и проверяет понимание текста, но с каждым годом тексты становятся более объемными, их уровень сложности меняется. Кроме того, вопросов по тексту становится чуть больше, и педагог предлагает ребенку размышлять над прочитанным и делиться своим собственным мнением.
Отвечает Наталья Филипсон: