Электронный документооборот помогает компаниям ускорять и упрощать обмен важными документами, снижать риски ошибок, экономить ресурсы. Юридическую значимость документов в цифровом виде обеспечивают специальные организации. Расскажем о лучших операторах ЭДО в 2025 году.
Российский рынок ЭДО предлагает множество решений — от платформ крупных игроков с широкой интеграцией до узкоспециализированных сервисов для отдельных отраслей. Правильный выбор платформы позволяет автоматизировать процессы, повысить безопасность хранения документов и обеспечить прозрачность взаимодействия с контрагентами. Подготовили список лучших операторов ЭДО в России, учитывая их популярность, функциональность, надежность и отзывы пользователей.
Оператор ЭДО — это структура, представляющая услуги обмена электронными документами внутри компании, с партнерами, государственными органами. Такие организации обеспечивают юридическую силу передаваемых цифровых документов: акты сверки, договоры, УПД (объединяет в себе счет-фактуру и, например, документ об отгрузке товара), УКД (корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров), ТОРГ-2 (акт о расхождении качества или числа товаров), ТОРГ-12 (накладная при продаже товаров), акт выполненных работ, акт о приемке работ, ЭТрН (транспортная накладная и сопроводительная ведомость), МЧД В2В (машиночитаемая доверенность В2В).
Электронный документооборот происходит внутри сервисов, которые абонентам предоставляют операторы ЭДО. Подобные системы позволяют получать, отправлять и подписывать, например, накладные и акты, в цифровом формате. Выбор подходящего сервиса зависит от задач бизнеса, интеграций и набора функций.
Рейтинг составлен на основе мнения редакции КП. Рекомендации и дополнения по рейтингу вы можете отправить на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Составили рейтинг 10 лучших операторов ЭДО. Все участники на лето 2025 года включены в реестр ФНС России.
Компания является крупным представителем отрасли, обслуживая более 100 тыс. организаций. Предлагает современную систему для обмена документами между компаниями и их контрагентами, государственными структурами. Все файлы, передаваемые через «Такском», снабжаются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Имеется Файлер 2.0 (веб-сервис и мобильное приложение), решения для 1С, интеграции с учетными системами.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | По запросу |
Демоверсия | Есть |
+ интеграция с 1С, СУЗ, «Честный Знак»;
+ поддержка автоматического роуминга;
+ возможность управления с мобильного устройства;
+ соответствие требованиям ФНС и ФСС;
— стоимость по запросу.
Оператор предоставляет услуги электронного документооборота с 2012 года. Развивает собственную систему Saby, подходящую для организаций любого масштаба. Сегодня сервис обслуживает более 100 тыс. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Поддерживает все актуальные электронные форматы документов.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | По запросу |
Демоверсия | Есть |
+ простота использования;
+ возможность ведения кадровой документации;
+ развитая экосистема сервисов;
+ хорошая техподдержка;
+ роуминг с операторами («СКБ Контур», «СберКорус», «Такском» и другими).
— для настройки может потребоваться помощь техподдержки.
Один из крупнейших операторов электронного документооборота в России по количеству абонентов. Предоставляет бизнесу целую экосистему — кадровый обмен документами (КЭДО), передача бумаг в факторинге, логистике, ритейле. Решения «СКБ Контур» позволяют обмениваться юридически значимыми документами между организациями, с самозанятыми, сотрудниками. Сервисы легко интегрируются с бухгалтерскими и ERP-системами, подходят для бизнеса любого масштаба. Пользователям доступны приложения для iOS и Android.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | По запросу |
Демоверсия | Есть |
+ интуитивно понятный интерфейс;
+ работа с маркировкой;
+ интеграция с учетными системами;
+ широкий функционал;
— больше подходит среднему и крупному бизнесу.
Известный оператор ЭДО, чьи системы позволяют абонентам обмениваться юридически значимыми документами любого формата. ФНС присвоила «Калуга Астрал» 3,5 звезды из 5 за количество настроенных соединений с другими российскими операторами ЭДО. Продукты компании имеют простой и удобный интерфейс, есть бесплатный роуминг с контрагентами, что упрощает обмен документами даже с партнерами, использующими другие ЭДО-системы. Безопасность передачи данных гарантируется продвинутыми средствами защиты.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | от 1,5 тыс. рублей |
Демоверсия | Есть |
+ широкая линейка сервисов;
+ есть демоверсия;
+ является оператором системы электронных перевозочных документов (Минтранс России) и ЭДО для маркировки;
+ новым клиентам дают безлимит на 3 месяца;
— возможны сложности при настройке.
Один из крупнейших операторов фискальных данных России по количеству пользователей, предоставляет услуги ЭДО с 2018 года. Является аккредитованным партнером системы маркировки товаров. Работает с малым, средним и крупным бизнесом. Платформа ЭДО интегрируется с 1С, учетными системами. Позволяет обмениваться и подписывать все популярные типы документов в цифровом виде: договоры, счета, УПД, акты. Есть автороуминг с другими операторами ЭДО.
Количество абонентов | Менее 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | от 1 тыс. рублей |
Демоверсия | Не указано |
+ система автоматически передает данные о товарах с маркировкой;
+ доступны все популярные форматы документов;
+ удобство и простота использования сервиса;
— если у компании более 10 тыс. исходящих документов, то стоимость только по запросу.
Один из ведущих разработчиков программ для бухгалтерского, налогового, управленческого учета и предоставления отчетности в госорганы. Оператор обеспечивает юридическую значимость цифровых документов с 2015 года. На сегодня компания обслуживает более 100 тысяч абонентов. Работает с большинством крупных операторов ЭДО, позволяя клиентам обмениваться всеми основными форматами документов и подписывать их.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ |
Стоимость | от 575 рублей |
Демоверсия | Не указано |
+ большое количество подключенных абонентов;
+ система соответствует нормам технологии обмена ЭДО между операторами и требованиям ФНС;
+ небольшая стоимость в сравнении с другими системами;
— согласно данным ФНС, не поддерживает ЭТрН, МЧД В2В.
Оператор предоставляет услуги ЭДО с 2013 года. Поддерживает 8 из 10 современных форматов цифровых документов. Абонентам предлагается программный комплекс «Фельдъегерь» для обмена документами, например, УПД/\УКД с кодами маркировки. Помимо ЭДО, развивает сервисы для автоматизации бухгалтерии, торговли и управленческого учета, системы защиты информации.
Количество абонентов | Менее 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ |
Стоимость | от 1 990 рублей |
Демоверсия | Не указано |
+ встроенные шаблоны документов;
+ отправленные документы архивируются;
+ бесплатные автоматические обновления;
— согласно данным ФНС, не поддерживает ЭТрН, МЧД В2В.
Крупнейший оператор ЭДО в России по числу пользователей, обеспечивающий официальный статус цифровых документов с 2013 года. Сервисами компании пользуются более 2 млн клиентов. Платформа для электронного документооборота обладает широкими возможностями и функционалом, подходит компаниям любых размеров и сфер деятельности. Для ИП при открытии счета в банке «СберКорус» можно подключить бесплатно. Для взаимодействия с физическими лицами и самозанятыми потребуется оформить расширенную подписку.
Количество абонентов | Более 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договоры, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | По запросу |
Демоверсия | Есть |
+ интеграция с ГИС «Честный знак»;
+ простой пользовательский интерфейс;
+ широкая линейка сервисов;
+ 260 типов документов для обмена;
— привязка к инфраструктуре банка может стать неудобством для тех, кто работает с другими организациями.
Известный российский оператор фискальных данных, также являющийся оператором ЭДО. Обеспечивает юридическую значимость документов с 2018 года. Платформа оператора — EDO.RU, позволяет абонентам работать со всеми актуальными форматами документов, подписывать их и обмениваться с контрагентами, внутри компании, с госорганами.
Количество абонентов | Менее 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договорный документ, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ, ЭТрН, МЧД B2B |
Стоимость | от 700 рублей |
Демоверсия | Есть |
+ интеграция с программами 1С;
+ высокий уровень безопасности;
+ поддержка актуальных форматов и стандартов ЭДО;
+ удобный и интуитивно понятный интерфейс;
+ сравнительно небольшая стоимость (700 рублей за 100 документов);
— возможны сложности при переходе с других платформ, адаптация занимает время.
Крупный оператор, предоставляющий услуги ЭДО с 2020 года. Входит в структуру компании «Гарант». Сервис позволяет выстроить эффективный внутренний и внешний документооборот. Поддерживает 8 из 10 актуальных форматов цифровых документов.
Количество абонентов | Менее 100 тысяч |
Форматы документов | Акт сверки, договорный документ, УПД, УКД, ТОРГ-2, ТОРГ-12, акт выполненных работ, акт о приемке выполненных работ |
Стоимость | По запросу |
Демоверсия | Есть |
+ широкая региональная сеть центров;
+ наличие демоверсии;
+ большой выбор сервисов для бизнеса (электронная подпись, электронные торги);
— стоимость продуктов только по запросу.
Выбор оператора ЭДО можно разбить по шагам. Перечислим основные из них.
Прежде чем выбирать оператора, нужно понять, какие задачи вы планируете решать с помощью ЭДО: обмен актами, счетами, накладными, интеграция с бухгалтерией или CRM, хранение документов, автоматизация процессов. Выбирая оператора проверьте, чтобы тот мог обеспечить юридическую значимость нужных вам документов. Обычно, список публикуется на сайте оператора.
Удостоверьтесь, что выбранный оператор находится в реестре ФНС. В нем указывается, сколько абонентов обслуживает оператор, когда начал предоставлять услуги ЭДО, какие форматы документов поддерживает.
Составьте список всех программ, в которых работают ваши сотрудники: бухгалтерия (например, 1С), CRM, ERP, платформы автоматизации документооборота, электронные архивы, а потом проверьте, есть ли стандартная интеграция с ними у оператора ЭДО.
Хорошая возможность проверить продукт оператора — протестировать его в демо-версии. Вместе с сотрудниками поработайте в системе, обращайте внимание на время отклика программы, сложность интерфейса, удобен ли процесс поиска, отправки и согласования документов.
Роуминг позволяет обмениваться документами между компаниями, использующими разные системы ЭДО. Важно выяснить, с кем из операторов настроен роуминг, как он работает (автоматический или автороуминг), есть ли аннулирование ошибочных документов.
Чем шире поддержка роуминга, тем проще вам будет работать с разными контрагентами.
Мнением о работе российских операторов ЭДО и их продуктах поделились Алена Яковлева, основатель и управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании ГК «РосКо», и Сергей Кирюшкин, советник генерального директора — начальник удостоверяющего центра «Газинформсервис».
Алена Яковлева
«Операторы ЭДО помогают повысить эффективность бизнес-процессов и гарантируют надежность обмена документами между компаниями и госорганами. Правильный выбор системы позволяет сократить издержки и ускорить документооборот.
Лидеры рынка, «СКБ Контур» и «Тензор» (система Saby), предлагают универсальные решения. Более простые системы подходят для субъектов МСП. Крупные корпорации скорее предпочтут «Сберкорус» или «Калугу Астрал», благодаря безопасности и возможностям интеграции. Каждый оператор в реестре ФНС обеспечивает высокий уровень безопасности и интеграции».
Сергей Кирюшкин
«Важным критерием при оценке оператора является роуминг. Чем больше контрагентов у вашей компании, тем важнее, чтобы оператор поддерживал обмен документами с другими операторами ЭДО. На сегодняшний день наибольшее распространение получила технология роуминга, которая обеспечивается ассоциацией РОСЭУ (Ассоциация разработчиков и операторов систем электронных услуг) и признана в качестве стандарта де-факто как операторами ЭДО, так и регулятором в области ЭДО — ФНС России.
Еще момент — трансграничный ЭДО. Если вы работаете, например, с Китаем, Беларусью или Казахстаном, убедитесь, что оператор умеет проверять иностранные подписи. Особенно важным критерием является четкость и корректность реализации функционала электронной подписи. Удобно для пользователя, но при этом правильно должны быть реализованы функции подписания и проверки электронной подписи. Сейчас активно применяются все три вида ЭП: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная ЭП.
Насколько корректно оператор ЭДО реализует это встроенными функциями, может позволить оценить испытательная лаборатория, которая проведет оценку корректности встраивания этого функционала. Или можно использовать сертифицированные средства ЭП как отдельное встраиваемое решение».
Алена Яковлева и Сергей Кирюшкин помогли ответить на популярные вопросы об операторах ЭДО.