В этой статье КП повторим тему, с которой начинается освоение программы по русскому языку. База, необходимая каждому носителю языка, – звонкие и глухие согласные
Изучение фонетики русского языка невозможно без умения различать глухие и звонкие согласные. Школьнику необходимо усвоить, чем и как они отличаются, понять особенности их артикуляции. Это поможет правильно произносить и писать слова, похожие по звучанию. В будущем эта тема еще не раз встретится в школьной программе, а затем и на выпускных экзаменах, поэтому так важно хорошо в ней разобраться.
В образовании звуков нам помогает голос и шум. Этим и отличаются звонкие и глухие согласные. Первые образуются при помощи шума и голоса, когда воздух колеблет голосовые связки и одновременно преодолевает препятствия во рту. Глухие же согласные состоят только из шума, при их произнесении голосовые связки остаются расслабленными.
Среди согласных выделяются парные по глухости и звонкости и непарные звуки.
Собрали для вас краткую информацию, которая позволит лучше познакомиться с понятием звонких и глухих согласных.
Звонкие и глухие согласные | Подробности |
---|---|
Когда изучают | Эту тему начинают изучать в 1 классе |
Какими бывают | Звонкие и глухие согласные делятся на парные и непарные |
Как определить | Определить звонкость и глухость согласного можно, приложив ладонь к шее |
Что такое беззвучные буквы | Ъ и Ь знаки не относятся ни к глухим, ни к звонким, их называют беззвучными |
Некоторые согласные похожи по способу образования и отличаются лишь наличием в них голоса. Они образуют пары по глухости и звонкости. Всего таких согласных 12, то есть шесть пар:
[б] – [п]; [в] – [ф]; [г] – [к]; [д] – [т]; [ж] – [ш]; [з] – [с].
Некоторые звонкие согласные не имеют пары, при их образовании используется больше голоса, чем при образовании других звонких согласных. Их называют сонорными, что с латинского переводится как звучный. К сонорным согласным в русском языке относятся звуки: [л], [м], [н], [р], [й].
Есть среди согласных и непарные глухие: [х], [ц], [ч’], [щ’]. При этом звуки [х] и [ц] – всегда твердые, а звуки [ч’] и [щ’] – всегда мягкие.
Определить звонкость и глухость согласного можно с помощью рук. Голосовые связки расположены в области шеи. При произнесении звонких согласных они напрягаются, а при произнесении глухих – бездействуют. Поэтому, приложив ладонь к шее и произнеся звук, можно определить, глухой он или звонкий.
Другой способ определения – закрыть уши ладонями. Произнесите согласный звук с закрытыми ладонями ушами. А лучше произнесите парные звуки – поочередно звонкие и глухие. Вы сразу услышите, какой из них звонкий, а какой – глухой.
Позиция согласных на конце слова или перед другим парным глухим или звонким согласным считается слабой позицией. Когда звонкие согласные находятся в конце слова или перед глухим согласным, они оглушаются: ду[п], о[ф]ца. Если же глухой согласный находится перед звонким согласным , он тоже становится звонким: про[з’]ба. Исключение: согласный звук [в]. Это явление в русском языке называется ассимиляцией по глухости/звонкости.
В этом случае можно ошибиться и написать неправильную букву. Проверить, какая буква должна быть в том или ином случае, можно с помощью проверочного слова: необходимо подобрать родственное слово, но чтобы проверяемый согласный находился перед сонорным или гласным звуком.
Бывают случаи, когда не получается подобрать проверочное слово, тогда его написание можно проверить по орфографическому словарю и запомнить.
Вот несколько примеров, которые позволят наглядно увидеть, как меняются звуки в слабой и сильной позициях:
В правилах русского языка много исключений и словарных слов, правописание которых нужно запомнить или каждый раз проверять по словарю. Вот некоторые из них – к ним нельзя подобрать проверочные слова с глухими и звонкими звуками в сильных позициях: сбруя, анекдот, лестница, фтор, космонавт, абсурд и другие.
Информация усваивается лучше, если ее закрепить практикой. Предлагаем выполнить несколько упражнений, чтобы удостовериться, что вы все поняли правильно.
Упражнение 1
Подберите пару к согласному по глухости – звонкости:
[б] — [];
[с] — [];
[ж] — [];
[к] — [].
Упражнение 2
Найдите слово, в котором все согласные звонкие.
Маяк, телефон, слон, молоко, арбуз.
Упражнение 3
Найдите слово, где все согласные глухие.
Карабин, паста, кровать, телескоп, жираф.
Упражнение 4
Определите, какая буква должна быть на месте пропуска и подберите проверочные слова.
Коро(б/п), утю(г/к), сне(ж/ш)ки, тро(б/п)ка, моло(д/т)ьба.
Проверьте, правильно ли вы выполнили упражнения. Если есть ошибки, снова перечитайте теоретический блок и повторите материал.
Упражнение 1
Подбери пару к согласному по глухости – звонкости.
[б] — [п];
[с] — [з];
[ж] — [ш];
[к] — [г].
Упражнение 2
Найдите слово, в котором все согласные звонкие.
Арбуз.
Упражнение 3
Найдите слово, где все согласные глухие.
Паста.
Упражнение 4
Определите, какая буква должна быть на месте пропуска и подберите проверочные слова.
Короб – коробок; утюг – утюги; снежки – снежок; тропка – тропинка; молотьба — молотить.
Отвечает Ксения Ерошевская, учитель начальных классов, основатель и директор образовательного центра «Учись Легко»: