В стоп-лист платежные карты попадают, когда у пользователя есть задолженность по оплате проезда в общественном транспорте. Рассказываем, как убрать карту из стоп-листа в 2025 году.
Сегодня жители России все реже используют наличные деньги для оплаты 1, в том числе и за проезд в общественном транспорте. Валидаторы и бесконтактные терминалы у кондукторов в автобусах, маршрутках и трамваях все шире внедряются по стране. Иногда, прикладывая банковскую карту, на экране устройства приема платежей может высветиться уведомление: «Карта в стоп-листе» или ему подобное. Оплата не проходит и чтобы все заработало, нужно предпринять несколько шагов. Вместе с экспертом объясним, что делать, чтобы вывести банковскую карточку из стоп-листа и почему она может попасть в «черный список».
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Стоп-лист — это список банковских или транспортных карт, которые компания-перевозчик внесла в особый электронный реестр. В него попадают карточки, с которых во время прошлых поездок перевозчик (это может быть частная или муниципальная организация) не смог списать деньги за проезд. Тем самым пассажиру как бы сигнализируют: «Ранее вы не оплатили билет, погасите долг». Если попытаться оплатить проезд картой, которая находиться в стоп-листе, валидатор ее не примет. У каждой транспортной системы может быть свой «черный список» карточек.
Собрали всю важную информацию в таблицу.
| Кто ведет стоп-листы | компании-перевозчики |
| Когда банковская карта попадает в стоп-лист | если перевозчик не смог ранее списать с нее деньги за проезд |
| Причины попадания банковской карты в стоп-лист | на балансе было недостаточно средств, технический сбой при списании, проблемы с банковской картой (повреждена, истек срок действия, не поддерживает бесконтактную оплату) |
| Сумма долга для включения банковской карты в стоп-лист | любая — это может быть и 1 рубль, важен сам факт пропущенной оплаты за проезд |
| Как узнать, что карта попала в стоп-лист | в личном кабинете пассажира на транспортном портале своего города, в банковском приложении (статус нужной операции — «отклонена») |
| Время вывода банковской карты из стоп-листа | зависит от компании-перевозчика, обычно от 1 до 30 дней |

Главная причина попадания платежной карты в стоп-лист — с нее не смогли списать деньги в счет оплаты проезда в одну из прошлых поездок пользователя. Разберем на примере. Человек спустился в метро, приложил карточку к турникету, створки распахнулись и он прошел к поезду. К концу дня в метрополитене увидели, что деньги за поездку так и не поступили. Тогда перевозчик решает внести карту в стоп-лист.
Возникает закономерный вопрос: почему аналогичные ситуации не происходят, например, в магазинах. Все дело в специфике оплаты проезда. Деньги с карты не списываются сразу, обработка платежа может занимать как несколько часов, так и дней. Это связано с тем, что платят пассажиры часто и много. Чтобы не обрабатывать каждую транзакцию, система предпочитает «подкопить» их и провести разом.
К тому же в транспорте (особенно, курсирующем по региону) иногда бывают тарифные зоны. Например, проехать от города А до деревни Б стоит 50 рублей, а до поселка В — 70 рублей. В таких поездках пассажиров просят прикладывать карту при входе и выходе, чтобы зафиксировать точку выхода. Эти платежи обрабатываются системой не моментально.
У некоторых банковских клиентов в приложении сразу отображается цена поездки в истории трат. У других — может вообще не отображаться, пока не пройдет платеж, а у третьих — показываться сумма в 1 рубль, которая по мере обработки превратиться в цену поездки.
Пока есть временная задержка между оплатой проезда и реальным списанием денег с карты, на ней могут:
Итог один: компания не сможет получить деньги с пассажира, поэтому заносит его карту в стоп-лист. Обычно перед этим перевозчик пытается несколько раз списать деньги за проезд. Но если на счете недостаточно средств, то вносит карту в «черный список».
Не всегда есть возможность проверить заранее, попала ли ваша карта в стоп-лист: чаще всего об этом узнают в момент следующей поездки, когда на терминале появится уведомление. Однако вы можете периодически проверять свои траты в мобильном приложении банка и смотреть, отображается ли там спустя два-три дня оплата проезда. Если вы платили, а записи об этом нет или рядом с платежом написано «Отказ», «Операция отклонена» — карта могла попасть в стоп-лист.
Уточним, что в населенных пунктах России работают разные транспортные компании. Кроме того, в одном городе разные виды транспорта могут обслуживать разные фирмы. Автобусы — одна компания, троллейбусы — вторая, маршрутки — третья. Есть и такие примеры: электрички в одном регионе могут принадлежать разным юридическим лицам (особенно знакома эта ситуация жителям Москвы и Центральной России). Поэтому у каждого перевозчика могут быть свои требования к выводу карты из стоп-листа, но в целом в 2025 году алгоритм следующий.
Положите на счет сумму, которая полностью покрывает долг за поездку. Далее проверяйте списания с карты в истории трат через мобильное приложение. Велика вероятность, что перевозчик спишет долг и выведет карту из стоп-листа сам. Если карта по-прежнему заблокирована или прошло больше месяца, тогда переходите к следующим шагам.
Эта компания, которая взимает деньги за оплату и обслуживает тот вид транспорта, на котором передвигался пассажир-должник. Можно воспользоваться поисковиком в браузере, спросить у кондуктора, водителя или посмотреть информацию в самом транспорте.
Либо в его мобильное приложение. Найдите там личный кабинет пассажира или раздел для вывода карт из стоп-листа. Далее нужно указать номер карты — система проверит его и покажет сумму долга, а затем предложит оплатить. У некоторых перевозчиков сайты не позволяют проверять долги пассажиров. В этом случае нужно приехать в компанию (иногда в депо, подробный адрес узнавайте у перевозчика) и погасить долг лично.
Обычно, он занимает меньше суток — когда по прошествии смены администрация обновляет информацию в платежных терминалах. Но иногда процесс затягивается на недели.
Советами поделилась эксперт сферы финансов и финансовой грамотности Евгения Поповская.
«Транспортный стоп-лист — база карт, по которым не списалась оплата за проезд и образовалась задолженность. Помните, что блокировка действует только на транспорт, остальные операции работают.
В стоп-лист чаще всего попадают карты с недостаточным балансом в момент списания платежа. При этом между поездкой и списанием средств есть задержка. И даже если во время поездки на карте были деньги, к моменту фактического списания их может не хватить — карта автоматически блокируется. Поэтому главная рекомендация — всегда пополняйте баланс заблаговременно.
Перевозчик вправе обратиться за взысканием долга с пассажира в суд. Однако на практике из-за 40-60 рублей это экономически нецелесообразно, поэтому карту блокируют, чтобы мотивировать человека оплатить проезд
Для вывода банковской карты из стоп-листа необходимо полностью погасить задолженность за поездку. Это можно сделать в личном кабинете на сайте перевозчика или обратившись в банк и попросив повторить платеж».
Попросили Евгению Поповскую разобрать ряд ситуаций, которые возникают при оплате проезда безналичным способом.
Источники