Чем дольше используется моторное масло, тем больше в нем примесей: пыли, грязи и продуктов сгорания топлива. Все это загрязняет его, делает более густым — в результате масло не может выполнять свое назначение и не снижает трение между подвижными деталями двигателя. ДВС, в который попадает такая смесь, быстрее изнашивается и раньше ломается.
Поэтому для защиты двигателя внутреннего сгорания используют специальный очистительный прибор — масляный фильтр. Его конструкция и принцип действия просты: это фильтрующий элемент в форме цилиндра и корпус, который является емкостью для масла. Через дно с отверстиями жидкость проникает внутрь устройства, и там проходит через фильтрующую бумагу. Затем очищенное масло поступает к двигателю.
Масляные фильтры для разных моделей автомобилей отличаются. Они бывают двух видов:
- Неразборный. Металлический корпус этого фильтра цельный — он снимается вместе с фильтрующим элементом внутри. Эти устройства стоят дороже, потому что заменить их проще: нужно просто выкрутить израсходованную деталь и установить на ее место новую.
- Разборный. В такой детали есть доступ к фильтрующему элементу — именно его и нужно менять, в то время как корпус остается в посадочном месте фильтра. Эти устройства дешевле — по сути, продается только картридж с фильтрующей шторой. Но устанавливать его не так удобно: каждый раз нужно разбирать конструкцию, промывать корпус и другие многоразовые детали от масла и грязи, а затем собирать все обратно перед установкой фильтра.
Неразборные фильтры труднее утилизировать и они менее экологичны, но именно этот вид встречается чаще всего. Большинство подобных деталей похожи и взаимозаменяемы. Практически все они очищают механически — с помощью специальной бумаги или картона отсеивают загрязнения, но через поры проходит масло.
Тем не менее, со временем штора засоряется и может перестать пропускать жидкость внутрь. Тогда масло попадет в двигатель другим путем — через перепускной клапан, который под давлением пропускает неочищенную смесь в ДВС. Это крайняя мера, до которой лучше не доводить очистительную систему. Чтобы в двигатель попадало чистое масло, а не смолистая смесь вперемешку с пылью и сажей, нужна своевременная замена масляного фильтра.
Как открутить масляный фильтр и поставить новый в автомобиле
В первую очередь нужно найти его расположение — часто устройство находится под капотом, на блоке цилиндров автомобиля.
Что понадобится для извлечения старой детали? Зависит от ситуации: в некоторых случаях фильтр можно открутить руками, а иногда придется использовать подручные средства. Но самый правильный и простой метод — замена с помощью специального ключа, так называемого съемника.
Ключи-съемники для масляных фильтров бывают двух типов:
- Цепной. Похож на обычную роликовую велосипедную цепь, закрепленную на металлической ручке. Нужно обмотать цепь вокруг корпуса очистителя и ближайшее свободное звено закрепить на крючке рукоятки. Таким образом ключ плотно сжимает фильтр и помогает легко его выкрутить.
- Зажимной. Это не настолько гибкая конструкция, но в ней также можно регулировать размер «петли», которая будет обхватывать корпус детали. У ключа с зажимом есть ручка, с ее помощью удобно откручивать фильтр после фиксации.
Не у всех автовладельцев найдется такое устройство. Да и рукой выкрутить фильтр обычно нельзя: не во всех автомобилях хватит места, чтобы обхватить корпус детали. К тому же очистительные приборы зачастую установлены очень крепко и плотно, а по металлическому корпусу пальцы только скользят, не приводя ни к каким результатам. В таком случае помогут альтернативные методы.
Как открутить фильтр с помощью ремня генератора или ГРМ
Для этого способа понадобится изношенный ремень газораспределительного механизма. Также подойдет старый ремень генератора.
Чтобы выкрутить деталь, нужно:
- Тщательно протереть корпус фильтра от масла, сажи и грязи — для этого подойдут салфетки из микрофибры или обычная тканевая тряпка.
- Надеть ремень на очиститель и убедиться, что он не соскользнет во время вращения детали. Его нужно зафиксировать рукой так, чтобы ремень ГРМ плотно обхватил корпус фильтра по окружности.
- Теперь можно открутить фильтр, поворачивая петлю ремня в нужном направлении. Если же места для ладони недостаточно, можно взяться руками за концы ремня, натянуть его и прокрутить таким образом фильтр в нужную сторону.
Чтобы туго затянуть и зафиксировать петлю, можно использовать накидной гаечный ключ: в его отверстие вставить ремень и уже затем регулировать диаметр обхвата. Для этой цели также подойдет любой металлический цилиндр с щелью подходящего размера.
Если ремень все же скользит, между ним и поверхностью фильтра можно поместить шлифовальную бумагу.
Как открутить фильтр с помощью любого ремня и рожкового ключа
В этом случае понадобится ремень или лента. Сами по себе они могут скользить по корпусу фильтра — например, если речь идет о гладком кожаном ремне. Поэтому для дополнительной фиксации и удобства понадобится рожковый ключ среднего или большого размера.
Порядок действий будет таким:
- Очистить корпус устройства от масла и грязи.
- Обмотать ремнем или лентой корпус фильтра. При этом нужно оставить небольшой зазор, в который должен поместиться один зубец рожкового ключа.
- Плотно затянуть ремень. Рожки ключа будут находиться с разных сторон, поэтому его можно повернуть и таким образом натянуть ремень.
- Теперь рожковый ключ можно использовать как ручку — просто дальше поворачивать его в нужную сторону, откручивая фильтр.
Если возле фильтра достаточно места, а под рукой есть еще один гаечный ключ или монтировка, можно задействовать и их. Для этого нужно поместить инструмент на другом конце рожкового ключа — между его свободными зубцами. Таким образом можно использовать их в качестве рычага, свободной рукой придерживая эту конструкцию или корпус фильтра во время поворота.
Как открутить фильтр с помощью отвертки
Шило тоже подойдет для этого метода. Здесь нет сложного порядка действий: отвертку нужно просто вогнать в боковую часть фильтра, пробив при этом тонкий металлический корпус. Теперь инструмент можно использовать как рычаг и с его помощью прокручивать деталь против часовой стрелки.
Этот способ считается не самым безопасным. Есть вероятность, что частицы фильтрующего элемента при пробивании могут попасть внутрь и засорить каналы, по которым поступает и уходит масло. Это случается редко и не во всех моделях фильтров, но все же такой метод более рискованный и грубый, чем предыдущие.
Что делать после извлечения старого фильтра
В первую очередь нужно проверить место установки очистителя. Необходимо протереть его от грязи и пыли, а также убедиться в том, что в посадочном месте не осталось частей от прошлого фильтра — например, уплотнительного кольца. Это резиновый элемент фильтра, и иногда он может отсоединиться от конструкции. Если поверх него установить новый фильтр со своим уплотнительным кольцом, он не будет исправно работать, и это может привести к протечке масла.
Если фильтр разборный, нужно надеть перчатки и выполнить несколько действий:
- Снять прокладку с отверстиями и извлечь резиновый антидренажный клапан вместе с пружинкой. В некоторых разборных очистителях эти детали многоразовые, как и корпус, — в таком случае не нужно их выбрасывать. Прокладка, то есть крышка с отверстиями, в таком типе фильтров тоже не меняется — это просто дно корпуса, через которое под давлением проходит масло.
- Извлечь специальную пластину треугольной формы с отверстием в середине, если она предусмотрена в фильтре. Нужно надавить на нее и прокрутить, после чего появится доступ к фильтрующему элементу.
- Достать фильтр — он, скорее всего, будет грязным, а на дне корпуса будет находиться темное масло.
- Избавиться от израсходованного элемента, а все прочие детали тщательно вымыть, вычистить и дать им высохнуть.
- Собрать конструкцию в обратном порядке, установив новый фильтр на место старого.
Перед установкой любого фильтра — разборного или неразборного — нужно смазать уплотнительное кольцо маслом. Достаточно небольшого количества, которое нужно равномерно распределить по всему резиновому ободку.
Популярные вопросы и ответы
Павел Карпов, исполнительный директор компании KIBERCAR согласился дать комментарии по вопросам, которые чаще всего интересуют автовладельцев.