Граждане могут столкнуться с ситуацией, когда купленное лекарство не устраивает, и его желательно вернуть в аптеку. Но сделать это бывает не просто. Вместе с экспертом подготовили пошаговый механизм возврата лекарств в аптеку в России в 2025 году.
В отечественном законодательстве существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют процесс возврата приобретенных лекарственных средств. Это следующие законы:
Если товар некачественный, то возврат вполне возможен, а вот если купленное лекарство не подходит по другим параметрам, то вернуть деньги будет сложнее. Проанализируем основные ситуации, с которыми сталкивается потребитель, и алгоритм, помогающий ему обменять лекарство либо компенсировать потраченные средства.
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Представим в таблице наиболее важные сведения.
| Возврат качественных лекарств | Невозможен в большинстве случаев |
| Возврат некачественных препаратов | Возможен при наличии несоответствия требованиям качества |
| Возврат по вине фармацевта | Возможен при установлении некорректных действий фармацевта |
| Возврат медицинского оборудования | Невозможен |
| Возврат предметов личной гигиены | Невозможен |
| Возврат витаминов | Невозможен |
| Куда обращаться с претензией | В аптеку, где было приобретено лекарство |
| Срок рассмотрения претензии | 10 дней |
| Что делать, если в удовлетворении претензии отказали | Обратиться в Роспотребнадзор или с исковым заявлением в суд |

Возврат приобретенных товаров в аптеку обладает своей спецификой. В большинстве случаев качественные лекарства вернуть не получится, однако, есть исключения.
Если покупатель приобрел препарат, а затем узнал, что он вызывает аллергию, имеет побочные эффекты или противопоказания. В таком случае можно предпринимать действия по возврату средств, особенно, когда лекарство приобреталось по совету работника аптеки без рецепта. Аналогичная ситуация имеет место, когда лекарства покупаются дистанционно. Клиент вправе отказаться от доставленного качественного препарата до оплаты заказа.
В аптеку можно вернуть некачественные лекарства. Несоответствия требованиям качества выражаются в следующем:
Вернуть средства получится также при некорректном обслуживании фармацевтом. К примеру, была допущена ошибка при выборе дозировки, аптекарь не проинформировал покупателя об имеющихся противопоказаниях, по недосмотру был продан не тот препарат.
Нельзя вернуть или обменять следующие товары, приобретенные в аптеке:
Чтобы сделать правильный возврат, необходимо предпринять следующие шаги.
Прежде всего следует определиться с самой возможностью возврата. Должно быть несоответствие требованиям качества препарата или другие условия.
Он подтвердит факт приобретения лекарства и значительно упростит процедуру возврата.
Это нужно сделать как можно быстрее, чтобы повысить вероятность положительного решения. Фармацевту следует четко объяснить причину возврата, предоставить чек и указать на имеющиеся недостатки лекарства. Если аптека не возвращает средства, придется оформлять претензию.
Претензия пишется в свободной форме в двух экземплярах. В ней указываются ФИО и контакты заявителя, название и адрес аптеки, описание лекарства, причина возврата, приложенные документы (чек, инструкция, рецепт), требование о возврате денег, дата и подпись. Один экземпляр подается в аптеку, второй оставляется у себя.
Продавец обязан вернуть средства в течение 10 дней после подачи заявления.
Если работники аптеки отказываются возмещать деньги за лекарства, можно обратиться в Роспотребнадзор или в суд с исковым заявлением. В этом случае вы можете потребовать от продавца не только возврата средств, но и компенсацию морального вреда.

Рекомендациями поделилась Надежда Капустина, профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н.
«Помните, что согласно постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2463, лекарственные препараты включены в перечень товаров надлежащего качества. Соответственно, они не подлежат обмену и возврату, что обусловлено спецификой фармацевтической продукции и требованиями безопасности оборота медицинских изделий. Потребителю необходимо понимать, что возврат возможен исключительно при обнаружении существенных недостатков препарата. При этом бремя доказательства ненадлежащего качества лежит на покупателе, поэтому нужно тщательно документировать все обстоятельства приобретения (сохранять чеки) и последующего хранения купленных медикаментов».
На самые популярные вопросы отвечает Надежда Капустина.
Источники: