Бизнес, связанный с животными, приносит немало позитивных эмоций. Вместе с зооинженером Анастасией Калининой, работающей в зооиндустрии более 30 лет и открывшей множество зоомагазинов, мы подготовили пошаговую инструкцию по открытию зоомагазина с нуля в 2025 году.
Продажа зоотоваров — один из самых рентабельных видов бизнеса в розничной торговле. Для того, чтобы открыть зоомагазин с нуля, потребуется минимальное количество разрешений в отличии от продажи продуктов питания, непродовольственных товаров, аптечного или цветочного бизнеса. Вместе с зооинженером Анастасией Калининой, работающей в зооиндустрии более 30 лет и открывшей множество зоомагазинов, подготовили пошаговую инструкцию по открытию зоомагазина с нуля.
Практически в каждой второй семье в России, есть какое-либо домашнее животное. В период пандемии коронавирусной инфекции увеличился спрос на собак. Товары для животных, по прибыльности стоят на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. Многие любители животных сначала предпочтут купить корм для домашнего любимца, а потом уже позаботятся о себе.
Так как в торговле зоотоварами уже давно появились крупные сетевые игроки ( особенно в мегаполисах) , которые постоянно открывают новые точки торговли, причем не только зоосупермаркеты с площадью более 100 кв. м., но и небольшие магазины в спальных районах с продажей корма на розвес, также в любом крупном гипермаркете есть отделы товаров для животных , то необходимо очень серьезно подойти к ассортименту товаров нашего магазина. Существует даже такой термин — корм для супермаркета, к ним относятся товары для животных с агрессивной рекламой в СМИ.
Для регистрации небольшой торговой точки по продажам товаров для животных, достаточно зарегистровать ИП, открытие ООО совершенно не обязательно. Так как самозанятым нельзя нанимать сотрудников, то и магазин они открыть не могут.
Необходимо арендовать или приобрести помещение, затем получить разрешение Роспотребнадзора и пожарной инспекции (по ее требованиям в помещении должен быть пожарный выход), также необходимо при наличии животных справки на них, сертификаты на продукцию, у сотрудников должны быть медицинские книжки (осмотр всех врачей и прививки, каждые 2 года обновление), важно постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников. У магазина должна быть вывеска с номером телефона, уголок потребителя с телефонами вышестоящих инстанций, план эвакуации, небольшое складское помещение.
Можно скооперироваться и открыть зоомагазин при ветклинике, фитнес зале для животных или груминг-салоне, также при продаже большей части ветеринарных препаратов требуется ветеринарная лицензия. Если наценка на корма и наполнители составляет около 20-30 %, то на овес, одежду для животных и амуницию, а также животных принятых от населения, наценка может составлять до 100%. При открытии также должны быть заключены договоры о проведении дезинфекции сертифицированными дезинфекторами, договор о вывозе мусора и о материальной ответственности сотрудников.
Стоит ориентироваться и на сезонный ассортимент, распределять рекламный бюджет в соответствии с временем года, с выходными днями и праздниками. Мы не рекомендуем новичкам заниматься этим, так как вам необходимо будет не только оплатить лицензию, но и нанять в штат сотрудников ветеринарного врача. Квалифицированный ветеринарный врач не согласится работать на ставку продавца (продавец получает за 12-часовой рабочий день столько же, сколько ветеринарный врач за 1 вызов).
Следовательно, вам придется нанимать начинающего выпускника не обладающего соответствующей квалификацией и опытом, а отпуск ветеринарных препаратов может осуществлять только ветеринарный врач. Существуют ветеринарные препараты, не требующие лицензирования, которыми можно довольствоваться (шампуни от блох , витамины и так далее).
Перед открытием зоомагазина в спальном районе необходимо провести небольшое маркетинговое исследование: проанализовать количество потенциальных клиентов (провести анкетирование на дрессировочной площадке или в ветеринарной клинике). Также можно открыть зоотдел в крупном ТЦ, но это должен быть единственный зоомагазин в данном торговом центре, чтобы не допустить конкуренции.
Декоративных грызунов и кроликов можно закупать у населения, но необходимо наличие ветеринарных справок. Птиц и аквариумных рыбок можно закупать только в специализированных фирмах.
Если вы хотите открыть зоомагазин с нуля и не имея опыта, то не начинайте бизнес с торговли животными, особенно декоративными птицами и аквариумными рыбками. Для продажи птиц требуется серьезное ветеринарное сопровождение. У мелких птиц (например, волнистых попугайчиков) достаточно высокий падеж.
Что же касается аквариумных рыбок, то их содержание требует больших вложений: аквариумная стойка, большой расход воды и электроэнергии. При отключении электричества вы рискуете затопить помещение под зоомагазином, что может привести к непредвиденным расходам и конфликтам. Смертность при адаптации аквариумных рыб достигает 70%, аквариуму необходима чистка и долив свежей воды каждую неделю. Этим должен заниматься квалифицированный специалист, которого сложно найти — обычные продавцы не справляются с данными задачами, особенно если мы имеем дело с несколькими аквариумами.
Что касается рептилий, то их приобретают очень редко, также большой расход электроэнергии на подогрев террариума, и сложность ухода, необходим присмотр специалиста-герпетолога, так как эти животные быстро чахнут и теряют товарный вид при плохом уходе за ними. При торговле крупными попугаями , змеями, и крупными ящерицами необходимо соблюдать технику безопасности — неквалифицированный персонал может получить травмы в ходе взаимодействия с ними.
Для открытия зоомагазина большого количества специализированного оборудования не требуется. Вам достаточно купить стеклянную витрину под мелкий и дорогой товар, несколько стеллажей под корма и наполнители, перфорированную панель с крючками для амуниции. Клетки , аквариумы, большие когтеточки можно привозить под заказ (для рекламы достаточно иметь 1-2 и каталог). Производители кормов или косметики для животных часто предоставляют бесплатно фирменные стойки и другое торговое оборудование с логотипами их компании.
Необходимо иметь следующие расходные материалы: маски и перчатки для сотрудников, влажные салфетки и антисептик для рук, туалетную бумагу, бумагу для принтера, бытовую химию для поддержания чистоты и дезинфекции помещения.
В штат небольшого зоомагазина (до 50 кв.м.) должны входить: 1 администратор/заведующий/старший продавец который занимается обработкой документов, приемом товара и при необходимости выходит в торговый зал. 2 продавца (посменно), им можно также доплачивать за уборку помещения. Как правило, самые лучшие продавцы — это женщины средних лет, любящие животных и профессионально занимающиеся их разведением или дрессировкой. Ветеринарное образование не требуется, важны лишь высокая работоспособность, коммуникабельность и пунктуальность.
Рекомендуем заключить договор перекрестных скидок с ближайшими ветеринарными клиниками и дрессировочными площадками. Также стоит вложиться в таргетированную рекламу в социальных сетях, группы, форумы, обсуждения, создание сайта или интернет магазина. Зарегистрировавшимся на вашем сайте или группе, вы можете дарить скидочные карты или другие приятные бонусы. Рекомендуем пригласить ветеринарного специалиста (дрессировщика), чтобы он за небольшую оплату отвечал на вопросы пользователей в социальных сетях.
Также советуем раздачу рекламных листовок со скидками в местах большого скопления людей и проведение промо-акций. Даже если у вас небольшой магазин, вы можете принимать участие в выставках собак и кошек, проводить конкурсы для любителей животных (фотоконкурсы и викторины), выступить спонсором районных мероприятий или спонсировать команду по кинологическим видам спорта.
Новичкам лучше не открывать зоомагазин самообуслуживания, так как это потребует, даже в небольшом помещении, наличие одного или нескольких консультантов в зале и кассира у прилавка.
В так называемом заприлавочном магазине для смены достаточно одного продавца (при работе 2/2 и 10-12 часов). Не рекомендуется продавать корма в развес. По правилам, при продаже даже 100-граммового пакета развесного корма, на нем должна быть этикетка, в которой будет указан состав, срок годности, производитель и рекомендации к кормлению на русском языке. Кроме того, развесной корм очень неприятно пахнет и быстро портится. Корм, который долго находится в открытом пакете, окисляется, прогоркает , выдыхается и теряет свои органолептические качества. В идеале, когда вы открываете мешок корма на развес, вы должны пересыпать его в закрытый контейнер с маркировкой, названием корма, сроком годности. Исключение можно сделать для ходовых марок корма, которые быстро раскупаются, пользуются большим спросом (1 в день).
Статья расходов | Цена, руб. |
---|---|
Помещение 5х10 кв.м. в спальном районе | 35 000 — 60 000 в месяц |
Помещение 5х10 кв.м. в центре города | 60 000 — 85 000 в месяц |
Витрина | 15 000 — 20 000 |
Стеллажи (2 шт.) | 20 000 — 25 000 |
Холодильник | 15 000 — 25 000 |
Сейф | 10 000 — 20 000 |
Кассовый аппарат | 15 000 — 25 000 |
Охранная и пожарная сигнализации | 10 000 — 15 000 |
Камеры видеонаблюдения | 10 000 — 15 000 |
Закупка товара | 600 000 — 1 100 000 |
Зарплата администратора | 50 000 — 60 000 в месяц |
Зарплата продавца-консультанта | 35 000 — 40 000 в месяц + доплата за уборку |