Ко второму классу у ребенка уже имеется годовой опыт чтения, но процесс формирования навыка все еще идет. О проверке техники чтения во втором классе в 2025 году расскажем в статье
Что такое проверка техники чтения, каждый ученик второго класса уже хорошо представляет. Он проходил эту процедуру в первом классе не менее двух раз. Но если требования к первоклашке были не слишком строгими, то теперь педагоги будут проверять более придирчиво. Какие нормы для проверки техники чтения во втором классе установлены ФГОС в 2025 году, как научиться читать бегло и выразительно, разбираемся вместе с экспертом.
Умение читать включает в себя много составляющих, все они объединены понятием «техника чтения». Во втором классе техника чтения проверяется по следующим параметрам:
За год ежедневного чтения ребенок способен добиться большого прогресса в этом деле. Если же школьник не слишком радеет об учебе и книгочеем его не назовешь, то его результаты могут остаться на уровне первого класса. Для повышения качества и скорости чтение необходимо регулярно читать и обсуждать прочитанное.
Из приведенной таблицы вы можете узнать некоторые полезные детали о проверке техники чтения во втором классе.
Особенности проверки техники чтения | Пояснения |
---|---|
Чтобы узнать, сколько слов ребенок читает в минуту, ему предлагается читать в течение двух минут | Некоторые школы практикуют двухминутное чтение – это важная деталь для получения объективного результата. В начале дети могут читать более медленно в силу особенностей нервной системы. Поэтому чтение продолжается две минуты, затем количество прочитанных слов делится надвое |
Для проверки техники чтения используют незнакомый текст | Дети должны быть в равных условиях, поэтому все они читают текст впервые |
Для проверки осознанности чтения ученикам лучше давать разные тексты | Это делается для того, чтобы они не повторяли друг за другом ответы на вопросы учителя по тексту |
Для проверки выразительности чтения детям дают знакомый текст | Чтобы посмотреть, насколько выразительно ученик может прочитать текст, ему дают отрывок, который он читал ранее |
Техника чтения – важный показатель качества обучения. Ученик второго класса, который читает медленно, по слогам и не понимает смысла прочитанного, не сможет правильно воспринимать задания по всем предметам. Соответственно, будет страдать его успеваемость. Проверять технику чтения нужно не реже двух раз в год. На каждую четверть учебного года ФГОС не предусматривает нормативов, однако мы можем установить ориентировочные значения. Педагогически запущенные дети, а также второклассники, которые имеют неврологические особенности развития, обычно показывают более низкие результаты проверки по сравнению с другими детьми. Это не всегда характеризует их интеллектуальные способности и успеваемость по другим предметам, но является сигналом к тому, что навыку чтения необходимо уделять больше внимания.
К концу первого класса ученик может достичь высоких показателей техники чтения. Например, при проверке в четвертой четверти первого класса он прочитал 45 слов в минуту, и это очень высокий уровень для первоклашки. Но в первой четверти второго класса этот показатель достоин только четверки. На пятерку нужно читать более 45 слов в минуту, при этом понимать и запоминать прочитанное. Пусть прогресс будет совсем небольшой, но он должен быть. Результат 35 слов оценивается как удовлетворительный, а менее 25 слов – это «неуд».
Во второй четверти показатели техники чтения должны немного подрасти. Даже если ребенок уже читает 39 слов в минуту, это все еще удовлетворительный уровень, а для четверки нужно уметь читать со скоростью 40-55 слов в минуту. Это хороший результат, достойный похвалы. Но примером для класса ребенок станет с темпом чтения более 55 слов в минуту.
Для третьей четверти второго класса ориентиры для оценки следующие:
Менее 35 слов в минуту – это уже «2». Ученику следует больше стараться и заниматься развитием навыка чтения.
Заканчивая второй класс, ребенок должен значительно нарастить свои показатели по технике чтения. И это естественно, ведь на протяжении всего года он читал учебники, выполнял домашние задания, занимался внеклассным чтением. Если второклассник добросовестно выполнял все наставления педагогов и стремился улучшить свои навыки, то к концу четвертой четверти второго класса он будет читать более 70 слов в минуту и обязательно получит за это высшую отметку. Если он читает 55-70 слов – это «хорошо», 40-54 – всего лишь тройка, а менее 40 слов в минуту – результат, достойный сожаления. По сути, ребенок остается на уровне первого класса, и в следующем учебном году ему придется еще сложнее.
Для проверки техники чтения педагоги используют тексты, адаптированные к возрасту и умениям второклассников. Обычно они выбирают текстовые отрывки из методических пособий. Так как во время проверки все дети находятся в одном помещении и могут услышать вопросы педагога, адресованные к предыдущим ученикам, и запомнить ответы, желательно использовать несколько вариантов текстов для тестирования.
У детей во втором классе уже развилось глобальное чтение. Учитель оценивает соблюдение интонаций и смысловых ударений во время чтения. Если в первом полугодии второклассник встречает в тексте слова с особо сложной структурой, он все еще может читать их по слогам, на отметку это не повлияет. К окончанию второго класса ему следует научиться читать без запинок слова любой сложности.
Наталья Филипсон, учитель начальной школы высшей категории, глава МО начальных классов гимназии №14 г. Улан-Удэ, председатель первичной профсоюзной организации гимназии:
Проверяя технику чтения, мы смотрим на способ чтения (буквенный или слоговой), на осознанность чтения (задаем вопросы по прочитанному тексту), на правильность чтения (чтобы не было замены букв, пропуска слов или слогов, следим за правильностью постановки ударения), на выразительность чтения. Во время проверки ребенку нужно быть собранным и сосредоточенным, задача педагога – воодушевить его, вселить уверенность в своих силах, убрать нервозность и ненужное волнение.
Отвечает Наталья Филипсон