ВПР по географии — единственная, которую пишут в 10 классе. Каковы варианты, задания, демоверсии и критерии оценивания в 2024 году, а также рассказываем о том, нужна ли подготовка
Всероссийские проверочные работы проводятся в школах по всей России и за время своего существования – уже более 5 лет – стали неотъемлемой частью общего среза знаний. Основная цель ВПР – получение полной картины об усвоении школьной программы детьми. Их результаты никак не влияют на итоговые оценки.
В 2024 году десятиклассники пишут ВПР только по географии, в отличии от учеников 11-х классов: список предметов у последних внушительный – биология, история, физика, химия и другие. Всероссийская проверочная работа по географии в 10 классе имеет общий стандарт оценки – этим она отличается от контрольных работ, которые ранее проводились в школах и не были едиными. С помощью нее можно проследить на роль школы в процессе обучения, ведь сейчас многие занимаются с репетиторами – отслеживать качество знаний, полученных от учителей, становится все сложнее.
10 класс – время, когда школьники определяются с выбором предметов для сдачи ЕГЭ. Каждый углубляется в один или несколько из них, и ВПР только по одному предмету существенно облегчает школьную жизнь, чего нельзя сказать об 11 классе. В 2023 году проверочные работы по географии проходят в период с 1 по 25 марта: обычно их пишут в конце учебного года. Подробнее остановимся на том, из чего состоит ВПР по географии в 10 классе.
Их количество неизвестно заранее: в день проведения работы учителя скачивают варианты из личного кабинета на сайте ФИОКО. Число вариантов для каждой школы зависит от количества участников: например, если в школе два десятых класса, выдают два варианта, если их три – у всех классов параллели будут разные варианты.
Варианты для Всероссийских проверочных работ составляются из общего банка заданий для каждой школы индивидуально. Это позволяет провести более точную оценку знаний ребят в конкретном учебном заведении.
В ВПР по географии для 10 класса 17 заданий. Школьникам дается 90 минут на их выполнение. Вопросы составляются на основании школьной программы – может попасться и то, что ребята изучали в 7-8 классе, поэтому при подготовке стоит периодически возвращаться к пройденному ранее материалу.
Например, первое задание посвящено среднесуточной температуре в январе в городах России: нужно записать их по возрастанию начиная с города с самой низкой температурой. От школьников ждут не столько заученной информации, сколько умения правильно применить полученные за все годы знания. Но есть и такие вопросы, в которых сориентироваться можно исходя из логических соображений – задание с среднесуточной температурой прямое тому подтверждение.
Задания №4-6 выполняются на основе анализа карты: проверяются знания географических особенностей регионов России, умение выделять их существенные признаки. Также перед школьниками стоит задача: не просто анализировать, а проводить параллели и взаимосвязи различных процессов, происходящих в конкретной области, районе.
В ВПР есть вопросы не только о нашей стране: в заданиях №9-13 нужно продемонстрировать знания о мировых столицах, различии их по уровню социально-экономического развития. Есть вопросы и о миграционных процессах, качестве жизни населения мира.
В последних заданиях отвечать нужно развернуто: они направлены на умение находить и применять географическую информацию для правильной оценки и объяснения важнейших социально-экономических событий международной жизни.
Первые 12 вопросов базового уровня сложности, а с 13 по 17 – повышенного, за них дают больше баллов при оценивании работы. В интернете можно найти демоверсии заданий, из которых состоит ВПР. Они помогут сориентироваться в темах и в том, что необходимо знать и уметь для написания работы. Но не стоит ожидать, что точно такие же вопросы и задания попадутся на самой проверочной. Скорее всего, они не совпадут с реальными работами, поэтому нужно быть готовым и к другим формулировкам.
Несмотря на то что эксперты подчеркивают, что задания основаны на школьной программе и специальная подготовка к ВПР не нужна, лучше все же повторить пройденный материал и потренироваться в работе с картой и в выполнении тренировочных заданий. Особенно если география не ваш конек. Это поможет не растеряться во время написания ВПР и чувствовать себя уверенно.
Для начала изучите все доступные демоверсии и аннотацию к ВПР. Их можно найти на в интернете. Прежде чем решать задания, нужно понять, из чего состоит работа. Первый шаг должен быть такой: открывайте вариант, читайте задания по порядку, смотрите в кодификатор – там написано, что именно проверяется в конкретном задании. Чем больше вариантов вы просмотрите, тем выше вероятность того, что при решении заданий вы заранее будете знать, какого типа вопрос может попасться.
Структурируйте полученные ранее знания. Это необходимо, чтобы не запутаться в большом объеме информации, которая была дана в средних классах. Для структурирования отлично подойдет метод карт памяти: обычные конспекты тоже хороши, но не всегда приводят к желаемому результату. В центре листа нужно написать основную мысль или тему (например, особенности миграционных потоков) – от нее провести цепочку связей, отражающих структуру (интенсивность, состав, мотивы и другое). Списки в конспектах читаются сверху вниз, схематичное же отображение лучше помогает «сохранять» в голове большое количество информации.
Важна не только теория, но и практика. В географии без анализа карт – никуда, к практическим заданиям тоже стоит подготовиться. Сделать это можно с помощью изучения карт определенных территорий. Если не получается быстро запоминать города и столицы, стоит скачать приложение World Map Quiz – в игровой форме делать это гораздо интереснее и продуктивнее. Говорят, чтобы быстрее изучить иностранный язык, нужно попасть в языковую среду. Для быстрого изучения карты мира попробуйте распечатать и повесить ее на стену в комнате. Это поможет не «выбрасывать» из головы географию даже при выполнении повседневных дел: в результате ориентироваться в карте будет в разы легче.
Всероссийская проверочная работа оценивается в баллах, которые переводятся в оценки. За задания с письменным ответом выставляются от 0 до 3 баллов в зависимости от сложности. Максимальное количество баллов, которые можно получить за работу, – 21. Менее 6 баллов – это оценка «неудовлетворительно». За 7-12 баллов ставится оценка «три», 13-17 баллов – это «хорошо», а те, кто набрал 18-21 баллов, могут рассчитывать на «отлично».
Проверяют ВПР в течение трех рабочих дней, результаты становятся известны через пару недель. После их получения учителя составляют отчет с данными и рекомендациями, которые, как им кажется, необходимы для повышения качества знаний, улучшения статистики.
Анна Залатова, учитель географии первой квалификационной категории средней общеобразовательной школы №20 г. Тобольска (Тюменская область):
– Ребята пишут ВПР в 10 классе 90 минут. За это время им нужно справиться с 17 заданиями: объем работы кажется внушительным, если сравнивать с другими классами. В 8 классе, например, всего 8 заданий. Но особенность вот в чем: они состоят из несколько пунктов. В итоге необходимо выполнить 24 задания. Десятиклассникам, на мой взгляд, в этом плане полегче. Во-первых, проверочная работа всего по одному предмету, по географии, во-вторых, вопросы хоть и охватывают больший круг тем, но с ними легко справиться, если знать, к чему готовиться.
Я бы посоветовала сделать упор на вопросы из курса экономической географии – их довольно много в демоверсиях и реальных вариантах. В работе у учеников проверяют не только знания, полученные в 10 классе. Им приходится сталкиваться с темами, которые они проходили в 7 или даже 6 классе: сюда относится и работа с картой, и определение координат, анализ природных зон. За 3 года информация может забыться: поэтому важно повторять и накапливать знания. На это, по сути, и должна быть направлена ВПР, но на деле получается совсем не так.
Данную работу сделали, чтобы составлять статистику по школам, проверять, как дети усваивают материал. Раньше мы проводили привычные для всех контрольные, можно было самостоятельно составить ее, выбрать определенные задания. Сейчас же все едино и не всегда показательно. Школьники не относятся к ВПР серьезно: оценки не ставят, работа ни на что не влияет. Мне кажется, что составлять статистику на основе полученных результатов не совсем правильно, хоть и необходимо.