Как открыть фаст-фуд с нуля в 2024 году

Сегодня у городских жителей с активной жизненной позицией все большую популярность приобретают рестораны быстрого питания. Разбираемся, как открыть фаст-фуд с нуля в 2024 году, чтобы успешно покорить индустрию ресторанного бизнеса.

Как открыть фаст-фуд с нуля. Фото: pixabay.com
Анастасия Топоркова Автор КП Андрей Болгов Совладелец бургерной GOODBURGER

Несмотря на финансовый кризис, связанный с пандемией, рынок общественного питания – самая стабильная и быстрорастущая отрасль экономики. За последний год было зафиксировано увеличение отрасли на 13,5%, что связано как с демократизацией рынка фаст-фуда, так и с увеличением массовости данной отрасли. Около 80% россиян являются клиентами ресторанов быстрого питания. При том, что фаст-фуд уже длительное время занимает прочную позицию на рынке ресторанного бизнеса, ежегодно открывается большое количество новых заведений.

Большое значение в данной статистике имеет непосредственно финансовая сторона, ведь инвестиции окупаются за достаточно короткие сроки, что увеличивает привлекательность этого бизнеса. Фаст-фуд – лучшее решение для начала собственного дела. Вместе с экспертом определяем, как открыть фаст-фуд с нуля и какие проблемы могут возникнуть в процессе.

Пошаговая инструкция по открытию фаст-фуда

Перед открытием фаст-фуда нужно провести комплексный анализ рынка: выделить ключевых игроков, найти поставщиков продуктов и сырья, рассмотреть предложения по оборудованию, изучить новые технологии среди ресторанов быстрого питания. После тщательного исследования рынка нужно сформулировать общую концепцию бизнеса, которая включает в себя идею, фирменный стиль, уникальный интерьер, адаптированное меню и технологическую составляющую.

Для успешной реализации бизнес-идеи по открытию фаст-фуда необходимо разработать детализированный бизнес-план с четко прописанными финансовыми показателями: расходами, доходами и прибылью. Его можно заказать в специализированной организации или же составить самостоятельно, воспользовавшись нашей инструкцией.

Система регистрации

Перед началом любой коммерческой деятельности в России нужно зарегистрироваться в качестве предпринимателя. Организационно-правовая форма в виде ИП – самая комфортная форма открытия компании для начинающего бизнесмена. Если собственников бизнеса планируется несколько, удобнее выбрать форму в виде ООО. При регистрации необходимо подать определенный пакет документов в подразделение ФНС.

Полноценный пакет документов для регистрации ИП должен включать:

  • оригинал паспорта заявителя или его нотариально заверенные копии;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • ксерокопии всех страниц паспорта;
  • заполненное заявление по форме Р21001;
  • нотариально заверенная доверенность на имя представителя (в ситуации, когда документы подаёт доверенное лицо);
  • дополнительные документы (в ситуации, когда заявление на регистрацию ИП подаёт несовершеннолетний);
  • уведомление о переходе на УСН (можно подать в течение 30 дней с момента регистрации).

При регистрации ООО пакет документов будет отличаться:

  • устав ООО;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • заполненное заявление по форме Р11001;
  • решение единственного учредителя (при единственном участнике) или протокол общего собрания учредителей (если участников несколько);
  • договор об учреждении ООО (этот документ не обязателен для регистрации, тем не менее ФНС часто его запрашивает);
  • уведомление о переходе на УСН (можно подать в течение 30 дней с момента регистрации).

При заполнении документов на ведение основного вида деятельности в сфере ресторанов быстрого питания необходимо выбрать в качестве ОКВЭД код 51.1 или 52.2.

Перечень документов

После регистрации предпринимательской деятельности нужно получить некоторые разрешения и согласования.

Разрешение санитарно-эпидемиологической службы и службы пожарной безопасности

Открытие фаст-фуда отличается от прочих форм ресторанного бизнеса тем, что для его организации не требуется никаких лицензий. Однако необходимо пройти проверку на соответствие заведения требованиям санитарных норм и противопожарной безопасности. Все санитарные правила, которых нужно придерживаться, приведены в требованиях к организациям общественного питания – СанПиН 2.3/2.4.3590-201.

Как открыть фаст-фуд с нуля
Рынок общественного питания – самая стабильная и быстрорастущая отрасль экономики. Фото: @katerina-holmes, pexels.com

Разрешение Администрации

При открытии уличной точки по продаже фаст-фуда придется получить письменное разрешение от Администрации района или собственника частной территории, где будет располагаться нестационарный торговый объект. При этом не стоит забывать о том, что к киоску нужно обеспечить подвоз воды и полуфабрикатов, а рядом с точкой должен быть организован вывоз мусора.

Уведомление Роспотребнадзора

Чтобы не получить штраф на сумму до 20000 рублей по статье 19.7.5-1 КоАП РФ, нужно проинформировать Роспотребнадзор о начале деятельности, отправив уведомление в территориальный отдел почтой или через МФЦ2.

Сертификация

В России сертификация услуг ресторанов и кафе осуществляется добровольно. Чаще всего заведения проводят ее для получения конкурентного преимущества и увеличения клиентского потока. При этом во время сертификации в ресторане проверяется большое количество показателей – от освещенности залов до соответствия нормам приготовления блюд, безопасности оборудования и качества сырья. При подготовке к проверке можно руководствоваться стандартом ГОСТ 30389-20133.

Предприятия, ведущие деятельность на рынке общественного питания, должны создать, внедрить и придерживаться в своей работе принципов системы контроля качества продуктов на всех этапах производства или ХАССП. При разработке ХАССП большое внимание стоит уделить технологическим и технико-технологическим картам, которые разрабатываются для каждого блюда. Помимо успешного прохождения проверок Роспотребнадзора, внедрение системы ХАССП поможет уменьшить долю брака в производстве, повысить безопасность блюд, а также предоставит возможность поставлять продукцию в крупные торговые сети4.

Чтобы лучше стандартизировать деятельность ресторана быстрого питания, можно ввести обновленную систему менеджмента безопасности пищевой продукции или СМБПП. Эта система более всеобъемлюща и универсальна. Она базируется на соответствии требованиям национального стандарта ISO 220005.

Для того, чтобы заниматься доставкой блюд, необходимо оформить обязательную декларацию на соответствие условиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». В нем прописаны требования как к блюдам, так и к особенностям их изготовления, хранения, транспортировки, реализации и утилизации6.

Медицинские книжки для сотрудников

Все сотрудники, имеющие контакт с продуктами питания, должны пройти качественный профессиональный осмотр и получить личную медицинскую книжку. Оформление медицинской книжки обычно берет на себя работодатель, заполнив направление на осмотр. Все манипуляции занимают в среднем два-три дня. Процесс оформления медицинской книжки регулирует приказ Роспотребнадзора7.

Выбор места

Основное правило открытия фаст-фуда – шаговая доступность для посетителей. Формат этого ресторана предполагает нахождение «под рукой», в непосредственной близости от мест скопления людей, например, вблизи торговых центров, офисов, университетов, остановок, транспортных развязок и площадей. Сегодня особую популярность приобретают фуд-корты, однако многие их участники не выдерживают конкуренции с более крупными соседями. Удачное размещение позволит обеспечить постоянный поток покупателей, снизив затраты на рекламу.

Размер помещения стоит определить в зависимости от продукции, которую планируется готовить. Например, киоск с шаурмой требует минимального пространства, здесь хватит и 10 квадратных метров. В то время как лапшичная, суши и роллы или пиццерия требуют уже большие площади. Ресторану быстрого питания на 20 мест следует уделить около 50 квадратных метров, а на 30 мест – уже около 100 квадратных метров.

Заказ оборудования

После подготовки помещения необходимо заказать качественное оборудование для приготовления. В зависимости от формата заведения и ассортимента блюд набор оборудования будет разным. Для старта понадобится универсальный набор аппаратов:

  • стеллажи и витрины;
  • кассовый аппарат;
  • мебель;
  • мойка;
  • кофемашина и чайник;
  • рабочая поверхность;
  • вытяжка;
  • кондиционер;
  • барная стойка;
  • расстоечный шкаф (размораживает полуфабрикаты);
  • морозильная камера;
  • холодильное оборудование;
  • конвекционная печь.

При приготовлении некоторых блюд нужно купить дополнительное оборудование, например:

  • аппарат для выпечки блинов;
  • гриль;
  • фритюрница;
  • чебуречница;
  • оборудование для приготовления шаурмы;
  • пончиковый аппарат;
  • коптильная камера;
  • линия раздачи.

В зависимости от ширины ассортимента меню будет меняться и количество, и особенности оборудования. При организации фаст-фуда не нужна полноценная кухня, поскольку все блюда приготавливаются из полуфабрикатов. Благодаря неполному циклу приготовления скорость обслуживания увеличивается в разы, поэтому оборудование необходимо расставить максимально удобно для быстрого перемещения между аппаратами.

Как открыть фаст-фуд с нуля
Основное правило открытия фаст-фуда – шаговая доступность для посетителей. Фото: @kampus, pexels.com

Покупка расходных материалов

Достаточно крупной статьей расходов будет закупка расходных материалов. Поскольку фаст-фуд не предполагает обслуживания в зале, все блюда упаковываются в одноразовую посуду, которая легко утилизируется. На бумажных стаканчиках и салфетках можно напечатать свой логотип, что добавит заведению фирменного стиля. В стандартный набор расходных материалов входят:

  • одноразовая посуда: ложки, вилки, стаканчики, тарелки;
  • подстилки на поднос (при обслуживании в зале);
  • салфетки;
  • пакеты и бумажная упаковка.

Важно постоянно следить за остатками расходных материалов, чтобы предотвратить перебои в обслуживании. Даже если это не нанесет какого-либо ущерба для компании, отсутствие салфеток и трубочек негативно скажется на впечатлении потребителей.

Найм персонала

Для бесперебойной работы ресторана стоит внедрить систему автоматизации, которая будет вести складской учет, финансы и формировать статистику. Это поможет следить за персоналом и избежать воровства.

В штат сотрудников фаст-фуда обычно входят:

  • менеджер (управляющий), координирующий всю работу ресторана: от заказа продуктов до проверки кассовых смен;
  • кассир (оператор) занимается приемом заказов и расчетом с посетителями;
  • повар (работник кухни) готовит полуфабрикаты и делает заготовки;
  • в зависимости от формата ресторана могут понадобиться бариста, кондитер, сушист и другие сотрудники.

Большой проблемой в индустрии фаст-фуда является высокая текучесть персонала. Нормальным принято считать уровень в 20–30% в год. Более высокие проценты свидетельствуют о проблемах в системе подбора кадров или условиях труда сотрудников. На помощь в этом вопросе приходит система мотивации сотрудников. Карьерный рост, повышение квалификации, бонусная система премирования и корпоративные мероприятия позволят как повысить приверженность сотрудников, так и увеличить доходы ресторана в целом.

Как привлечь первых клиентов

Рекламу ресторана быстрого питания нужно начинать за один-два месяца до открытия. Наиболее продуктивной формой продвижения фаст-фуда можно назвать наружную рекламу в виде баннеров в проходимых местах недалеко от ресторана. Она привлекает приблизительно 10-15% посетителей. Также не стоит забывать и об остальных видах рекламы:

  • легкочитаемая вывеска, по которой с 20 метров будет понятна специфика работы ресторана;
  • указатели и навигация, по которым потенциальный клиент сможет легко найти путь к ресторану;
  • раздача листовок;
  • баннеры со специальными предложениями или акциями;
  • меню-борд с понятными названиями блюд с размерами порций и ценами.
это интересно
Бизнес-анализ предприятия
Что такое и для чего нужен бизнес-анализ предприятия: вместе со специалистами подготовили краткий экскурс в понятие
подробнее

По ярким баннерам и указателям потенциальный гость сможет найти заведение и понять, какую кухню ему готовы предложить. Также нужно уделить внимание акциям и скидкам. Например, бизнес-ланчи или блюдо дня вносят огромный вклад в конкурентной борьбе за посетителей. В качестве приятного бонуса можно предлагать бесплатный напиток при заказе на определенную сумму или комбонаборы.

Сегодня невозможно представить себе рекламную кампанию без продвижения в сети интернет. Особенную популярность приобрели формат рекламы в социальных сетях и таргетированная реклама. За несколько месяцев до открытия фаст-фуда можно начать ведение социальных сетей: завести аккаунты на самых популярных платформах – Instagram, Facebook, Tiktok и Вконтакте, публиковать процесс ремонта и монтажа оборудования, а также информацию о персонале. Тогда к моменту запуска будет уже сформирована своя лояльная аудитория – люди, которые наблюдали за процессом подготовки еще до открытия ресторана. Кстати, таким способом можно найти и часть сотрудников.

Распространенные ошибки

Чтобы окончательно разобраться в особенностях открытия фаст-фуда с нуля, совладелец бургерной GOODBURGER Андрей Болгов рассказал про наиболее частые ошибки, которые могут возникнуть в процессе старта.

Одна из самых распространенных ошибок – экономия на рекламе и продвижении. Достаточно часто начинающий предприниматель готов вложить большие инвестиции в ремонт помещения, но потратить бюджет на рекламную кампанию не спешит. Хотя именно на старте это крайне важный этап. При этом не стоит останавливаться на полученном результате, даже если в первый месяц продажи превзошли ожидания. Рекламную кампанию необходимо разрабатывать комплексно на длительный период, учитывая как время года, так и грядущие праздники.

Еще одной распространенной ошибкой является отсутствие позиционирования. Сегодня большинство заведений быстрого питания предлагают одинаковое меню: суши, бургеры, паста, европейская кухня. Не видя конкурентных преимуществ, потребителю сложно сделать выбор. Фаст-фуд должен выгодно выделяться на рынке быстрого питания.

Не стоит забывать о качестве блюд и сервисе. Знакомство с рестораном начинается с оператора, принимающего заказ. Именно приятное и вежливое общение сформирует первое положительное впечатление о заведении. Ну, и качество продукта, конечно, не должно страдать. Ведь, как известно, продать можно даже плохой товар, но сделать это можно лишь один раз – больше клиент не вернётся.

Сколько стоит открыть фаст-фуд

Прибыль от работы ресторана быстрого питания будет зависеть от места расположения точки, качества продукции, ценовой политики и ассортимента. Средняя наценка на продукцию составляет – от 90% до 130%. А если еще выбрать удачное местоположение, можно повысить объем продаж в несколько раз. К тому же, этот формат бизнеса легко масштабируется.

В финансовом плане, приведенном в таблице ниже, приводятся примерные расчеты основных статей расходов небольшой торговой точки. Эти цифры приблизительны, но ориентировочно помогут понять, сколько стоит открыть фаст-фуд.

Статья расходовСумма, в рублях
Регистрация бизнеса15000
Аренда помещения50000
Сырье и продукты100000
Персонал120000
Рекламная кампания50000
Оборудование100000
Итого435000
  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (вместе с «СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2020 N 60833) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru.
  2. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (ред. от 04.02.2021) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений») // Собрание законодательства РФ. – 27.07.2009. – N 30. – ст. 3823.
  3. «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов») (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст). – М.: Стандартинформ, 2014.
  4. «ГОСТ Р 51705.1-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования»(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23.01.2001 N 31-ст). – М.: ИПК Издательство стандартов, 2001
  5. «ГОСТ Р ИСО 22000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.07.2019 N 416-ст). – М.: Стандартинформ, 2019.
  6. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 24.12.2019) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вместе с «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции») (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2020) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. – URL: http://www.tsouz.ru/.
  7. Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 (ред. от 02.06.2016) «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2005 N 6674) // Российская газета. – N 139. – 30.06.2005 (Приказ).

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте