Как открыть кофейню с нуля в 2025 году

Мечтать о собственном бизнесе можно бесконечно. Сделать мечты реальностью чуть сложнее. Совместно с экспертами представляем пошаговый план открытия кофейни в 2025 году с нуля, который поможет грамотно распределить время и вложения.

Как открыть кофейню с нуля. Фото: pixabay.com
Анжелика Третьякова Директор по развитию франшизы сети кофе-баров MY Юлия Стешина Журналист КП

Пошаговая инструкция по открытию кофейни

Как открыть кофейню и не ошибиться? Открывать бизнес с нуля бывает страшно. Начинающие бизнесмены хотят некую «волшебную кнопку», дающую гарантированный результат. Однако даже работа по найму не гарантирует ежемесячное получение максимального заработка. Ведь премия зависит от того, как вы справились с поставленными задачами. Рентабельность кофейни доходит до 30%, а срок окупаемости начинается от 6 месяцев. И все же волшебства не бывает, а финансовый результат зависит от эффективности ваших усилий.

Виды кофеен

Заведения по продаже кофе и напитков делятся на два направления:

  • кофе-бар «to go»;
  • классическая кофейня с посадкой.

Кофе-бары «to go» специализируются на продаже напитков на вынос. Основной упор делается на кофе, выбор дополнительного ассортимента минимальный. Это формат для динамичных гостей, которым удобнее быстро выпить напиток у стойки либо захватить с собой в дорогу. Площадь таких кафе небольшая, 6-10 кв.м. Инвестиции в открытие от 500-700 тыс. рублей. Это оптимальный вариант для открытия первого бизнеса.

Классические кофейни, как правило, располагают своей кухней. Гостям предлагается обширное меню десертов, выпечки, перекусов. Сюда приходят, чтобы провести время в уютной атмосфере. Открыть такое заведение объективно сложнее, особенно для предпринимателей без опыта работы в общепите. Затраты на открытие от 1 млн. рублей и выше. Бухгалтерский и налоговый учет в больших форматах тоже сложнее. Кроме того, требуется большее количество разрешительной документации.

Кафе любого формата может быть прибыльным. Однако рабочие процессы в них строятся по-разному — от выбора помещения до привлечения клиентов.

Регистрация юридического лица

Зарегистрировать юридическое лицо можно в ближайшем отделении ИФНС либо МФЦ. Доступна и онлайн-регистрация.

Для кофеен без зала обслуживания больше подходит ИП из-за упрощенного бухгалтерского и налогового учета. Вот перечень документов, необходимых для регистрации:

  • Заявление о регистрации ИП (форма P21001);
  • Квитанция об оплате пошлины;
  • Копия всех страниц паспорта.

Регистрация ИП занимает от 3 рабочих дней. После ее успешного завершения вы получаете на руки несколько документов:

  • ОГРИП (Свидетельство о государственной регистрации ИП);
  • ЕГРИП (Выписка из государственного реестра ИП);
  • Уведомление о постановке на налоговый учет;
  • Уведомление о регистрации в пенсионном фонде;
  • Уведомление о присвоении кодов Росстата.

Зачастую ИФНС работает по принципу «одного окна», и весь пакет документов можно получить сразу.

Как открыть кафе с нуля
Кофейня кажется простым и понятным бизнесом, но на самом деле это не так. Фото: pixabay.com

Поиск локации

Для успешности кафе в первую очередь важны трафик и конверсия. Трафик — это количество людей, проходящих мимо заведения. Для оценки локации подсчет трафика обязателен, рекомендуем делать несколько коротких замеров в разные дни и разное время, а затем выводить среднее значение.

Конверсия показывает, какой процент людей из проходящего потока купят у вас кофе. Так, для уличных кофеен средняя конверсия равна 2%, то есть из 500 прошедших за час людей только десять станут покупателями. Выходит, если кофейня работает 12 часов, вы можете рассчитывать примерно на 120 чеков в день.

К примеру, средний чек составляет 350 рублей. Умножив сумму на количество чеков вы получите прогноз дневной выручки заведения. В нашем примере это 120*350=42000 рублей в день или 42000*30,5=1281000 рублей в месяц.

Разумеется, одних расчетов для оценки недостаточно. Оцените наличие ближайших конкурентов, их ассортимент и цены. Убедитесь, что вход в кофейню будет хорошо виден проходящему потоку. Обратите внимание на «точки генерации трафика» — места поблизости со схожей целевой аудиторией: учебные заведения, банки, сервисные центры и так далее.

Следующий важный показатель — это арендная ставка. Место для размещения кофейни в 6 кв. м. в Санкт-Петербурге стоит от 35 тыс. рублей в сетевых гипермаркетах. В торговых центрах аренда будет заметно выше, в популярных ТЦ она превышает 200 тыс. рублей за остров. Чем больше вы платите за аренду помещения, тем выше финансовый риск. Поэтому высокая стоимость аренды должна быть обоснована прогнозом продаж кофейни.

Где искать места для размещения:

  • Интернет-площадки (ЦИАН, Avito, Domofond).
  • Риелторские организации.
  • Самостоятельно пройтись по районам, где вы живете или работаете. Эти места вы знаете как свои пять пальцев. Проходя знакомыми маршрутами, бывая в местных деловых и торговых центрах, заходя в учреждения, оценивайте лично возможные варианты.
это интересно
Как открыть салон красоты с нуля: инструкция
Попробуйте себя в бизнесе красоты, а мы расскажем, как заработать на нем деньги. Пошаговая инструкция по запуску и первичный бизнес-план
Узнать подробнее

Оборудование и ингредиенты

По франшизе основное оборудование для кофе-бара иногда можно получить в безвозмездное пользование (профессиональная двухгруппная кофемашина и кофемолка). Некоторые поставщики тоже предоставляют в пользование кофейное оборудование при определенном объеме закупок вами кофейного зерна.

Желательно приобрести также блендер и соковыжималку. Тогда бариста смогут готовить на основе эспрессо более разнообразные и сложные напитки, увеличивая продажи кафе.

Для хранения ингредиентов в кафе обязательно наличие холодильника и морозильной камеры. В небольших кофе-барах достаточно портативных моделей, помещающихся под столешницей.

Витрина с десертами и выпечкой работает как магнит для гостей кафе, увеличивая продажи на 20% в небольших заведениях достаточно компактной настольной модели.

Основными ингредиентами в сегменте «кофе с собой» является кофейное зерно и молоко. При выборе поставщиков кофе ориентируйтесь на репутацию поставщика, соотношение цены и качества и бесперебойность поставок. Молоко для напитков должно быть жирностью не менее 3,2%, чтобы оно взбивалось в устойчивую пену, а ваши латте и капучино радовали клиентов.

Как открыть кофейню с нуля
Выбирайте качественные продукты для своего бизнеса и клиенты будут возвращаться за хорошим вкусом. Фото: pixabay.com

Персонал

От работы сотрудников кофейни напрямую зависит ее финансовый результат. Общительные и дружелюбные бариста, грамотно работающие с гостями, могут вывести кафе на плановые показатели продаж уже в первый месяц работы.

Поиск бариста начинайте не позднее, чем за 2 недели до открытия. Время потребуется на отбор кандидатов, обучение и стажировку на рабочем месте. Распространенные каналы для поиска — это профильные сайты (hh, restojob) и социальные сети, не лишним будет и объявление в самом кафе.

На личном собеседовании важно понять вовлеченность сотрудника, его личностные характеристики. Если он не рассматривает работу бариста как настоящую профессию либо ищет временную подработку, то надолго он в кофейне не задержится. Как правило, такие бариста чаще не соблюдают внутренние стандарты, опаздывают и пропускают смены. И, наоборот, заинтересованный сотрудник будет держаться за место и стараться работать наилучшим образом.

Для кофеен направления «to go» штат, как правило, состоит из двух бариста. Функции управляющего выполняет собственник бизнеса. Вспомогательный персонал (бухгалтер, юрист) работает на аутсорсе.

Как привлечь первых клиентов

Если заведение стоит не на проходном месте, а немного во дворе или, к примеру, в углублении ТРЦ, то здесь уже нужно включать фантазию и будить в себе внутреннего массовика-затейника. Пройдитесь по ближайшим магазинам и офисам, где это возможно, познакомьтесь с сотрудниками, поболтайте. Расскажите им о себе и своём кофе или даже предложите скидку. Проверено, часть этих людей выберут ваше заведение даже несмотря на более высокую цену по сравнению с конкурентами, просто потому что запомнят вас как приятного человека — словом, это история про эмоции.

Самым оптимальным вариантом (по вложениям он иногда даже дешевле листовок) будет запустить таргетированную рекламу в соцсетях. В интернете при желании можно найти много информации, которая даст вам набор знаний, достаточный для небольшой стартовой рекламной кампании, рассказывающей о вас потенциальным покупателям. Главное правильно понять, кто они: сотрудники торгового комплекса, офисные работники ближайшего БЦ, жители соседнего дома или студенты вуза, которые идут мимо вас на пары. Скорее всего, и те, и другие, поэтому в таргетинге важен адресный подход.

Как работать с потоком клиентов

Обычно целевую аудиторию кофейни описывают так: «женщины и мужчины, возраст 18-45 лет, средний доход». Это слишком общее описание и для практической работы с клиентами бесполезное.

Знание клиентов «в лицо» позволяет:

  • Определить, что важно для разных групп клиентов. Например, молодая мама оценит в детском меню гипоаллергенные натуральные напитки. А водитель такси после ночной смены заглянет за двойным эспрессо.
  • Запускать специальные предложения для конкретных групп. Так, в примере выше, маме предложим скидку на полезные конфеты. Водителю можно вручить карту «7-й кофе в подарок».
  • Экономить бюджет, запуская адресные акции, а не стрелять из пушки по воробьям.
  • Улучшать отношения с клиентами. Молодой маме будет приятно получить подходящее специальное предложение, а малышу – получить вкусный десерт. Поэтому они быстрее станут постоянными клиентами вашего кафе.

Поймите, для кого вы открываете кофейню, и действуйте адресно.

Сколько стоит открыть кофейню (6-10 кв. м.)

НаименованиеСумма, руб.
Производство150000
Производство торгового острова, монтаж, подключение к сетям150000
Общие расходы130000
Обеспечительный платеж по договору аренды80000
Первый полный месяц по договору аренды80000
Брендирование, полиграфия, промо на открытие50000
Оборудование400000
Кофемашина, кофемолка200000
Холодильник17000
Узел видеонаблюдения, видеокамеры, микрофоны19000
Программное обеспечение + оборудование70000
Музыкальный плеер3000
Терминал для безналичного расчета8000
Витрина настольная32000
Весы кухонные электрические2000
Морозильная камера25000
Микроволновая печь5000
Интернет2500
Стаканы в столешницу для приборов и мешалок2000
Смеситель для питьевой (бутилированной) воды2000
Помпа для кофемашины (раковины)15000
Сифон для сливок12000
Инвентарь18000
Хозтовары и канцтовары4000
ИНВЕСТИЦИИ1476500

В тренде

КП КП Финансы
Реклама О проекте