Раритетные автомобили по ГОСТу

В 2020 году коллекционеры раритетных автомобилей напряглись. Прошел слух, что такие авто теперь только по ГОСТу, а иначе накажут штрафом или, чего доброго, отберут. «Комсомольская правда» вместе с адвокатом разбиралась в тонкостях нового законодательства. Рассказываем, как признать машину раритетной, каков регламент и что это за новый ГОСТ
Раритетные автомобили по ГОСТу
Раритетные автомобили по ГОСТу. Фото: pixabay.com

В России немало поклонников раритетных авто. Хобби не из дешевых, но коллекционеры кладут жизнь, чтобы восстановить машину в первозданном состоянии, найти оригинальные запчасти и даже вернуть двигатель в рабочее состояние. Потому что одно дело, когда «ласточка» радует глаз в гараже, а другое — сесть за руль и прокатиться на уникальном автомобиле.

Что за новый ГОСТ

Он действует с 1 марта 2020 года. Называется ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Составлять его помогал комитет классических автомобилей Российской автомобильной федерации — ККА РАФ. Стандарт утвердили в конце 2019 года. В нем прописано, по каким критериям машину стоит относить к классической.

— ГОСТ устанавливает требования к безопасности раритетных автомобилей, необходимые для допуска их к движению, а также методы проверки. В документе указаны требования к тормозам, шинам и колесам, фарам, а также пожарной безопасности раритетного автомобиля, — рассказывает адвокат Юлия Кузнецова.

ГОСТ распространяется на:

  • мотоциклы;
  • легковые машины и прицепы старше 30 лет;
  • грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет.
  • Условие — двигатель, кузов или рама, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
  • Раритетные автомобили по ГОСТу делятся на три группы: выпущенные до 1946 года, с 1946 по 1970 и с 1970 года.

ГОСТ — дело добровольное. Владельцы раритетных автомобилей после экспертизы могут получить как статус раритетного, так и классического. Второй — выше. Если у вас есть еще и установленные законом номера (с буквой «К»), то после процедуры такая машина или мотоцикл считаются полноправными участниками дорожного движения.

Как было раньше

В законах нигде не было прописано понятие понятие раритетных или классических автомобилей. Опытные коллекционеры сами определяли — представляет то или иное авто ценность. Поэтому сейчас паспорт или идентификационная карточка станут своего рода сертификатом — этот автомобиль старинный, в хорошем состоянии, близок к оригиналу.

Трудности были и с эксплуатаций таких машин. В авто мире существует документ со сложным названием — технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны правила безопасности, которым должен соответствовать автомобиль. Например, про подушки безопасности, ремни и салон. Но как быть с ретрокарами, не будешь же их переделывать?

Поэтому им решили дать отдельный статус, а заодно прописать, как же правильно проводить экспертизу раритетных автомобилей, чтобы на выходе получался документ единого образца. Раньше таких заключений не делали.

Как признать автомобиль раритетным

Нужно заказать историко-техническую экспертизу. Делает ее эксперт по классическим транспортным средствам. У него должна быть аккредитация Российской автомобильной федерации. . Загвоздка в том, что все они живут в Москве и Подмосковье. Однако готовы работать по видеосвязи. Во время экспертизы специалист изучает конструкцию, технические характеристики и определяет возраст машины. По итогу выдает заключение, что транспортное средство (ТС) можно отнести к классическому (КТС) или раритетному.

Этапы экспертизы:

  • осмотр и идентификация — марка, модель, год выпуска;
  • проверка соответствия требованиям ТС;
  • исследование на предмет изменений конструкции;
  • подготовка заключения и, по желанию заказчика, рекомендации по устранению несоответствий признакам ТС.

По ходу оценки эксперт выставляет штрафные баллы. Неоригинальные запчасти, модификации — все это минусы. Если набралось менее 100 баллов, экспертиза считается успешной. Выдается паспорт КТС или идентификационная карта раритетного ТС в зависимости от типа.

Если авто набирает более 100 штрафных баллов, то заветное звание «классического автомобиля» модель не получит. Однако после реставрации и восстановительных работ можно вновь попытаться попасть в ГОСТ на раритетные автомобили.

Требования

По ГОСТу действуют следующие технические требования для допуска к движению по дорогам общего пользования классических авто:

  • адекватная работа тормозов;
  • исправное рулевое управление, плавный поворот руля по всему диапазону;
  • люфт и деформация рычагов управления не допускаются;
  • пригодные к эксплуатации шины, размеры которых соответствуют колесам;
  • нельзя заменять золотники на заглушки;
  • диски должны быть без повреждений, следов сварки и со всеми болтами;
  • на одной оси шины одинакового размера и идентичным рисунком протектора;
  • исправные фары белого света, которые предусмотрены конструкцией, постоянно работающие габариты.

Популярные вопросы и ответы

Какой порядок ввоза раритетных автомобилей на территорию РФ?

С 1 октября 2020 года начал действовать упрощенный режим. Теперь нужно будет пройти историко-техническую экспертизу и получить сертификат. Для машин, которые ввозят из-за рубежа, нужна была экспертиза безопасности конструкции транспортного средства и установка ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях. Для раритетных автомобилей с паспортом КТС делать этого не нужно.

Порядок регистрации раритетных машин в ГИБДД изменится?

Нет, даже если вы получили паспорт ретроавтомобиля, все равно на машину требуется ПТС. Допускается в электронном виде.

Для чего тогда выдают паспорт КТС, если он не заменяет ПТС?

Это свидетельство, что машина имеет историческую ценность, в ней нет существенных изменений конструкции по сравнению с оригиналом.

Будут ли льготы для владельцев ретроавтомобилей, которые прошли необходимые процедуры?

Никаких сопутствующих законов пока не принято. Но разговоры о льготах идут. Например, по страховке или налогу. Главные лоббисты в этой сфере — Российская автомобильная федерация.

Зачем ввели ГОСТ на раритетные автомобили?

— На мой взгляд, ГОСТ полезен истинным коллекционерам и любителям старины. Так проще отличить автомобиль, который не представляет исторической ценности, — считает адвокат Юлия Кузнецова.

Зачем получать паспорт КТС или карту раритетного автомобиля и обязательно ли это делать?

Получение статуса раритетного или классического транспортного средства для владельцев является добровольным. Этот статус выводит автомобиль из-под действия регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Каких-то отдельных привилегий статус не дает.

У меня есть старая «Волга» или любой другой классический автомобиль отечественного автопрома. Мне нужно проходить экспертизу и получать новый паспорт?

Нет, для таких машин хватит рядового техосмотра после которого можно выезжать на дороги.