ВПР по истории в 6 классе в 2024 году

История входит в перечень предметов, по которым школьники пишут ВПР в 6 классе. О структуре ВПР по истории, вариантах, заданиях и критериях оценивания в 2024 году, расскажем в этой статье

ВПР по истории в 6 классе. Фото: Архив КП
Александр Кирясов Преподаватель истории в онлайн-школе Тетрика Алина Фаизова Автор КП

ВПР по истории проходит во всех школах страны в период с 19 марта по 17 мая 2024 года. Главной целью проведения работ является проверка знаний, полученных школьниками по данному предмету. За 45 минут шестиклассникам предстоит выполнить 8 заданий, отличающихся друг от друга по сложности и формату.

Варианты

В 2024 году варианты контрольных измерительных материалов формируются для каждой школы индивидуально из банка заданий ВПР по истории. Учебные заведения получат свой комплект заданий накануне проведения работ через личный кабинет на сайте Федеральной информационной системы оценки качества образования. В комплекте для каждой школы содержится несколько вариантов заданий, которые педагоги уже распределяют по классам.

Задания (демоверсии)

ВПР по истории в 6 классе длится 45 минут и включает в себя 8 заданий. Задание №1 проверяет умение шестиклассников соотнести иллюстрации с историческими событиями и процессами. В задании №2 требуется определить, к какому из исторических событий или процессов относится представленный отрывок текста. Задание №3 состоит из двух частей и направлено на проверку знаний исторических терминов. В первом пункте нужно сопоставить понятие с событием или процессом, а во втором – объяснить значение этого термина.

В рамках 4-го задания ученику надо сначала выбрать одно историческое событие или процесс, а затем указать две личности, имеющие к нему непосредственное отношение. Затем необходимо рассказать о ключевых действиях каждой из этих личностей.

Для выполнения задания №5 нужно обладать навыками работы с картами, а именно – уметь отмечать на них область, на которой происходило одно из важных исторических событий или процессов.

Задание №6 проверяет знание географических объектов, связанных с различными историческими событиями и процессами. Например, требуется указать название какого-то населенного пункта, имеющего отношение к выбранному событию или процессу, а затем объяснить свой выбор.

Задание №7 нацелено на проверку навыка находить причинно-следственные связи. Так, в своем ответе необходимо объяснить, почему определенное событие или процесс имеет большое значение в истории России или зарубежных стран.

В 8-м задании школьникам нужно ответить на вопросы, связанные с Великой Отечественной войной.

это интересно
ВПР по географии в 6 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
Подробнее

Подготовка

ВПР по истории в 6 классах посвящены истории России с древнейших времен до конца XV века, истории Средних веков, а также истории родного края. Поэтому для подготовки следует, в первую очередь, повторить пройденный материал на эти темы. Для закрепления материала и самопроверки можно использовать официальные демоверсии проверочных работ и различные онлайн-тренажеры.

Чтобы подготовиться к заданию №4, можно составить таблицу с ключевыми историческими персоналиями в хронологическом порядке. В ней кратко описать их действия и роль в исторических событиях. В виде таблицы информация выглядит упорядоченно и легче запоминается.

Для подготовки к заданию №5 нужно научиться работать с историческими картами. Для этого необходимо как можно больше тренироваться в чтении карт, внимательно изучать каждое условное обозначение, находить и анализировать различные историко-географические объекты.

Два задания в проверочной работе содержат вопросы, касающиеся памятников культуры, поэтому при подготовке следует уделить внимание их изучению. Для эффективности можно просматривать различные фотографии и изображения исторических памятников, учить их полные названия и местонахождение.

Что касается последнего задания, то в качестве подготовки можно сделать «домашние заготовки» в виде небольших текстов, выучить их и использовать во время выполнения работы. Они и без зубрежки запомнятся, если записывать их от руки, а не печатать на компьютере.

Критерии оценивания

Теперь разберемся в системе оценивания проверочной работы по истории в 6 классах. Задания №1, 2 и 6 предполагают краткий ответ. В них ответом служат слова, словосочетания, буквы или цифры. За 1-е задание максимум можно получить 2 балла при условии, что в ответе указана верная последовательность цифр. Правильное выполнение заданий №2 и 6 оценивается в 1 балл каждое.

На задания №3, 4, 6 и 8 нужно ответить развернуто, а на №5 – сделать отметки на контурной карте. Они оцениваются в зависимости от правильности и полноты ответов. Так, за 3-е, 4-е и 8-е задания максимально можно получить по 3 балла, за 7-е – 2 балла, а за 5-е – 1 балл.

Таким образом, максимальный первичный балл за эту проверочную работу – 16. Согласно рекомендации Рособрнадзора переводить первичные баллы в привычные оценки следует в соответствии со шкалой:

  • от 0 до 3 баллов – оценка «2»;
  • от 4 до 8 баллов – оценка «3»;
  • от 9 до 12 баллов – оценка «4»;
  • от 13 до 16 баллов – оценка «5».

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Александр Кирясов, преподаватель истории в онлайн-школе Тетрика

Насколько шестиклассники бывают готовы к ВПР по истории? Хватает ли им знаний, полученных на уроках?

– Для успешного написания ВПР на хороший балл школьных знаний предостаточно, за исключением последнего задания, где нужно написать рассказ о своем родном крае. С одной стороны, у шестиклассников возникает меньше всего проблем с этим заданием. С другой стороны, в школе не всегда в 6-х классах проводят краеведческие уроки, где рассказывают об истории и достопримечательностях родного города и края. Вдобавок сами ученики не мотивированы изучать краеведение, так как многие считают, что в жизни им оно не пригодится.

Почему же им удается успешно выполнить последнее задание? Поскольку формулировки задания одни и те же, несложно сделать заготовки в виде рассказа накануне экзамена. Материалы для рассказа, вероятнее всего, ищут в интернете, дополнительно спрашивают учителей, либо (в лучшем случае, но редко) читают учебники по краеведению и посещают исторические музеи.

С какими трудностями сталкиваются школьники во время написания работы?

– Во-первых, с исторической терминологией. Как правило, у шестиклассников возникает меньше всего проблем при соотнесении терминов с историческими процессами. Однако при его объяснении допускается ряд фактических ошибок, из-за которых и снижается итоговый балл.

Во-вторых, это исторические персоналии и их влияние на исторические события. Периодически ученики путаются, во время какого процесса жила та или иная историческая личность. Но еще сложнее расписать, что сделала эта личность, чтобы повлиять на те процессы, в которых он участвовал. На этом задании очень часто шестиклассники проваливаются.

Третьей сложностью является работа с историческими картами. Шестиклассники в целом очень плохо ориентируются в исторической географии: им затруднительно приблизительно отметить расположение городов и ключевых сражений.

Еще одна трудность – это причинно-следственные связи. Это краеугольная проблема не только шестиклассников, но и многих учеников из других классов, особенно сдающих ОГЭ и ЕГЭ по истории. Основная причина, почему дети не понимают взаимосвязь между различными историческими событиями, заключается в том, что их заставляют запоминать факты, а не анализировать и работать с информацией.

Раздел культуры также можно считать классической проблемой для учеников. Детям очень сложно понять отличие Софийского собора в Киеве от Софийского собора в Новгороде, соотнести, какие памятники относятся к отечественной культуре, а какие – к зарубежным. Здесь им также сложно запомнить наименование памятников и их географическое расположение.

Как подготовиться к ВПР по истории и сдать работу на высокий балл? Дайте, пожалуйста, несколько полезных советов.

– В первую очередь, проштудируйте учебники. Да, современные учебники далеки от идеала, однако этого материала будет достаточно для успешной сдачи. Обязательно выделите ключевых исторических личностей, термины, города, которые упоминаются в тематических параграфах.

Объясняйте исторические понятия своими словами. Зубрежка терминов – не самая лучшая идея. Гораздо легче провести ассоциацию с другими словами, в голове представить картинку, которая связана с термином. Если вы умеете рисовать, то будет здорово запечатлеть этот образ на бумаге. Например, слово «барщина» можно изобразить в виде грустного крестьянина с сохой, а слово «боярин» – в виде толстого и бородатого мужика с богато украшенной шубой. Также вы можете сделать небольшие карточки, где на одной стороне написан термин, а на другой – его трактовка.

Изучите исторические атласы. Обращайте внимание на места сражений, расположение городов. Однако полезнее будет самому сделать такой атлас. Для этого найдите в интернете контурную карту Европы и распечатайте или купите контурные карты в книжном магазине. Затем все важные события и города отмечайте на карте и подписывайте. Так гораздо легче будет усваиваться материал.

Поработайте с источниками, которые объясняют причины и последствия исторических событий. Здесь вам в помощь учебник по истории. Попробуйте рассмотреть процессы и выделить причины, почему они возникли и к чему они привели в дальнейшей истории.

Окружите себя фотографиями памятников культуры. Скачайте фото достопримечательности из интернета, распечатайте их или сохраните в компьютере, выпишите рядом с ними их названия, расположение, время создания (особенно при каком правителе) и хотя бы 10-15 минут в день просматривайте и изучайте. Так постепенно культурные сооружения будут лучше запоминаться.

И конечно, практика, практика и еще раз практика! Запоминать теорию – это, конечно, благое дело, но обязательно следует закреплять пройденный материал выполнением заданий ВПР. Тестовые задания можно найти в интернете или в книжных магазинах. Решения одного варианта формата ВПР в день будет достаточно для постепенного запоминания и успешной сдачи проверочной работы по истории.
КП
Реклама О проекте