Лучшие лодочные моторы в 2021 году

Лодка с мотором — мечта каждого рыбака. И его приобретение — важный этап в жизни. Сразу становятся доступными дальние берега, острова и озера. Номенклатура двигателей достаточно широка, чтобы выбрать сходу самый лучший и подходящий для своих нужд. Поэтому редакция КП рассмотрела разные варианты и представляет свое исследование на суд читателей
Лучшие лодочные моторы в 2021 году
Лучшие лодочные моторы. Фото: pexels/Maahid Photos

Рыбалка как хобби нуждается в простом, надежном и экономичном агрегате. Он помещается в багажнике легкового автомобиля и не требует сложного техобслуживания. Мотор мощностью ниже 10 л.с. не нуждается в регистрации и наличии прав судоводителя. 

Правильный выбор мотора определяется параметрами лодки: ее длиной, весом, типом днища, высотой транца. Важно и на каком водоеме планируется рыбачить или просто путешествовать, количество людей в лодке, желательная скорость. Максимальная мощность мотора всегда указана на фирменной шильде, табличке, закрепленной на транце. Не стоит использовать мотор большей мощности, чем рекомендовано производителем. Лодка будет плохо управляться и заливаться водой. 

Выбор редакции

HDX T 2.6 CBMS

HDX T 2.6 CBMS. Фото: HDX
HDX T 2.6 CBMS. Фото: HDX

Практичный двухтактный одноцилиндровый агрегат китайского производства весьма популярен в России. Его вес оптимально соответствует мощности. Мотор изготовлен из алюминиевого сплава, используемого для морских судов, что обеспечивает дополнительную защиту от коррозии. Зажигание конденсаторное с ёмкостным разрядом. Управление румпелем, запуск ручной, горючее — бензин.

Плюсы и минусы

Экономичность и неприхотливость
Нестабильная работа помпы

Технические параметры

Мощность2.6 л.с., 1,9 кВт
Объем цилиндра50 см³
Высота транца381 мм
Вес9,8 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

Топ-10 лодочных моторов в 2021 году по версии КП

1. SEA-PRO T 2.6S

SEA-PRO T 2.6S. Фото: SEA-PRO
SEA-PRO T 2.6S. Фото: SEA-PRO

Компактный двигатель для ПВХ-лодки, рассчитанной максимум на двух пассажиров. На спокойной воде он способен разогнать лодку до 10 км/ч. Управление газом встроено в румпель, что позволяет одной рукой менять скорость и направление движения. Полного бензобака достаточно для движения на полной скорости в течение часа. Для защиты алюминиевого винта от коррозии в морской воде установлен цинковый анод.

Плюсы и минусы

Непрерывное водяное охлаждение, мало шума при работе
Необходимо вырабатывать или сливать весь бензин после использования двигателя во избежание его попадания в лодку

Технические параметры

Мощность2.6 л.с., 1,9 кВт
Объем цилиндра61 см³
Высота транца381 мм
Вес10 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

2. Yamaha 9.9 GMHS

Yamaha 9.9 GMHS. Фото: Yamaha
Yamaha 9.9 GMHS. Фото: Yamaha

Двухтактный и двухцилиндровый двигатель с ручным запуском оснащен генератором с напряжением 12 В, который обслуживает систему зажигания и может использоваться для освещения лодки или зарядки гаджетов. Не нуждается в регистрации и наличии прав судоводителя. Надежен как истинный самурай.

Плюсы и минусы

Высокая надежность
Большой вес и неудобство переноски

Технические параметры

Мощность9,9 л.с., 7,280 кВт
Объем цилиндра246 см³
Высота транца381 мм
Вес38 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

3. Mercury 40 M

Mercury 40 M. Фото: Mercury
Mercury 40 M. Фото: Mercury

Мощный двигатель пригоден для эксплуатации на отечественных алюминиевых катерах или надувных лодках длиной до 5 метров. Двухтактный трехцилиндровый двигатель управляется ручкой газа на румпеле с пятью рабочими позициями, плюс еще одна для движения по мелководью. 

Коробка передач с тремя положениями: вперед, назад и нейтраль. Встроен генератор на 12 В мощностью 126 Вт. Топливо — бензин АИ-92. Есть модификация для транца высотой 508 мм.

Плюсы и минусы

Большая мощность, генератор с регулятором напряжения
Необходимость в качественном горючем

Технические параметры

Мощность40 л.с., 29,4 кВ
Объем цилиндра697 см³
Высота транца381 мм
Вес74 кг
Максимальные обороты5700 об/мин

4. TOYAMA TC3.6BMS

TOYAMA TC3.6BMS. Фото: TOYAMA
TOYAMA TC3.6BMS. Фото: TOYAMA

Одноцилиндровый двухтактный двигатель предназначен для небольших алюминиевых и ПВХ лодок. Агрегат оснащен карбюраторным питанием и системой зажигания CDI. Охлаждение водяное, выхлопные газы выводятся через винт. Двигатель запускается вручную, управляется румпелем с ручкой газа. Есть две передачи: передняя и нейтральная. Для движения назад двигатель разворачивается на 180 градусов. Безопасность повышает трос аварийной установки.

Плюсы и минусы

Легкий запуск, простота эксплуатации, генератор с регулятором напряжения
Высокий уровень шума, недостаточно мощности для плавания по большим водоемам

Технические параметры

Мощность3,6 л.с., 2,64 кВт
Объем цилиндра70,4 см³
Высота транца381 мм
Вес13,5 кг
Максимальные обороты5000 об/мин

5. BRAIT ВОМ-63

BRAIT ВОМ-63. Фото: BRAIT
BRAIT ВОМ-63. Фото: BRAIT

Бензиновый двухтактный двигатель хорош для небольших лодок. Объем топливного бака при этом достаточен для длительного плавания. Цилиндро-поршневая группа хромирована для сопротивления коррозии. Ручка регулировки газа установлена на румпеле. Топливная смесь из бензина АИ-92 и масла для двухтактных моторов. Система зажигания — конденсаторная с тиристором, она же CDI. Ее отличает высокая надежность и неприхотливость к топливу.

Плюсы и минусы

Маленький вес, легкий запуск
Двигатель крайне чувствителен к качеству топлива

Технические параметры

Мощность3 л.с., 2,2 кВт
Объем цилиндра63 см³
Высота транца381 мм
Вес9 кг
Максимальные обороты7000 об/мин

6. Hidea HDF5HS

Hidea HDF5HS. Фото: Hidea
Hidea HDF5HS. Фото: Hidea

Четырехтактный одноцилиндровый двигатель способен двигать любые лодки, а легкую может перевести в глиссирование. Штатный топливный бак имеет объем 1,2 л, дополнительный топливный бак емкостью 12 л позволяет совершать длительные путешествия по воде. Трансмиссия защищается резиновым демпфером. Карбюраторный двигатель управляется румпелем с ручкой газа. Топливо: неэтилированный бензин А95.

Плюсы и минусы

Небольшой вес, малый уровень шума при работе
Мотор весьма критичен к качеству топлива

Технические параметры

Мощность5 л.с., 3,68 кВт
Объем цилиндра112 см³
Высота транца381 мм
Вес22 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

7. Minn Kota Endura C2

Minn Kota Endura C2. Фото: Minn Kota
Minn Kota Endura C2. Фото: Minn Kota

Двигатель подходит для небольших лодок и может использоваться в местах с охраняемой экологической системой. Выхлопа в воду он не дает и не шумит. Конструкция проста и функциональна. Винт двухлопастной, поэтому нечасто запутывается в водорослях. А если это и происходит, то освободить его легко, дав задний ход. Но скорость вращения винта невелика, поэтому скорость движения — не более 5 км/ч. Сам двигатель очень легкий, но рекомендуется использовать аккумулятор емкостью не менее 100 Ач, так что суммарный вес в итоге оказывается немалым. Управляется мотор румпелем с регулятором скорости вращения винта. Есть индикация заряда аккумулятора.

Плюсы и минусы

Тихая работа, отсутствие выхлопа.
Необходимо дополнительное место в лодке для аккумулятора.

Технические параметры

Мощность0,5 л.с.
Макимальный ток34 А
Высота транца920 мм
Вес7 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

8. Honda BF20DK2 SHU

Honda BF20DK2 SHU. Фото: Honda
Honda BF20DK2 SHU. Фото: Honda

Четырехтактный двухцилиндровый агрегат оснащен электронной системой зажигания и оборудован встроенным аккумулятором с напряжением 12 В и током до 30 А. Запуск карбюраторного двигателя ручной, управление румпелем с ручкой газа. Коробка передач с тремя положениями: вперед, нейтраль, назад. Охлаждение водяное. Безопасность обеспечивает аварийный выключатель.

Плюсы и минусы

Электронное зажигание, встроенный генератор 12 В
Недостаточный объем штатного топливного бака, всего 12 л.

Технические параметры

Мощность20 л.с., 14,7 кВт
Объем цилиндра350 см³
Высота дейдвуда433 мм
Вес46,5 кг
Максимальные обороты6000 об/мин

9. Tohatsu M 5B D 

Tohatsu M 5B D. Фото: Tohatsu
Tohatsu M 5B D. Фото: Tohatsu

Двухтактный одноцилиндровый агрегат прост и экономичен. Легко выводит на глиссирование трехметровую лодку с тремя взрослыми рыбаками на борту. Карбюраторная конструкция питается бензином АИ-92. Коробка передач с положениями вперед, нейтраль и назад. Запуск ручной, регулировка газа на румпеле. Есть аварийный выключатель двигателя.

Плюсы и минусы

Надежность; простота обслуживания
При попадании винта на подводное препятствие ломается

Технические параметры

Мощность5 л.с., 3,7 кВт
Объем цилиндра102 см³
Высота дейдвуда435 мм
Вес21 кг
Максимальные обороты5500 об/мин

10. FORWARD FBM 62 PRO

FORWARD FBM 62 PRO. Фото: FORWARD
FORWARD FBM 62 PRO. Фото: FORWARD

Двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением питается топливом АИ-92. Карбюраторная конструкция оснащена электронным зажиганием. Передача только вперед. Предусмотрено передвижение по мелководью. Запуск ручной, управление румпелем. Цилиндр и поршень хромированы для защиты от коррозии. Винт металлический, трехлопастной.

Плюсы и минусы

Компактен, легко разбирается для транспортировки
Низкое качество материалов корпуса и винта, шумный выхлоп

Технические параметры

Мощность4,8 л.с., 3 кВт
Объем цилиндра62 см³
Высота транца380 мм
Вес8,4 кг
Максимальные обороты7000 об/мин

Как выбрать лодочный мотор

Правильный выбор мотора для лодки определяется, прежде всего, техническими параметрами плавсредства. То есть типом лодки, ее длиной и шириной, типом днища и размерами баллона надувной лодки, наличие транца и киля. В паспорте лодки обязательно указана максимальная мощность двигателя.

Важно также понимать где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Рыбалка на море отличается от рыбалки на реке или озере. Рыбалка в одиночку не требует такой мощности, как выезд в компании или с семьей. 

Александр Оришев, автор спецкурса «Основы рыболовного туризма» в Тимирязевской академии и книг по туризму, рассказал КП о тонкостях выбора мотора для лодки и ответил на популярные вопросы.

При выборе мотора для лодки надо ориентироваться на два параметра: мощность и цена. Если собираетесь ловить рыбу в одиночестве, то подойдет так называемый «комплект эгоиста» – мотор с мощностью до 8 лошадиных сил (далее – л.с.), который позволяет одному рыбаку перемещаться на глиссере. Для тех, кому не важна скорость, а необходимо просто переместиться из точки А в точку Б, то следует выбрать мотор в 2-3 л.с. На таком моторе максимальная скорость 5-10 км. в час. Цена этих моторов – от 35 до 90 тыс. рублей.

Если рыбачить вдвоем, то потребуются моторы в 8-9,8 л.с. Они позволяют выходить на глиссер двум рыбакам в лодке. При одном рыбаке скорость такой лодки — до 35 км в час. Цена этих моторов – от 65 до 115 тыс. рублей.

Моторы обособленной группы – 9,9 л.с. На первый взгляд непонятно, почему при незначительной номинальной прибавке в мощности цена этих моторов резко увеличивается. Причина – российское законодательство, которое разрешает использовать без получения прав моторы до 10,88 л.с. Между тем, моторы 9,9 л.с. являются «задушенными» версиями 15-20-сильных моторов. И умельцы, применяя некоторые манипуляции, легко возвращают им первоначальную мощность. Отсюда и такая цена этих моторов. При одном рыбаке скорость моторов обособленной группы до 50 км в час. Цена их – от 90 до 250 тыс. рублей.

Следующая категория моторов – от 15 л.с. Их используют в промысловой рыбалке, когда рыбаки платят налоги, сдают экзамены на вождение, получают права и т.п. На лодку с таким мотором устанавливаются государственные номера. Цена этих моторов – от 105 тыс. рублей до нескольких миллионов рублей.

Цена мотора также прямо пропорциональна качеству, за которое отвечает производитель. Китайские моторы той же мощности дешевле японских. Двухсильная японская Honda стоит столько же как пятисильный лодочный мотор от известного китайского производителя. Как результат, существует целая каста рыбаков, которая приобретает исключительно японские моторы, считая китайские непригодными для длительной эксплуатации. Вторая группа рыболовов убеждена, что не стоит переплачивать за японский бренд, в числе которых Suzuki, Yamaha, Tohatsu и ранее упомянутая Honda. Заметим, что в последние годы японские фирмы размещают свое производство в других странах: Малайзии, Китае, Таиланде. Однако при этом японцы не скрывают этого факта.

Важно понимать, где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Фото: globallookpress
Важно понимать, где и в каких условиях будет эксплуатироваться лодочный мотор. Фото: globallookpress

Среди сторонников китайских моторов существуют две группы потребителей. Первые убеждены в том, что лучше приобрести так называемые китайские бренды, на которые предоставляется гарантия производителя. Дело в том, что их собирают на линиях, закупленных китайцами за рубежом, и производятся на более высоком технологическом уровне. Примеры таких производителей: Parsun, Hidea.

Вторая группа потребителей отдает предпочтение китайским моторам, гарантия на которые не предоставляется. Они в 1,5 раза дешевле предыдущих, часто имеют огрехи в сборке. Однако россияне в случае поломки более или менее успешно ремонтируют их в своих гаражах. С запчастями проблем не возникает: их легко приобрести на популярных китайских сайтах.

Популярные вопросы и ответы

Как определить необходимую мощность и тактность мотора?
Как уже говорилось, для рыбалки в одиночестве требуются моторы мощностью до 8 л.с., а если два рыбака – то мощность от 8 л.с. и выше. Современные моторы кроме мощности также классифицируются по тактности: двухтактные и четырехтактные.

Смазка двухтактных моторов осуществляется при помощи рабочей смеси т.е. масло непосредственно добавляется в бензин и заливается в топливный бак. Соответственно эти моторы обладают большей дымностью и большей детонацией и шумностью. Они хуже работают на малых оборотах, в них происходит образование нагара на свечах. Несгоревшее масло выбрасывается непосредственно в водоем. Поэтому в некоторых странах Европы двухтактные моторы запрещены.

Четырехтактные моторы экономичнее, тише и экологичнее. Они устойчивы к малым оборотам и хорошо подходят к таким видам рыбалки как троллинг. Однако их недостаток – вес. Они тяжелее двухтактных. Если 5-6-сильный четырехтактный мотор один человек еще может перенести, то более мощный мотор рыбак в одиночестве поднять не сможет. Второй недостаток четырехтактных моторов – сложность конструкции. В домашних условиях починить их значительно сложнее.
Какое масло нужно использовать для лодочных моторов?
Масло должно соответствовать экологическому классу и соответствовать тактности мотора. Если мотор двухтактный, то надо выбрать специальное сертифицированное масло, которое при попадании в водоем не наносит ему вреда. И лучше всего использовать масло, рекомендованное производителем.
Как производить обкатку лодочного мотора?
Обкатка производится по рекомендации производителя. Как правило, она составляет 10 часов. Первые два часа осуществляется на малых оборотах, последующие три часа — на средних. Возможно увеличение до максимальных оборотов, но не больше 2-3 минут, а на некоторых моделях до 30 секунд.
Можно ли установить лодочный мотор своими руками?
99% пользователей моторов в России устанавливают их своими руками. Установка мотора на лодку для рыбака – это повседневная необходимость для типичного российского рыбака. Если мотор четырехтактный и более 8 л.с., то лучше его устанавливать вдвоем. Исключение – профессиональные моторы, которые устанавливаются на катерах.

Какая мощность лодочного мотора оптимальна для вас и почему?
Н
Наталия 15:53:36, 25 ноября 2021
Как можно сравнивать Сеа-Про 2,5 и Меркури 40??? По каким критериям Вы их сравнили??? Вот просто хочешь почитать умную статью про моторы, и начинают терзать смутные сомнения.....
Ответить