Звонкие и глухие согласные

В этой статье КП повторим тему, с которой начинается освоение программы по русскому языку. База, необходимая каждому носителю языка, – звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные. Фото: freepik.com
Айгуль Гомбоева Автор КП Ксения Ерошевская Учитель начальных классов, директор образовательного центра «Учись Легко»

Изучение фонетики русского языка невозможно без умения различать глухие и звонкие согласные. Школьнику необходимо усвоить, чем и как они отличаются, понять особенности их артикуляции. Это поможет правильно произносить и писать слова, похожие по звучанию. В будущем эта тема еще не раз встретится в школьной программе, а затем и на выпускных экзаменах, поэтому так важно хорошо в ней разобраться.

Что такое звонкие и глухие согласные

В образовании звуков нам помогает голос и шум. Этим и отличаются звонкие и глухие согласные. Первые образуются при помощи шума и голоса, когда воздух колеблет голосовые связки и одновременно преодолевает препятствия во рту. Глухие же согласные состоят только из шума, при их произнесении голосовые связки остаются расслабленными.

Среди согласных выделяются парные по глухости и звонкости и непарные звуки. 

Полезная информация о звонких и глухих согласных

Собрали для вас краткую информацию, которая позволит лучше познакомиться с понятием звонких и глухих согласных.

Звонкие и глухие согласныеПодробности
Когда изучаютЭту тему начинают изучать в 1 классе
Какими бывают Звонкие и глухие согласные делятся на парные и непарные
Как определитьОпределить звонкость и глухость согласного можно, приложив ладонь к шее
Что такое беззвучные буквы Ъ и Ь знаки не относятся ни к глухим, ни к звонким, их называют беззвучными

Парные согласные по звонкости и глухости

Некоторые согласные похожи по способу образования и отличаются лишь наличием в них голоса. Они образуют пары по глухости и звонкости. Всего таких согласных 12, то есть шесть пар:

[б] – [п]; [в] – [ф]; [г] – [к]; [д] – [т]; [ж] – [ш]; [з] – [с]. 

Непарные звонкие согласные

Некоторые звонкие согласные не имеют пары, при их образовании используется больше голоса, чем при образовании других звонких согласных. Их называют сонорными, что с латинского переводится как звучный. К сонорным согласным в русском языке относятся звуки: [л], [м], [н], [р], [й].

Непарные глухие согласные

Есть среди согласных и непарные глухие: [х], [ц], [ч’], [щ’]. При этом звуки [х] и [ц] – всегда твердые, а звуки [ч’] и [щ’] – всегда мягкие.

Как определить, какой звук

Определить звонкость и глухость согласного можно с помощью рук. Голосовые связки расположены в области шеи. При произнесении звонких согласных они напрягаются, а при произнесении глухих – бездействуют. Поэтому, приложив ладонь к шее и произнеся звук, можно определить, глухой он или звонкий.

Другой способ определения – закрыть уши ладонями. Произнесите согласный звук с закрытыми ладонями ушами. А лучше произнесите парные звуки – поочередно звонкие и глухие. Вы сразу услышите, какой из них звонкий, а какой – глухой.

это интересно
Твердые и мягкие согласные
Как отличить одни от других и как произносятся заимствованные слова
Подробнее

Правописание звонких и глухих согласных

Позиция согласных на конце слова или перед другим парным глухим или звонким согласным считается слабой позицией. Когда звонкие согласные находятся в конце слова или перед глухим согласным, они оглушаются: ду[п], о[ф]ца. Если же глухой согласный находится перед звонким согласным , он тоже становится звонким: про[з’]ба. Исключение: согласный звук [в]. Это явление в русском языке называется ассимиляцией по глухости/звонкости.

В этом случае можно ошибиться и написать неправильную букву. Проверить, какая буква должна быть в том или ином случае, можно с помощью проверочного слова: необходимо подобрать родственное слово, но чтобы проверяемый согласный находился перед сонорным или гласным звуком.

Бывают случаи, когда не получается подобрать проверочное слово, тогда его написание можно проверить по орфографическому словарю и запомнить. 

Примеры

Вот несколько примеров, которые позволят наглядно увидеть, как меняются звуки в слабой и сильной позициях:

  • гриб – грибы;
  • мерзкий – мерзок;
  • просьба – просить;
  • пруд – пруды;
  • отбежать – в этом слове приставка «от», а приставки «од» не бывает. 

В правилах русского языка много исключений и словарных слов, правописание которых нужно запомнить или каждый раз проверять по словарю. Вот некоторые из них – к ним нельзя подобрать проверочные слова с глухими и звонкими звуками в сильных позициях: сбруя, анекдот, лестница, фтор, космонавт, абсурд и другие.

Упражнения на тему «Звонкие и глухие согласные»

Информация усваивается лучше, если ее закрепить практикой. Предлагаем выполнить несколько упражнений, чтобы удостовериться, что вы все поняли правильно.

Упражнение 1

Подберите пару к согласному по глухости – звонкости:

[б] — [];
[с] — [];
[ж] — [];
[к] — [].

Упражнение 2 

Найдите слово, в котором все согласные звонкие.

Маяк, телефон, слон, молоко, арбуз.

Упражнение 3

Найдите слово, где все согласные глухие.

Карабин, паста, кровать, телескоп, жираф.

Упражнение 4

Определите, какая буква должна быть на месте пропуска и подберите проверочные слова.

Коро(б/п), утю(г/к), сне(ж/ш)ки, тро(б/п)ка, моло(д/т)ьба. 

Ответы к упражнениям

Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнения. Если есть ошибки, снова перечитайте теоретический блок и повторите материал.

Упражнение 1

Подбери пару к согласному по глухости – звонкости.

[б] — [п];
[с] — [з];
[ж] — [ш];
[к] — [г].

Упражнение 2 

Найдите слово, в котором все согласные звонкие.

Арбуз.

Упражнение 3

Найдите слово, где все согласные глухие.

Паста.

Упражнение 4 

Определите, какая буква должна быть на месте пропуска и подберите проверочные слова.

Короб – коробок; утюг – утюги; снежки – снежок; тропка – тропинка; молотьба — молотить. 

Популярные вопросы и ответы

Отвечает Ксения Ерошевская, учитель начальных классов, основатель и директор образовательного центра «Учись Легко»:

Как запомнить звонкие и глухие согласные?

Мнемофразы — наше все! Вот две, которые работают лучше любой зубрежки.

Звонкие согласные запоминаем по фразе: «Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГа». Если убрать все гласные, останется: м, ж, н, з, б, в, л, д, р, г.

Запомнить глухие согласные поможет забавная фраза: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фи!» Тут прячутся: с, т, п, к, х, ч, ш, щ, ц, ф. Смешно, просто и работает даже со взрослыми. А детям особенно нравится, когда обучение превращается в игру.

Почему звонкие и глухие согласные изучают во 2, 3, 4 классах?

Потому что это фундамент грамотного письма. Усвоить различие между звуками нужно до того, как ребенок начнет сталкиваться с орфографическими ловушками:

• правописание приставок (рас-/раз-, бес-/без-);
• оглушение на конце слова;
• подбор проверочных слов;
• разбор по звукам и буквам.

Если в этом возрасте не сформировать фонематический слух, дальше будут сложности с орфографией и стресс перед диктантами и тестами.

В каких заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ понадобится знание темы «Звонкие и глухие согласные»?

Сперва ребенок столкнется с заданиями на эту тему в 4 классе при выполнении выпускных проверочных работ. Ему нужно будет выполнить задания на определение звуков, парность, оглушение и озвончение в словах.

В ОГЭ школьников ждут орфографические задания, где надо определить, как слышится и пишется звук (особенно в приставках). А в ЕГЭ в задании №10 нужно будет выбрать правильный согласный в приставке: разбросать (звонкий), но расписать (глухой). Не знаешь правила – теряешь баллы.

Главное, что стоит запомнить: эта тема нужна не «для галочки», а для жизни. Ее важно понять, а не просто заучить. Лучше услышать один раз – и разобраться, чем тысячу раз переписывать под диктовку. И еще… Если ребенок запомнит звонкие и глухие звуки в интересной, игровой форме, он начнет не только грамотно писать, но и внимательнее слушать. А это навык, который помогает не только на экзаменах, но и в жизни.
КП
Реклама О проекте