При правильном подходе торговля на Яндекс Маркете может стать полноценным и прибыльным бизнесом. Вместе с экспертом расскажем, как начать продавать на маркетплейсе в 2025 году и какие минусы и плюсы есть у площадки.
Яндекс Маркет — один из из крупнейших каналов для продажи различных товаров. На площадке представлены как крупнейшие бренды, так и небольшие, локальные магазины. Однако новичкам в такой экосистеме может быть непросто не только из-за сильной конкуренции, но и строгих правил маркетплейса. Подготовили пошаговую инструкцию для старта работы с Яндекс Маркетом.
Собрали таблицу с полезной информацией о продажах на Яндекс Маркете.
Статус для продаж | Самозанятость, ИП или ООО |
Размещение товаров | Размещение бесплатное. Товары добавляются через личный кабинет |
Что можно продавать | Электроника, товары для дома, одежда и обувь, питание, техника, косметика, спорттовары, зоотовары, детские товары |
Что нельзя продавать | Лекарства без лицензии, поддельные товары, оружие, алкоголь, табак и любые товары, запрещенные законодательством РФ |
Схемы продаж | FBY — площадка хранит товар, формирует и исполняет заказы FBS — площадка только доставляет товары DBS — площадка выполняет роль торговой витрины |
Продвижение | Платные — рекламные кампании, буст продаж, баннеры, акции, программа лояльности Бесплатные — оптимизация карточек, участие в распродажах |
Комиссия за размещение товара | Зависит от категории (2-22% от стоимости товара) |
Документы для регистрации | Сертификат или декларация соответствия, либо отказное письмо, коды маркировки, правоустанавливающие документы на товар, свидетельство на товарный знак (при продаже брендовой продукции) |
Работа селлеров с Яндекс Маркетом отличается от других российских маркетплейсов. Перечислим основные особенности продаж на этой площадке.
Связь с экосистемой Яндекса. Покупатели могут прийти на маркетплейс из других ресурсов Яндекса — поиска, приложения такси или карт, где всплывают рекомендации товаров. При подключенной программе лояльности «Яндекс Плюс» такое продвижение ведется еще активнее.
Сильное влияние логистики Яндекса. В сети некоторые продавцы отмечают, что при использовании моделей FBY и FBS, карточки их товаров ранжируются выше. Но это преимущество больше подходит среднему или крупному бизнесу, поскольку модели FBY и FBS требуют дополнительных трат.
Разные схемы работы. Площадка предполагает сразу несколько схем взаимодействия с продавцом. Селлер может сбывать товар со своего склада, пользоваться помещениями Яндекс Маркета или работать по модели дропшиппинга. На каждый из случаев предусмотрены свои условия, сроки и комиссии.
Строгая модерация. Администрация тщательно следит за тем, чтобы фото и описание карточек были корректными. При малейшем несоответствии товары удаляются. Аналогично, если снимки продукции некачественные.
Большая роль рейтинга. Рейтинг магазина напрямую влияет на то, как высоко в поиске находятся товары. Поэтому всего несколько негативных отзывов могут существенно подкосить позиции. Кроме того, при совсем низком рейтинге товаров площадка может их скрыть.
Динамика цен. Изначально Яндекс Маркет был площадкой для сравнения стоимости одного и того же товара у разных продавцов. Поэтому, когда площадка стала маркетплейсом, принцип остался тот же. Продавцам приходится часто менять цены, чтобы сохранять их актуальными и оставаться в топе.
На данный момент на Яндекс Маркете есть три основные и одна дополнительная схемы продаж. Подробно поговорим о каждой из них.
FBY
Продажи со склада Яндекс Маркета. При такой модели большую часть работы берет на себя площадка. Она хранит, собирает и упаковывает товары, а также доставляет их покупателям. Продавцу остается лишь отслеживать статус и следить за актуальностью цен. Такой способ обладает рядом преимуществ: доставка производится быстрее, покупатели реже отменяют заказы при оформлении, а география продаж расширяется. Риски тоже меньше — при негативном сценарии (порча или утеря) маркетплейс все компенсирует. Также считается, что при FBY-модели товары лучше ранжируются в поиске.
Но есть у этой модели и минусы. Так, если товары долго не распродаются, то Яндекс Маркет начисляет плату за хранение. Поэтому нужен хотя бы небольшой, но спрос. Кроме того, продавцу важно следить за датами поставок на склады площадки (рекомендуется осуществлять их небольшими партиями), маркировкой товаров.
FBS
При такой модели продавец сам хранит, собирает и упаковывает товары, а затем отвозит их в сортировочный центр или пункт приема Яндекс Маркета. Последние присутствуют более чем в 40 городах России. Сама же площадка при такой модели занимается только доставкой до покупателя. Такой способ считается выгодным при продаже товаров, которые покупают не слишком часто. Например, мебель или детские коляски. Еще FBS обязательна, если речь идет о товарах, которые не принимают на склады Яндекс Маркета (ювелирные изделия, автомобильные шины).
FBS-модель имеет целый ряд плюсов: сниженные затраты на хранение, контроль над остатками, ускоренный старт, а также гибкость в ассортименте. Из минусов: жесткие требования к упаковке товаров, ответственность за отгрузку, а также отсутствие приоритета в выдаче (товары ранжируются ниже, чем у FBY) и сложность в масштабировании.
DBS
При этой модели работы продавец сам хранит, собирает, упаковывает и доставляет товары, а площадка используется исключительно как витрина. Такую схемы выбирают бренды и магазины, в чьих регионах нет складов или сортировочных центров Яндекс Маркета. В целом, продавать подобным образом можно любые товары. Независимо от их того, как часто их покупают.
Плюсов у данной схемы достаточно. Так, у продавца сохраняются полный контроль над доставкой и гибкие условия для клиентов, поскольку можно предлагать, например, самовывоз. Кроме того, удается сэкономить на комиссиях за логистику. Особенно часто DBS выбирают при продажах крупногабаритных вещей.
Однако есть и минусы. Первоочередный из них — низкий, по предположениям селлеров, приоритет в выдаче товаров на странице маркетплейса. По отзывам продавцов, Яндекс Маркет может активнее продвигать товары, продающиеся по FBY и FBS моделям.
Экспресс-доставка
Дополнительная схема работы, которая подключается одновременно с FBY или FBS. При ней товары покупателю доставляют в течение пары часов, а от продавца требуется только собрать все в течение 60 минут. Считается, что отправляемую экспресс-доставкой продукцией берут чаще. Однако подключить опцию можно лишь в нескольких десятках городов РФ.
Яндекс Маркет выдвигает новым продавцам ряд условий для сотрудничества. Первое и самое базовое из них — просто торговать как физическое лицо нельзя. Нужно иметь статус самозанятого, ИП или юридического лица (ООО). Также потребуются документы для регистрации — ИНН, реквизиты расчетного счета, копии паспорта (для ИП) или учредительных документов (для ООО). Кроме того, необходимы данные контактного лица (ФИО, должность, телефон, почта).
Как только регистрация будет завершена, нужно заключить договоры с самой площадкой. Тут все довольно просто — обычно это соглашение на предоставление услуг маркетплейса. Следом понадобится выбрать модель сотрудничества: FBY, FBS или DBS. После этого можно начать размещать карточки товаров. К ним тоже предъявляется ряд требований, но основные — корректное, полное описание и качественное, реальное фото.
Особые условия действуют на выплаты. С них Яндекс Маркет удерживает комиссии (размер зависит от категории товара и выбранной модели сотрудничества). Аналогично с эквайрингом — комиссия от 1,5% до 3,3%. Конкретный размер зависит от частоты выплат. Чем чаще, тем больше.
При отправке товаров на склады площадки нужно будет каждый раз оформлять заявку. В ней указывается название, категория товара, количество и артикулы, а также характеристики и стоимость единицы. При наличии также вносится срок годности. Все делается через личный кабинет. Упаковывать продукцию тоже нужно в соответствии с условиями — каждый товар должен иметь этикетку с описанием, штрих-код, маркировку «Честный Знак» (при необходимости).
Начать продавать товары на Яндекс Маркете несложно. Пошагово разберемся, что нужно сделать.
Если продавец будет работать как самозанятый, ИП или юридическое лицо, а соответствующего статуса еще нет, нужно пройти регистрацию. Исходить следует из планируемых масштабов и планов. Так, самозанятые могут продавать только товары собственного производства. ИП подойдет тем, кто намерен вести бизнес один. Если есть партнеры — лучше выбирать ООО. Также потребуется ОКВЭД — специальный код классификации бизнеса. В случае маркетплейсов подойдет 47.91.
Теперь приступайте к регистрации своего магазина на Яндекс Маркете. Тут понадобится Яндекс ID — это единый аккаунт для всех сервисов бренда. В личном кабинете Яндекс Маркета нужно заполнить строки: имя, фамилия, почта, контактные данные, название магазина, ассортимент и категория товаров. Все это потом будут видеть покупатели. При желании можно регистрировать несколько магазинов.
В онлайн-режиме можно отправить заявление на заключения договора. Соглашение стандартное — на предоставление услуг маркетплейса. По нему площадка сможет осуществлять всю деятельность: публиковать ваши товары, привлекать покупателей, переводить средства, заниматься логистикой. На данном этапе будет достаточно заполнить анкету партнера. За исключением случаев, когда вы собираетесь продавать лекарства или ювелирные изделия. Тогда потребуется еще и лицензия. Проверка, как правило, занимает сутки.
Яндекс Маркет прикрепляет одинаковые карточки только к лекарствам. В остальном же создавать фото и описание придется с нуля. Здесь важно учесть два главных критерия — корректность и правдивость. Изображение должно четко соответствовать продаваемому, а описание — не содержать ложной информации.
Таким же образом можно выгрузить весь ассортимент. Есть несколько способов: вручную поштучно, каталогом (через файл Excel), по API или через модули интеграции. Выбирать подходящий вариант нужно исходя из того, сколько у вас товаров.
Яндекс Маркет предоставляет селлерам несколько вариантов работы — FBY, FBS и DBS. Выбор нужно делать, исходя из собственных возможностей. Например, начинающим продавцам лучше подойдет FBY — не придется тратиться на аренду склада. А вот крупному бизнесу, имеющему собственные помещения для хранения, логичнее остановиться на FBS. При желании также можно подключить «Экспресс-доставку». Тогда площадка будет делать все сама, а от продавца потребуется только собрать заказ за 60 минут (список городов можно уточнить на сайте маркетплейса).
Как только процесс взаимодействия с маркетплейсом налажен, понадобятся рекламные инструменты. Тут для начала можно воспользоваться бесплатными, например, участвовать в регулярных акциях. Со временем придется вкладывать и собственные деньги в продвижение. Выбор вариантов большой. Например, буст продаж, реклама в Яндекс.Директ, рекламные кампании от самого сервиса.
В личном кабинете пользователя имеется полная статистика. Можно посмотреть, какие товары чаще просматривают, какие покупают, у каких позиций проседают показатели. Кроме того, можно сравнить собственные цены с цифрами других продавцов. Все это необходимо регулярно проверять, корректируя собственную стратегию продаж.
От них напрямую зависит, будет ли ваш товар в топе. Поэтому важно не только делать акцент на покупателя и стараться добиться позитивного отклика, но и оперативно реагировать на негатив — отвечать на вопросы, разрешать конфликты.
Сегодня Яндекс Маркет является одной из самых популярных платформ для распространения товаров. Тому есть несколько причин.
+ Интеграция с экосистемой бренда. Яндекс Маркет напрямую связан с другими ресурсами Яндекса. Поэтому при покупке рекламы ваши товары появляются практически везде и эффективность самих интеграций кратно растет.
+ Простая логистика. Яндекс Маркет предоставляет несколько схем взаимодействия на выбор. Благодаря этому начинающим продавцам не надо арендовать склады, а крупные бренды, и так их имеющие, могут использовать площадку как витрину.
+ Подробная аналитика. Яндекс Маркет дает продавцам полномасштабные отчеты. Можно посмотреть, как обстоят дела с продажами, трафиком, конверсией. Как следствие, появляется возможность на ходу корректировать стратегию продаж.
+ Прозрачность выплат и комиссий. Площадка заранее публикует всю информацию о взимаемых средствах. В результате планировать бюджет становится проще.
+ Бонусы и акции для новых продавцов. Платформа предоставляет новичкам разные виды поддержки. Например, выдает рекламные кредиты на продвижение и тестовые периоды на платные инструменты. Кроме того, регулярно появляются акции, которые позволяют увеличить видимость товара в каталоге.
+ Гибкое продвижение. Продавцу предоставлен перечень рекламных инструментов, которые он может выбирать сам. Есть как внутренние кампании, в числе которых спонсорские позиции в каталоге и рекомендации в «похожих товарах», так и внешние функции. Например, интеграция с Яндекс.Директ для дополнительного трафика.
Несмотря на обилие плюсов, есть у торговли на площадке и минусы.
— Высокая конкуренция. На Яндекс Маркете, из-за его популярности, большое количество продавцов. Новичку будет сложно пробиться без серьезных вложений в продвижение. Более того, на популярных товарах цены часто ставят ниже среднего, поэтому маржинальность будет минимальной. Чтобы не уйти «в минус», придется постоянно отслеживать тенденции рынка и корректировать стоимость продукции.
— Высокие требования. Условия на Яндекс Маркете достаточно строгие. Продавец должен правильно оформлять карточки товаров, упаковывать товары, не совершать ошибок при логистике. Особенно часто проблемы у новичков возникают из-за технических требований: штрихкодов, характеристик, описаний.
— Платные услуги. Сделать собственные товары популярными с нуля, скорее всего, не получится. Придется тратить деньги на рекламу и продвижение. Также существенной графой в расходах могут стать хранение и доставка товаров.
— Долгая модерация. Процесс проверки карточки товара может занимать вплоть до нескольких дней. В такой период ничего не продается и средства фактически замораживаются. Если же в карточке вдруг найдут ошибку или недочет — процесс начнется заново.
— Проблемы с возвратами. По отзывам селлеров, спорные ситуации часто решаются не в пользу продавца. В итоге селлеру придется самому возмещать ущерб даже в случае, если товар уже распакован. Кроме того, частые возвраты снижают рейтинг магазина.
— Важность рейтинга. На Яндекс Маркете рейтинг — это не только про доверие покупателей, но и про видимость товара. Поэтому, если продавца «завалят» негативными отзывами, то продажи резко упадут.
Советами по работе с маркетплейсом поделился Василий Ковров, владелец нескольких магазинов на Яндекс Маркете.
«Лучше всего на Яндекс Маркете заходят два типа товаров: вещи, которые люди покупают быстро и без раздумий (про них говорят с высокой покупательской готовностью), и товары из узких ниш со специфическим спросом. К первому варианту, например, относятся техника, одежда, товары для дома или ухода. А вот второй вариант особенно хорош для новичков. Поскольку там меньше конкуренции, из-за чего даже небольшой магазин может быстро занять свою позицию. Например, у меня отлично шли наборы для пайки и фигурки из аниме. Покупают такие товары нечасто, зато почти никто больше их не продает.
Если говорить про самые частые ошибки начинающих продавцов, то я часто встречаю следующие:
– Небрежное оформление карточек. Например, одна мутная фотография, пару строк описания, не заполнены характеристики товара или заполнены некорректно. Этого недостаточно, чтобы покупатель захотел купить товар. Особенно сейчас, когда многие наоборот вкладываются в контент и делают его максимально привлекательным.
– Неправильный выбор модели работы (FBY, FBS, DBS). Например, работают по модели FBS, хранят очень ходовой товар у себя дома и очень долго его отгружают на склад для доставки до покупателя. В итоге, это сказывается на конверсии в заказ, на карточке товара и в целом на прибыли.
– Игнорируют рекламные инструменты на площадке, внешнее продвижение и витрины. Хотя, казалось бы, это самые понятные и надежные инструменты для привлечения трафика.
В остальном, быстро раскрутиться на Яндекс Маркете вполне реально. Тут есть несколько базовых советов: для ходовых позиций выбираете FBY, чтобы доставка была быстрой и рейтинг карточек рос, а на FBS строго следите за сроками отгрузки. Потому что это напрямую влияет на покупаемость товара.
И еще совет — в первые недели запускайте бусты и промо, чтобы попасть в выдачу. Попутно уделяйте внимание витрине, оформите ее как сайт и ведите туда трафик. Это, во-первых, даст пониженную комиссию, а во-вторых — принесет вам аудиторию».
Попросили Василия Коврова ответить на самые популярные вопросы о продажах на Яндекс Маркете.