Как открыть клининговую компанию с нуля

Собственный бизнес - мечта многих, но есть много нюансов, которые стоит учитывать, решаясь создавать собственное дело. Рассказываем, на что обратить внимание, если вы хотите открыть клининговую компанию с нуля

ОЛЕГ ПОПОВ
Основатель ГК «Кристанваль», член правления Ассоциации клининговых и фасилити операторов

Пошаговая инструкция по открытию клининговой компании

Виды клининговых компаний

Все клининговые компании можно разделить на два больших лагеря — одни работают с частной, другие с коммерческой недвижимостью. Если вы хотите открыть свою клининговую компанию, для начала определитесь, к какому лагерю вы хотите примкнуть. В первом случае ваши сотрудники будут убирать квартиры, частные дома, гаражи, придомовую территорию, то есть частную собственность. Такой вид взаимоотношений между заказчиком и исполнителем называют b2c (business to customer). Во втором случае — торговые и бизнес-центры, медучреждения, заводы и т.д. Надо сказать, что ниша b2c в России далека от насыщенности по сравнению с Западом. Сравните: в Европе и США пользуются услугами клинеров около 35% владельцев частной недвижимости, а в России этой процент составляет не больше 10. Лидируют, конечно, Москва и Санкт-Петербург. Объем рынка клининга в сегменте b2c по итогам прошлого года составил около 2 млрд рублей.
Рынок клининга в сегменте b2b (business to business), к которому принадлежит и моя компания, до прошлого года показывал внушительные темпы роста — около 30% в год. Все изменилось с приходом налоговиков в эту сферу бизнеса. ФНС поставила клининговым компаниям строгий ультиматум: либо они переходят на «белую» сторону и платят все налоги, либо они прекращают существование. Если раньше доходность бизнеса могла достигать 300%, то с учетом новых реалий она колеблется на уровне 5-7%. Но и выручка здесь совершенно другая. За прошлый год компании в сфере профуборки заработали порядка 380 млрд рублей.

И все же на начальном этапе я советую оказывать услуги физическим лицам. Рынок профессионального клининга уже давно занят крупными игроками, с которыми на первых порах точно не получится соперничать.

Система регистрации и перечень документов

Регистрация юрлица в клининге ничем не отличается от других сфер бизнеса. Если ваш бизнес будет нацелен на коммерческую недвижимость с большими оборотами, то для вас самым подходящим вариантом будет открытие юрлица в виде общества с ограниченной ответственностью (ООО). Вам нужно прийти в налоговую инспекцию по месту постоянной регистрации, написать заявление о регистрации, предоставить ксерокопии паспорта и ИНН. Также нужно будет оплатить госпошлину — 4 тыс. рублей. Но есть и другой вариант: подайте документы в электронном виде через портал «Госуслуги» и вам вообще ничего не придется платить. Такое новшество ввели только с начала этого года.

Отмечу еще один важный нюанс. Если вы планируете работать с физическими лицами, лучше регистрировать ИП. Процедура несколько проще, госпошлина либо 800 рублей, либо отсутствует, если подача документов происходит в электронной форме. У Вас должно быть заявление, уведомление о переходе на УСН, квитанция об оплате госпошлины, оригинал и ксерокопия паспорта. УСН — это упрощенная система налогообложения. Я рекомендую выбирать именно ее, потому что в этом случае налоги составят всего 6% в год от дохода. Но есть серьезный минус — вам будет не доступно кредитование в качестве индивидуального предпринимателя.
Приготовьтесь к тому, что нанять хороший персонал будет непросто. Фото: pixabay.com

Выбор места размещения

Если мы говорим о небольшой компании, занимающейся уборкой квартир, вам будет достаточно небольшого помещения примерно в 40-70 кв. м. Сразу обращу ваше внимание: квартиры совершенно не подходят для офиса. Во-первых, из-за неподходящей планировки, потому что вам придется отделить рабочие места от складских запасов и оборудования. Во-вторых, арендодателю вряд ли понравится такая высокая проходимость его квартиры. И соседи будут тоже не в восторге. Лучше арендовать под офис либо первые этажи в жилых домах, которые переведены в статус коммерческих помещений, либо открыться в бизнес-центре. При этом ваша локация совершенно не имеет значения, ведь услуги оказываются у заказчика. Рекомендую выбирать именно аренду, а не субаренду. Вся разница в том, что при субаренде вы снимаете помещение у лица, которое, в свою очередь, снимает его у владельца. И если они решат расторгнуть договор, вам придется искать новое помещение. И зачастую это происходит в неподходящее время и совершенно неожиданно.

Заказ оборудования и покупка расходных материалов

Итак, компания зарегистрирована, помещение найдено. Самое время закупить средства для уборки. Покупайте только профессиональные химические средства и инвентарь. Обычные гели, аэрозоли, порошки из ближайшего магазина не подойдут. Иначе в чем разница между вашим клинером и заказчиком уборки? Магазинной бытовой химией он самостоятельно может убрать квартиру. От вас он ждет качество и знание дела. Вам понадобятся средства, расходники и инвентарь для разных типов уборки в зависимости от загрязнений и поверхности. В этом вам помогут менеджеры по продажам компаний-поставщиков. Лучше всего, если у каждого уборщика будет свой комплект для клининга.
На начальном этапе лучше оказывать услуги физическим лицам. Фото: pixabay.com

Найм персонала

Приготовьтесь к тому, что нанять хороший персонал будет непросто. Хорошая уборка — это не просто протереть тряпкой полы и почистить сантехнику. Разместите вакансию на популярных ресурсах по поиску персонала, дайте объявление в газеты по поиску работы или воспользуйтесь услугами кадровых агентств. Вы можете рассчитывать примерно на 200 откликов, из них толковых и профессиональных сотрудников у вас будет в лучшем случае пять. Но вам больше и не нужно на первых порах. Имейте в виду, вам подойдут только сотрудники с опытом. Если вы новичок в этом бизнесе, вы просто не сможете самостоятельно обучить нанятых сотрудников. Помимо собственно клинеров вам надо нанять менеджера по работе с клиентами, который будет обрабатывать заявки и решать спорные ситуации. Впоследствии можно будет взять в штат еще несколько клинеров, менеджера по продажам и офис-менеджера. А вот бухгалтера держать в штате совсем не обязательно. Можно найти специализированную компанию или фрилансера. Они будут вести бухучет вашей фирмы.

Как привлечь первых клиентов

Как известно, реклама — двигатель торговли. Сделайте сайт либо самостоятельно на бесплатных платформах (например, Tilda), либо закажите у разработчиков. Главное, чтобы на сайте была возможность заказа, обратного звонка, формы обратной связи. Заведите странички в Одноклассниках, ВКонтакте и Facebook. Помните, что долго обрабатывать заявки нельзя: заказчики уйдут к конкурентам.
Следующий шаг по привлечению клиентов — реклама в интернете, причем как в соцсетях, так и в поисковой выдаче. В этом вам помогут Яндекс.Директ и Google Adwords. Не рекомендую осваивать самостоятельно, лучше доверить настройку рекламы маркетинговому агентству. Когда заявок наберется достаточно, о вашей компании будет говорить не только реклама, но и сарафанное радио. И на этом этапе ваша задача — показать себя профессионалами и правильно работать с негативом, если он появится.

Распространенные ошибки

Из года в год число клининговых стартапов стабильно растет. Хорошо, что эта отрасль бизнеса привлекательна, но очень часто предприниматели ошибаются при расчетах порога входа. Если у вас есть, допустим, 200 тыс. рублей, и вы хотите их куда-то инвестировать, то клининг вам точно не подойдет. В этом и состоит большая ошибка неопытных бизнесменов. Они считают, что такой суммы будет достаточно, потому что это несложная, на первый взгляд, работа. Сделаем простой сайт, купим швабру и пылесос, и от клиентов не будет отбоя. Но это совсем не так. Придется потратиться на хороший инвентарь и расходники, обучение персонала, техподдержку сайта, маркетинг.

Еще один неочевидный просчет — не позаботиться о страховании ответственности. В моментах, когда ваш сотрудник действительно виноват, она вас очень выручит.
Это интересно
Как открыть салон красоты с нуля
О собственном деле мечтаем если не все мы, то, во всяком случае, многие из нас. Один из наиболее рентабельных вариантов — открытие салона красоты

Сколько стоит открыть клининговую компанию

На все расходы, о которых я писал выше, вам понадобится не менее 700 тыс. рублей до выхода на точку безубыточности. Учтите, что это затраты не в месяц, а за период, пока вы не вернете вложенные деньги. Обычно на это уходит порядка шести месяцев. Дальше ваш бизнес начнет приносить прибыль, которая сильно варьируется в зависимости от города. В мегаполисах она значительно выше — около 270-300 тыс. рублей, в областных центрах — примерно 100 тыс. рублей, но это усредненные значения. Если вы все грамотно сделали на первых этапах, обязательно придет время пожинать плоды трудов. И я желаю вам, чтобы они превосходили ваши ожидания.
Материал подготовлен Юлией Стешиной.

А вы бы открыли клининговую компанию?

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda