Техника чтения в третьем классе в 2025 году

Многие дети учатся читать еще до поступления в школу, а дальше они непрерывно улучшают свой навык. Какой должна быть техника чтения в третьем классе в 2025 году, читайте в статье

Техника чтения в третьем классе. Фото: freepik.com
Екатерина Романова Автор КП Наталья Филипсон Учитель начальной школы высшей категории

О том, как важно уметь читать, знает каждый. Словами одного из самых любимых детских писателей Сергея Михалкова о чтении можно сказать так:

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

В третьем классе дети продолжают овладевать навыком чтения, совершенствуют артикуляцию, расширяют словарный запас и пробуют прочитывать сходу все более сложные конструкции. Узнаем от эксперта секреты улучшения техники чтения в третьем классе и критерии оценки способностей у третьеклассников в 2025 году.

Что такое техника чтения в третьем классе

К третьему классу у детей возрастает осознанность в процессе обучения. Они становятся все более самостоятельными и воспринимают учебу более ответственно. Третьеклассники нацелены на преодоление трудностей, умеют сотрудничать как с педагогом, так и с другими детьми. Эти изменения отражаются во всех областях учебного процесса, в частности на чтении.

Третьеклассник читает более внимательно и вдумчиво. В этом возрасте он умеет читать слова целиком, уделяет внимание ударениям и паузам при чтении. А педагог оценивает понимание текста и выразительное его прочтение.

Оценка техники чтения состоит из четырех компонентов: умение читать целыми словами, скорость (беглость, плавность) чтения, выразительность, понимание смысла. Третьеклассник, который на протяжении двух предыдущих лет развивал свои читательские способности, может и должен демонстрировать хорошие показатели по всем четырем параметрам.

Полезная информация о технике чтения в 3 классе

В таблице собрали некоторые интересные факты о проверке техники чтения, которые могут пригодиться.

Проверка техники чтенияПояснение
Время проверки отсчитывают по-разному
Одни педагоги запускают отсчет времени с первого прочитанного учеником слова, останавливая секундомер через минуту. Другие просят читать на протяжении двух минут, а затем делят результат на два. В последнем случае нужно брать более объемные тексты для тестирования
Важно правильно подобрать отрывок
Техника чтения в 3 классе проверяется с помощью художественных текстов, соответствующих по уровню сложности детям этого возраста
Нельзя проверять на знакомых текстах
К примеру, русская сказка, которую ребенок многократно видел и читал ранее, позволит ему получить высокую оценку, но результат будет недостоверным

Нормы техники чтения по ФГОС программы «Школа России»

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) России, устанавливающего требования к образовательному процессу, создан учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений. Этот комплекс основан на опыте лучших представителей отечественной педагогики. Стандарты не обошли стороной важнейший аспект школьного обучения – чтение. При проверке техники чтения у детей педагоги руководствуются именно методическими пособиями УМК, которые включают параметры оценки уровня чтения школьника.

В третьем классе требования к технике чтения ребенка возрастают. Учитель смотрит на беглость чтения, правильность произнесения слов, допущенные ошибки. А после прочитанного обязательно задает вопросы по тексту, чтобы оценить, насколько третьеклассник понимает то, что читает.

Проверки техники чтения проводятся систематически, чтобы оценить динамику изменений навыка ученика. Педагоги ориентируются на нормы техники чтения, установленные ФГОС, но учитывают индивидуальные особенности детей и количество труда, которое они вкладывают в свой результат.

Количество слов в минуту в первой четверти третьего класса

При проверке техники чтения в первой четверти третьего класса ученики не должны оставаться на уровне прошлого года. Если школьник кое-как читает около 40 слов, этот результат не заслуживает положительной отметки. Чтобы заработать хотя бы «3», нужно читать от 40 до 54 слов в минуту. Результат 55-70 слов – это «4», а больше 70 слов – «5».

Количество слов в минуту во второй четверти третьего класса

Требования к третьеклассникам к окончанию первого полугодия изменяются, поэтому для отметки в три балла нужно набрать уже не менее 45 слов в минуту. Прочитав 60-75 слов, ребенок получит четыре балла, а на пятерку необходимо читать больше 75 слов.

это интересно
Школа России
Плюсы и минусы самой популярной программы для начальной школы
Подробнее

Количество слов в минуту в третьей четверти третьего класса

При проверке техники чтения в третьей четверти педагоги ориентируются на следующие цифры: больше 85 в минуту – «5», 70-85 слов с небольшим количеством ошибок – «4», 55-69 слов – «3», а более скромный результат заслуживает только «2». Ученику придется серьезно потрудиться, чтобы к концу года подтянуть навык чтения хотя бы до среднего уровня.

Количество слов в минуту в четвертой четверти третьего класса

В четвертой четверти третьего класса ребенок должен уметь прочитывать не менее 60 слов в минуту. Меньшее количество слов – неудовлетворительный результат. Чтобы получить хорошую отметку, нужно бегло прочитать 75-90 слов с минимальным количеством ошибок. А на отличную отметку следует выразительно прочитать более 90 слов с правильным произнесением лексем, верными ударениями и логическими паузами в тексте.

Тексты для проверки техники чтения в третьем классе

Тексты для проверки техники чтения должны быть напечатаны крупным, хорошо читаемым шрифтом. В них не должно быть иллюстраций, которые способны визуально отвлечь от текста. Для учеников третьего класса нужно подбирать отрывки, которые содержат различные знаки препинания, чтобы можно было проверить правильную расстановку пауз внутри предложения и соответствие интонации смыслу текста. Но слишком длинные предложения с большим количеством знаков препинания выбирать не следует. Для проверки также не подойдут тексты, содержащие диалектизмы, устаревшие слова и незнакомые термины.

Советы эксперта о технике чтения в 3 классе

Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии №14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии Наталья Викторовна Филипсон:

В сентябре в 3 классе учитель проверяет технику чтения детей для того, чтобы выстроить план своей работы, определить темп прохождения программного материала. Он ориентируется на большинство, но при этом помнит, что необходимо создать комфортную среду для развития и сильных учеников, и ребят послабее. Очень важно поддержать каждого ученика, подарить ему веру в себя, укрепить его желание ходить в школу, сформировать правильную самооценку. В третьем классе техника чтения оценивается по тем же критериям, что и раньше. Учитель смотрит на способ чтения, скорость, выразительность и проверяет понимание текста, но с каждым годом тексты становятся более объемными, их уровень сложности меняется. Кроме того, вопросов по тексту становится чуть больше, и педагог предлагает ребенку размышлять над прочитанным и делиться своим собственным мнением.

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Наталья Филипсон:

Как правильно считать слова при проверке техники чтения?

Мы считаем все слова, которые ученик успевает прочитать с момента запуска секундомера и до момента его остановки. В третьем классе ребенок должен читать не менее 60 слов в конце первого полугодия и не менее 70 слов в конце второго полугодия. При этом учитель обращает внимание на темп, правильность, осознанность и выразительность чтения.

Почему в третьем классе проверяют технику чтения?

Учитель проверяет технику чтения в конце каждого полугодия на протяжении всего обучения в начальной школе. Делается это для того, чтобы отследить уровень усвоения навыка чтения ребенка, скорректировать, если нужно, свою работу и дать рекомендации родителям.

Важно помнить, что ребенок должен показывать не только беглость чтения, но и его понимание. Смысловое понимание текста возникает только тогда, когда ребенок читает от 60 слов и выше. Такой темп чтения позволяет ему не думать о том, как соединить слоги в слова, а обращать внимание на смысл прочитанного слова.

Что делать, если ученик читает медленнее нормы?

В деле развития техники чтения очень полезно проводить семейные вечера. Пусть мама оставит все свои дела, отложит свою усталость и посвятит 15 минут своему ребенку, посадит его рядом, обнимет, создаст приятную атмосферу. Родителям важно самим не воспринимать чтение как какое-то наказание, тогда и ребенок будет относиться к этому занятию по-другому. Он будет понимать, что читать – это интересно.
КП
Реклама О проекте