Раритетные автомобили по ГОСТу

В 2020 году коллекционеры раритетных автомобилей напряглись. Прошел слух, что такие авто теперь только по ГОСТу, а иначе накажут штрафом или, чего доброго, отберут. «Комсомольская правда» вместе с адвокатом разбиралась в тонкостях нового законодательства. Рассказываем, как признать машину раритетной, каков регламент и что это за новый ГОСТ

Андрей Абрамов
Журналист «КП»
Юлия Кузнецова
Адвокат
В России немало поклонников раритетных авто. Хобби не из дешевых, но коллекционеры кладут жизнь, чтобы восстановить машину в первозданном состоянии, найти оригинальные запчасти и даже вернуть двигатель в рабочее состояние. Потому что одно дело, когда «ласточка» радует глаз в гараже, а другое — сесть за руль и прокатиться на уникальном автомобиле.

Что за новый ГОСТ

Он действует с 1 марта 2020 года. Называется ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Составлять его помогал комитет классических автомобилей Российской автомобильной федерации — ККА РАФ. Стандарт утвердили в конце 2019 года. В нем прописано, по каким критериям машину стоит относить к классической.

— ГОСТ устанавливает требования к безопасности раритетных автомобилей, необходимые для допуска их к движению, а также методы проверки. В документе указаны требования к тормозам, шинам и колесам, фарам, а также пожарной безопасности раритетного автомобиля, — рассказывает адвокат Юлия Кузнецова.
ГОСТ распространяется на:

  • мотоциклы;

  • легковые машины и прицепы старше 30 лет;

  • грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет.

  • Условие — двигатель, кузов или рама, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.

  • Раритетные автомобили по ГОСТу делятся на три группы: выпущенные до 1946 года, с 1946 по 1970 и с 1970 года.

ГОСТ — дело добровольное. Владельцы раритетных автомобилей после экспертизы могут получить как статус раритетного, так и классического. Второй — выше. Если у вас есть еще и установленные законом номера (с буквой «К»), то после процедуры такая машина или мотоцикл считаются полноправными участниками дорожного движения.

Как было раньше

В законах нигде не было прописано понятие понятие раритетных или классических автомобилей. Опытные коллекционеры сами определяли — представляет то или иное авто ценность. Поэтому сейчас паспорт или идентификационная карточка станут своего рода сертификатом — этот автомобиль старинный, в хорошем состоянии, близок к оригиналу.

Трудности были и с эксплуатаций таких машин. В автомире существует документ со сложным названием технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны правила безопасности, которым должен соответствовать автомобиль. Например, про подушки безопасности, ремни и салон. Но как быть с ретрокарами, не будешь же их переделывать?

Поэтому им решили дать отдельный статус, а заодно прописать, как же правильно проводить экспертизу раритетных автомобилей, чтобы на выходе получался документ единого образца. Раньше таких заключений не делали.

Как признать автомобиль раритетным

Нужно заказать историко-техническую экспертизу. Делает ее эксперт по классическим транспортным средствам. У него должна быть аккредитация Российской автомобильной федерации. Во время экспертизы специалист изучает конструкцию, технические характеристики и определяет возраст машины. По итогу выдает заключение, что транспортное средство (ТС) можно отнести к классическому (КТС) или раритетному.

Этапы экспертизы:

  • осмотр и идентификация — марка, модель, год выпуска;

  • проверка соответствия требованиям ТС;

  • исследование на предмет изменений конструкции;

  • подготовка заключения и, по желанию заказчика, рекомендации по устранению несоответствий признакам ТС.

По ходу оценки эксперт выставляет штрафные баллы. Неоригинальные запчасти, модификации — все это минусы. Если набралось менее 100 баллов, экспертиза считается успешной. Выдается паспорт КТС или идентификационная карта раритетного ТС в зависимости от типа.

Если авто набирает более 100 штрафных баллов, то заветное звание «классического автомобиля» модель не получит. Однако после реставрации и восстановительных работ можно вновь попытаться попасть в ГОСТ на раритетные автомобили.

Требования

По ГОСТу действуют следующие технические требования для допуска к движению по дорогам общего пользования классических авто:

  • адекватная работа тормозов;

  • исправное рулевое управление, плавный поворот руля по всему диапазону;

  • люфт и деформация рычагов управления не допускаются;

  • пригодные к эксплуатации шины, размеры которых соответствуют колесам;

  • нельзя заменять золотники на заглушки;

  • диски должны быть без повреждений, следов сварки и со всеми болтами;

  • на одной оси шины одинакового размера и идентичным рисунком протектора;

  • исправные фары белого света, которые предусмотрены конструкцией, постоянно работающие габариты.

Популярные вопросы и ответы

Какой порядок ввоза раритетных автомобилей на территорию РФ?

С 1 октября 2020 года начинает действовать упрощенный режим. Нужно будет пройти историко-техническую экспертизу и получить сертификат. Для машин, которые ввозят из-за рубежа, нужна была экспертиза безопасности конструкции транспортного средства и установка ЭРА-ГЛОНАСС — система экстренного реагирования при авариях. Для раритетных автомобилей с паспортом КТС делать этого не нужно.
Порядок регистрации раритетных машин в ГИБДД изменится?
Нет, даже если вы получили паспорт ретроавтомобиля, все равно на машину требуется ПТС. Допускается в электронном виде.
Для чего тогда выдают паспорт КТС, если он не заменяет ПТС?
Это свидетельство, что машина имеет историческую ценность, в ней нет существенных изменений конструкции по сравнению с оригиналом.
Будут ли льготы для владельцев ретроавтомобилей, которые прошли необходимые процедуры?
Никаких сопутствующих законов на 2020 год не принято. Но разговоры о льготах идут. Например, по страховке или налогу. Главные лоббисты в этой сфере — Российская автомобильная федерация.

Зачем ввели ГОСТ на раритетные автомобили?

— На мой взгляд, ГОСТ полезен истинным коллекционерам и любителям старины. Так проще отличить автомобиль, который не представляет исторической ценности, — считает адвокат Юлия Кузнецова.

Зачем получать паспорт КТС или карту раритетного автомобиля и обязательно ли это делать?

Получение статуса раритетного или классического транспортного средства для владельцев является добровольным. Этот статус выводит автомобиль из-под действия регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Каких-то отдельных привилегий статус не дает.
У меня есть старая «Волга» или любой другой классический автомобиль отечественного автопрома. Мне нужно проходить экспертизу и получать новый паспорт?
Нет, для таких машин хватит рядового техосмотра после которого можно выезжать на дороги.
Это интересно
Как проверить автомобиль перед покупкой
Вы решили приобрести автомобиль, но на новый не хватает денег? Тогда придется присмотреться к подержанному. Чтобы не столкнуться с проблемами уже после покупки, нужно тщательно проверить его, как технически, так и юридически перед сделкой
Фото на обложке: globallookpress.com

А вам нравятся раритетные авто? Как вы относитесь к новым правилам? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda