ВПР по обществознанию в 8 классе в 2024 году

ВПР по обществознанию — важный этап в проверке качества знаний учащихся. Достойно выдержать это ответственное испытание в 2024 году помогут знание критериев оценивания, правила подготовки и советы экспертов

ВПР по обществознанию. Волосевич Марина, Архив КП.
Владислав Рычков Учитель истории и обществознания Игорь Геращенко Автор КП Руслан Кондрашук Преподаватель обществознания

Всероссийская проверочная работа (ВПР) по обществознанию в 8 классе в некотором смысле является итоговой, поскольку предполагает оценивание полученных школьниками знаний по общественным наукам за все прошлые годы.

ВПР проверяет так называемые универсальные учебные действия (УУД) восьмиклассников.

  • Общеучебные

Умение искать и выделять нужную информацию, преобразовывать ее из одного вида в другой, находить самые эффективные пути решения задач, осмысливать цели чтения и другие.

  • Регулятивные

Способность к планированию, целеполаганию, саморегуляции, контролю и коррекции.

  • Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли в процессе коммуникации, уровень владения письменной речью, монологовой и диалоговой формами общения.

  • Логические

Способность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, классификация и другие.

ВПР по обществознанию в 8 классе проходит в один из дней с 19 марта по 17 мая 2024 года. Проверочная работа состоит из 10 заданий, на ее выполнение отводится 45 минут. Школьники могут пользоваться черновиками, но не учебниками и справочниками.

Варианты

Каждый из вариантов ВПР по обществознанию в 8 классе составлен таким образом, чтобы выявить личностные результаты учащихся по следующим направлениям:

  1. воспитание российской гражданственности, чувства патриотизма, демократических и гуманистических ценностей;
  2. развитие нравственных качеств и соответствующего поведения;
  3. реализация социальных ролей, норм и форм общественной жизни в различных группах;
  4. принятие ценностей семейной жизни, осознание важной роли семьи в жизни человека и общества.

Для каждой школы в стране формируется несколько индивидуальных вариантов заданий. Всего в каждом регионе вариантов достаточно много, чтобы избежать повторений. Они составлены в соответствие с единой учебной программой (при этом у каждой школы учебный план по предмету может быть разный) и рекомендованными учебниками.

Задания (демоверсии)

Задания ВПР по обществознанию в 8 классе проверяет разные разделы дисциплины: сфера духовной культуры (образование, наука, религия, патриотизм, гуманизм, мораль), экономика (потребности, ресурсы, товары и услуги, экономические системы, производство, торговля, обмен, предпринимательство, рынок, деньги, налоги, банковские и страховые услуги, домашнее хозяйство), право (Конституция РФ, права и свободы граждан в РФ, права ребенка, механизм защиты прав человека).

Из 10 заданий 4 предполагают краткий ответ (в виде отдельного слова, словосочетания или комбинации цифр) и 6 заданий – развернутый ответ. 9 заданий относятся к базовому уровню сложности, и за них в совокупности можно получить максимум 22 балла. Одно задание (под номером 10) повышенной сложности, требует развернутого ответа, и за него начисляется максимум 5 баллов.

Ответы на задания записываются в соответствующие поля для ответов в тексте самой работы. При неверном ответе его можно зачеркнуть и рядом записать правильный. Рекомендуется выполнять задания по порядку, пропуская наиболее сложные, чтобы было время вернуться к ним опять.

В задании №1 проверяется умение анализировать собственную деятельность и оценивать ее результаты. Следует ответить на ряд вопросов об одном из видов деятельности в экономической или духовной сфере, опираясь на личный опыт. К примеру, в одном из вариантов предлагается ответить на следующие вопросы: «Почему при пользовании Интернетом следует придерживаться правил безопасного поведения?», «Насколько регулярно Вы заходите в Интернет на протяжении недели?», «Как Вы относитесь, если кто-то размещает персональную информацию в социальных сетях?»

Задание №3 предполагает проведение графического анализа статистической информации. В первой части задания надо изучить диаграмму. Во второй части – дать собственный ответ на вопрос, возникший в ходе социологического исследования. Например, дается диаграмма опроса россиян о том, где они покупают обувь и одежду. В первом вопросе требуется сформулировать одно существенное различие в позициях опрошенных групп. Во втором – рассказать, где и почему покупает обувь и одежду семья школьника.

Задание №10 проверяет умения восьмиклассника письменно излагать свои мысли на заданную тему с использованием предложенных научных терминов. В одном из вариантов нужно составить краткое (не более 5-7 предложений) сообщение об экономической фирме с использованием следующих понятий: бизнес-план, фирма, прибыль, выручка, издержки, ассортимент товаров.

это интересно
ВПР по биологии в 8 классе
Как формируются комплекты заданий ВПР по биологии и какие задания они включают
подробнее

Подготовка

Основные рекомендации по подготовке к ВПР по обществознанию – регулярное изучение школьного материала в течение учебного года и выполнение вариантов заданий ВПР за прошлые годы.

Эффективным методом подготовки является также полное погружение в предмет, когда восьмиклассник создает вокруг себя соответствующий «обществоведческий» микроклимат. В своей комнате можно развесить самые важные таблицы, схемы, диаграммы по основным темам курса обществознания. Это поможет непроизвольно запоминать необходимую информацию и существенно ускорит процесс подготовки.

Необходимо заранее продумать свое поведение на проверочной работе. Прежде всего, нужно сосредоточиться и правильно распределить время. Читать задание от начала до конца и думать только об этом задании. Лучше запланировать два круга ответа: сначала ответить на самые легкие вопросы, которые не требуют много времени, и пропускать сложные и объемные; затем вернуться к пропущенным заданиям и попытаться их решить, используя метод исключения заведомо неправильных ответов.

Важен также психологический настрой. Избежать волнения поможет снижение значимости проверочной работы. В конце концов, она не влияет на оценку в аттестате. Но спокойствие не должно переходить в безразличие. Лучше всего иметь боевой настрой, который поможет мобилизовать силы и достойно справится с заданиями.

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов, которые можно набрать на ВПР по обществознанию в 8 классе в 2024 году, – 22. Задания №3, 6 и 7 оцениваются в 2 балла; задание №1 оценивается в 4 балла; задание №9 в 3 балла; задание №10 – в 5 баллов.

Набранные баллы преподаватели затем переводят в пятибалльные оценки, привычные школьникам:

  • 0-7 баллов – «неудовлетворительно»;
  • 8-13 баллов – «удовлетворительно»;
  • 14-18 баллов – «хорошо»;
  • 19-22 балла – «отлично».

Мнения экспертов

Владислав Рычков, учитель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок»:

– Проверочные работы могут помочь школьнику увидеть свой реальный уровень знаний, оценить, насколько хорошо был понят предмет в 8 классе, и скорректировать траекторию будущего развития.

ВПР по обществознанию состоит из 10 вопросов по программе 8 класса. Задания проверяют знания учеников по следующим тематическим блокам: сфера духовной культуры, экономика, право.

Для правильного решения заданий №2 и №6 нужно верно охарактеризовать понятия, выбрав несколько правильных ответов из предложенного перечня.

В задании №4 сопоставляются признаки и черты социальных явлений с терминами. Так, проверяются не только фактические знания, но и умение классифицировать сложную информацию по определенным основаниям.

Умение анализировать социальную ситуацию (показанную в цитате известной личности) проверяется в задании №5: учащийся сначала объясняет смысл отдельных слов и словосочетаний, а затем раскрывает смысл всего высказывания в целом.

В задании №7 ученик должен правильно охарактеризовать представленную на изображениях ситуацию и дать пояснение, как действовать в этой ситуации. В заданиях №8 и №9 проверяется, насколько правильное решение ученик может принять в типичной для его возраста ситуации: купить тот или иной товар, выбрать учебное заведение для последующей карьеры и так далее.

Из плюсов ВПР можно отметить следующие.

  1. В процессе подготовки к ВПР ученик может систематизировать свои знания по предмету и оценить перспективы дальнейшего образования после 9 или 11 класса.
  2. Ответы на большинство вопросов нужно давать в свободной форме, что стимулирует развитие творческого мышления.
  3. Оценка за ВПР выставляется в журнал лишь по желанию ученика (2 и 3 не рекомендовано учитывать в итоговой аттестации за год обучения).

Из минусов можно отметить тот факт, что задания ВПР составляются по разным учебным программам и пособиям: можно столкнуться с темами и понятиями, которые не были пройдены в рамках конкретной школьной программы. Также есть организационные недостатки: ВПР декларируются как некий мониторинг – значит, он должен осуществляться силами независимой организации. На практике организация ВПР возложена на учителей, которые работают в школах. За проведение ВПР учитель не получает дополнительное финансирование, сами работы проводятся в рамках обычных школьных уроков, что вносит дезорганизацию в учебный процесс и создает дополнительный стресс для учеников.

Чтобы подготовиться к ВПР по обществознанию в 8 классе, рекомендую обратить внимание на сайт ФИОКО, где публикуются критерии и демоверсии этих работ. По результатам экспертизы ФИОКО, пособия для ВПР «Национального образования», «Экзамена», «Интеллект-Центра» и «Легиона» получили положительную оценку – значит, на них можно ориентироваться для подготовки к проверочной работе. Также перед работой стоит повторить пройденные за год темы, это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью различных уроков и видеоуроков в интернете.

Руслан Кондрашук, преподаватель обществознания онлайн-школы Тетрика:

– Важность ВПР в 8 классе во многом выше, чем в предыдущих. Помимо общего среза знаний и контроля освоения учениками школьной программы, для многих учеников проверочная работа в 8 классе становится своеобразной репетицией перед ОГЭ, о котором некоторые ученики начинают задумываться заблаговременно. Однако ВПР по обществознанию за 8 класс сложно рассматривать в качестве подготовки к Основному экзамену. С одной стороны, возможно, это правильно и не стоит перегружать учеников, которые не собираются сдавать экзамен по обществознанию, терминами и понятиями по этому предмету. С другой – разрывается некая преемственность проверочных работ, которая наблюдается между ВПР разных лет, но отсутствует между проверочными работами и экзаменами. По поводу преемственности, это особенно актуально, потому что ВПР 7 и 8 классов мало чем отличаются друг от друга. Некоторые задания и вовсе повторяются, например пятое, в котором нужно прокомментировать цитату известного деятеля. Ученикам, конечно, проще сдать работу, формат заданий которой им уже знаком, как и проще становится второй год подряд готовить учеников к сходной работе. Однако сами школьники привыкают решать шаблонные задания, что уже само по себе не очень хорошо, но эти шаблоны потом не воспроизводятся на ОГЭ и оказываются, в общем-то, малополезными.

КП
Реклама О проекте