Перевод с платного обучения на бюджет в 2024 году

Такая непростая задача, как перевод с платного обучения на бюджет, вполне посильна многим. Рассказываем, какие правила и условиях для перевода нужно соблюсти и как подготовить заявление в 2024 году

Перевод с платного обучения на бюджет. Фото: pixabay.com
Евгений Венгеровский Директор по развитию цифровой платформы гражданских законодательных инициатив «Инициатор» Максим Максимов Доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова Ольга Путинцева Автор КП

Все абитуриенты мечтают учиться бесплатно, но, к сожалению, количество бюджетных мест в университетах и колледжах ограничено. У тех, кому заветного места не досталось, есть выбор: подождать еще год, пойти в другую образовательную организацию или поступить на платное отделение. Многие выбирают последний вариант, но не знают, что у них есть шанс перейти на бюджет уже во время обучения.

Условия перевода

Перевод с платного на бюджет в 2024 году регламентируется приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 №443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»¹. В приказе нет ограничений для разных форм обучения, а это значит, что переводом могут воспользоваться как очники, так и заочники с вечерниками.

Перевестись на бюджет получится только при наличии свободных мест на соответствующей программе, направлению подготовки и форме обучения нужного курса. Места освобождаются по разным причинам: некоторые студенты сами забирают документы, а некоторых отчисляют за неуспеваемость или проступки. Информацию о вакантных бюджетных местах можно узнавать в деканате или на сайте учреждения: согласно приказу, ее обязаны публиковать не реже двух раз в год. Обычно это происходит после сессий и перед началом нового семестра.

Перевестись можно не только в пределах одной учебной организации. Если в одном ссузе или вузе свободных бюджетных мест нет, существует вариант перехода в другое учебное заведение. При этом неважно, что студент переводится с платного отделения: если есть бюджетные места, об этом сообщат. Но для такого маневра надо подготовить почву: узнать в новом учреждении о наличии вакантных мест, уточнить список документов и какую академическую разницу придется досдать, ведь учебные планы разных образовательных заведений, скорее всего, будут отличаться. Если академическая разница слишком большая, в переводе могут и отказать. Уточнить все эти детали нужно до отчисления из своего вуза или колледжа, а отчисляться следует только тогда, когда перевод уже полностью согласован.

Иначе ситуация складывается для студентов-целевиков, ведь их на обучение направляет конкретная организация, а оплату расходов берет на себя государство. Перед поступлением абитуриент и работодатель заключают договор, где обычно прописывается, что в случае его расторжения абитуриент обязан вернуть затраченные на его обучение деньги. Перевестись с целевого направления на бюджет, не расторгнув договор, не получится, так как деканат просто не примет у студента заявление.

Правила перевода

Для перевода нужно соответствовать нескольким критериям. Во-первых, перевод возможен только на втором и последующих курсах, когда будут сданы как минимум две сессии. Это логично, так как за первый год студент проявляет себя и показывает, что серьезно относится к учебе. Перевестись после первой сессии удастся, только если студент хочет перейти в другой колледж или вуз.

Во-вторых, у студента-платника не должно быть академической задолженности, то есть несданных зачетов и экзаменов, а также долгов по оплате обучения и дисциплинарных взысканий. Если эти условия соблюдены, то перевести могут за успехи в учебе или по семейным обстоятельствам.

Перейти на бюджет за успехи в учебе разрешат учащимся, которые в течение двух семестров до подачи заявления не получили ни одной «тройки» за экзамены, а закрыли сессии на оценки «хорошо» и «отлично».

На перевод по семейным обстоятельствам имеют право разные категории платников: сироты, студенты, потерявшие одного или обоих родителей во время обучения, женщины, родившие ребенка в период учебы. Также к этой группе относятся студенты до 20 лет, у которых есть только один родитель, при условии, что родитель является инвалидом I группы, а среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума в регионе проживания.

Решение о переводе принимает специальная комиссия. Желающих много, поэтому среди них часто проводят конкурсный отбор. Склонить чашу весов в пользу студента помогут дополнительные факторы: участие в общественной жизни колледжа или университета, спортивные достижения, научная деятельность – публикации, участие в конкурсах и конференциях.

Заявление на перевод

Каждое образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки подачи и формат заявления на перевод, поэтому эту информацию лучше уточнить в деканате или на сайте. Там же можно взять и шаблон. Обычно заявления принимают после того, как станет известно количество освободившихся мест, хотя в некоторых учебных заведениях делают исключения для перевода по семейным обстоятельствам: такие студенты могут подавать заявление в течение всего учебного года.

В шапке заявления указывают, кому и от кого оно направлено, а в основной части приводится основание для перевода. К заявлению нужно приложить несколько дополнительных документов: справки, выписки, сертификаты – список всегда зависит от конкретной ситуации. Чаще всего заявление подается лично в деканат, но во многих вузах это можно сделать и через личный кабинет на сайте.

это интересно
Целевое обучение
На какие специальности абитуриенты могут получить направления от предприятий
подробнее

Популярные вопросы и ответы

Положена ли студенту стипендия после перевода с платного обучения на бюджет?

Отвечает Евгений Венгеровский, директор по развитию цифровой платформы гражданских законодательных инициатив «Инициатор», кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.

После перехода на бюджет студенту положено стипендиальное обеспечение, как и всем другим обучающимся на бюджетных местах. Причем студент сможет претендовать на все виды стипендий, которые предусмотрены законом об образовании, например на государственные академическую и социальную стипендии, стипендии Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, именные стипендии, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам и другие.

Возможен ли перевод на бюджет после первого курса?

Да, такая возможность есть. Приказ Минобрнауки говорит нам, что одним из условий перевода является сдача экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо». А первый курс – это как раз два первых семестра обучения, они же в данном случае являются и двумя последними. Важный момент: у образовательной организации ни при каком условии нет обязанности перевести студента на бюджет, даже при наличии оснований, который связаны с инвалидностью или потерей кормильца. Перевод возможен только при наличии бюджетных мест. Если же их нет, то может быть предоставлена 100% скидка на обучение, но эти вопросы регулируются каждой организацией самостоятельно.

Какие документы нужны для перевода на бюджет?

Отвечает Максим Максимов, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Формальный список может отличаться в разных вузах. Но, как правило, это справки об академической успеваемости, внеурочной деятельности (спорт, волонтерство, общественная жизнь вуза), рекомендации от деканата и студенческого совета, заявление соискателя на перевод на бюджет. Кроме того, в ряде случаев рассматриваются справки из государственных органов, например если соискатель из неполной семьи или сирота.
  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 июня 2013 года №443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное». URL: https://edu.ru/documents/view/59753/
КП
Реклама О проекте