Хотя слова «внешнеэкономическая деятельность» слышал, наверное, каждый, не все ясно представляют, что это такое и какие подводные камни могут быть в этом рискованном деле. Вместе с профильным экспертом расскажем, на что стоит обратить внимание начинающим бизнесменам.
Подводных камней в этой сфере предостаточно. Наряду со всеми рисками обычного, рублевого бизнеса, внешнеторговый дополнен возможностью резкого изменения цены валют, контролем государства и банков за платежами, и, наконец, таможенной и санкционной политикой иных государств.
Хотя небольшие внешнеторговые сделки, по сути, совершал почти каждый (например тот, кто заказывал вещи в зарубежных интернет-магазинах), правила ведения дел для бизнеса и обслуживание внешнеэкономической деятельности предприятий существенным образом отличаются, и мало того, еще и подвержены постоянным изменениям, что надо отслеживать и учитывать.
Внешнеэкономическая деятельность связана с экспортом или импортом товаров или услуг, если эти товары пересекают таможенную границу России. Кроме того, под ВЭД понимают и любые другие коммерческие отношения с зарубежными партнерами, связанные с движением денег товаров и услуг.
На первый взгляд, все просто. Товары пересекают две таможенные границы с разным таможенным режимом и разными законами, а по пути могут, в режиме транзита, попадать под законодательство стран-транзитеров и правила международных перевозок. Кроме двух таможенных законодательств, оба из которых обязательны, вы находитесь под оком валютно-экспортного контроля (и у себя, и в стране–партнере), под наблюдением органов следящих за признаками финансирования терроризма, под неусыпным оком фито-санитарного контроля. В некоторых случаях бизнесмен может попасть и под международные санкции, а также под законодательство об отмывании доходов, полученных преступным путем. Разумеется, хороший банк не единственный в списке организаций, которые могут оказать содействие малому и среднему бизнесу. К ним также относятся таможенные брокеры, страховые фирмы и международные перевозчики, но именно банк играет здесь решающую роль.
Основные виды ВЭД:
Очень важным также является такой вид ВЭД, как временный ввоз. Если нужно ввезти на территорию страны получателя образцы оборудования, например, для участия в конференции или выставке, либо для демонстрации покупателю. Это один из самых сложных элементов ВЭД. Но о нем стоит помнить. Особенно если у вас дорогое и сложное оборудование.
Это режим особого контроля. Пошлины за этот товар будут лежать на депозите таможни, пока вы не вывезете товар домой. Многие видели возле номера на фуре значок TIR (Transports International Routiers, «Международные дорожные перевозки»). Это значит, что опломбированная фура может ехать по территории другого государства и пересекать границу без уплаты таможенной пошлины в точке пересечения границы. А пошлины будут уплачены только в государстве получателе груза. Товар по временному ввозу обязательно поедет под грифом TIR.
Но TIR не обязательно для временного ввоза, это режим, в котором ваш груз поедет в опломбированной машине или контейнере на другой конец мира.
Также различают экспорт, импорт и реэкспорт — ввоз товаров, их вывоз, и ввоз с последующей продажей иностранному партнеру, а также толлинг — переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции за рубеж. Это особый таможенный режим позволяющий оптимизировать платежи. Закон определяет переработку на таможенной территории как таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок.
Таможенный режим импорта называется в современных документах: «Выпуск товаров для внутреннего потребления», а экспорт так и остался просто экспортом. Кроме того, к основным таможенным режимам относится: Международный таможенный транзит, когда товар ввозится, а затем вывозится с территории РФ без уплаты таможенных платежей.
Безусловно, к основным режимам для малого и среднего бизнеса относятся: экспорт, импорт и транзит. В целом, различных таможенных режимов около двух десятков, и из них не менее половины применяются в практике малого бизнеса. При этом, на практике основные объемы экспорта проходят через крупные компании, способные выйти на международные рынки, а вот в сфере импорта доля и количество малых торговых фирм вполне заметна.
Функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта реализуются в стране по решению государства акционерным обществом «Российский экспортный центр», акционерным обществом «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком и их дочерними хозяйственными обществами. Отдельные функции поддержки экспорта несут и структуры Таможенного Союза. Так АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) — это государственный институт поддержки не сырьевого (промышленного) экспорта, предоставляющий российским экспортерам широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки.
В группу Российского экспортного центра также интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР»), которые оказывают содействие экспортно-ориентированным компаниям. РЭЦ работает со всеми экспортерами не сырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений, оказывая поддержку на любом этапе экспортной деятельности от задумки экспортной поставки до постконтрактного обслуживания, в том числе по каналам электронной коммерции. Один из его проектов, например, поддерживает продажи товары из России на зарубежных площадках интернет–торговли и интересен даже самым микроскопическим семейным бизнесам. Примерно 80% клиентов РЭЦ являются представителями малого и среднего бизнеса, но если вы совсем малый то, возможно, вам лучше использовать в этом случае ресурсы объединений предпринимателей. Также не лишним будет почитать «Учебное пособие для начинающих экспортеров» на сайте нашей Таможенной службы, где для вас есть целый раздел «Поддержка экспорта».
В ВЭД достаточно разобраться в правилах игры. Нормы Incoterms очень четко описывают на каком этапе поставки и кто отвечает за груз. Как передается ответственность, где, кто отвечает за доставку, кто за страховку. Всем, кто пытался заказать что-то в Китае, знаком термин FOB, Free on Board — доставка до борта судна включена в стоимость.
Но условия поставки не единственное, что надо знать при работе с ВЭД. Стоит в своем банке узнать как работает аккредитив. Очень удобный инструмент гарантии поставки. Поставщик не получает деньги до момента получения товара покупателем. Но и покупатель не может отозвать деньги без согласования с поставщиком и банком.
Также стоит изучить коды ТНВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности). Коды позволяют очень четко классифицировать товар: что везем, к какой категории относится товар, какие на него пошлины.
Инструменты и партнеры для работы с ВЭД:
Это базовые инструменты для работы с ВЭД. Но важно помнить, что в каждой стране свои условия таможенной очистки. И в большинстве случаев для ввоза товара нужна компания резидент страны получателя. Поэтому при экспорте лучше найти хорошего представителя в стране, в которую везем товар. Или, если ресурсы позволяют, открыть представительство, а может и дочернюю компанию.
Сейчас существуют инструменты, позволяющие полностью весь процесс декларирования и таможенных платежей делать самостоятельно. Но на начальных этапах работы с ВЭД рекомендуем использовать проверенных брокеров и банки.
Выбор банка — это очень важный этап. Можно по незнанию нарушить валютное законодательство, просто не вовремя подав документы. Или вписав неверные сроки поставки и оплаты, которые тоже прописаны в законе.
Все что связано с логистикой в применении к ВЭД сразу становится очень важным. Сколько палет входит в фуру? А каких палет? Европалет или индустриальных? А какая высота палеты? А если они низкие, то они «stackable» (можно ли поставить один на другой без риска раздавить нижний). А если везем самолетом, то, как рассчитать объемный вес. А допустим ли перегруз с одной машины на другую? Все эти моменты нужно иметь ввиду. И хороший логистический партнер — это не менее важно, чем хороший банк.
Для полноценной работе с ВЭД вам потребуются несколько партнеров и провайдеров услуг.
В первую очередь надежный специализированный банк. Который поможет соблюдать все тонкости валютного законодательства и предложит хороший курс конвертации. Клиентоориентированность и профессионализм менеджера, небольшая дистанция от него до дирекции помогут решить насущные и сложные вопросы.
Также вам потребуется хороший профессиональный брокер. Это может быть как организация, так и грамотный фрилансер. Сейчас есть большое количество специализированных компании и вольных профессионалов, которые помогут вам правильно оформить документы. Корректно подобрать коды и подать декларацию.
Для этого вам нужно будет получить ЭЦП для таможенной деятельности и купить пакет обслуживания. Обычно он состоит из фиксированного количества деклараций и действует ограниченное время.
Стоит озаботится поиском транспортной компании. Здесь выбор широк и зависит от того каким видом транспорта вы планируете пользоваться. Морские контейнерные перевозки сильно отличаются от авиадоставки.
На популярные вопросы по теме ответил Владислав Лобзин, предприниматель в сфере ВЭД.