Профессия пилот

Его взгляд устремился в небо. Баки заполнены топливом, датчики загорелись яркими огнями, зашумел двигатель. Прозвучал сигнал к взлету. Каково это — быть пилотом?

Алена Геращенко
Журналист
Пилот – это главное звено авиационных кадров. Высокая ответственность, стрессоустойчивость, развитая координация, глубокие познания в области техники – все это свойственно водителю воздушного судна. Любого: и небольшого вертолета, и военного истребителя, и гигантского транспортного самолета. И даже дирижабля. Профессия пилот опасна и, может быть, слишком романтизирована. О них поют песни, пишут книги, снимают кино: песня «Потому, потому что мы пилоты…» известна многим поколениям. Редкий человек не продолжит ее словами «Небо наш, небо наш родимый дом». Из песни слов не выкинешь: первым делом для любого пилота должны быть самолеты. Концентрация внимания на полете, уверенность в каждом движении и знание, что пассажиры или грузы будут точно доставлены в назначенное место в точное время – то, что требуется от пилота.

Описание

Пилот – это тот, кто имеет свидетельство пилота и допущен к управлению воздушным судном. Стать пилотом можно, либо окончив частные курсы (нужно освоить теорию и налетать 40 часов), либо получив соответствующее среднее профессиональное или высшее образование. В первом случае вы становитесь пилотом-любителем, во втором – профессиональным пилотом гражданской авиации.

Какие требования предъявляются к пилотам? Их много – профессия серьезная:

  • Хорошее здоровье

При поступлении в летное училище каждые будущий пилот проходит медицинский осмотр и сдает нормативы. Физическая подготовка должна бы на высоте, зрение в норме, нервы в порядке.

  • Глубокие знания в теории и вместе с тем высоко развитые практические навыки и навыки коммуникации

Чтобы получить свидетельство пилота и допускаться к полетам, нужно сдавать теоретические экзамены, а также время от времени проходить тренинги на пилотажном тренажере. На тренажере осваиваются стандартные схемы полета, обычные и особые маневры (например, во время сбоя оборудования), заходы на посадку в нормальных, особых и аварийных условиях, модель поведения в случае утраты вторым челном экипажа возможности управлять воздушным судном, применение контрольных карт. Карты контрольных или обязательных проверок – это бортовые документы, содержащие перечни операций, которые выполняет каждый из членов экипажей. Если командир судна зачитывает операцию, член экипажа должен ответить, выполнена ли она. Без ответа чтение не продолжается.
  • Готовность нести повышенную ответственность

Дисциплинарную, административную, уголовную. Например, если пилот нарушит правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, из-за чего нанесет тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб владельцу самолета (авиалинии), его могут оштрафовать минимум на 100 тысяч рублей, арестовать и лишить права управлять судном на всю оставшуюся жизнь.

  • Концентрация внимания и стрессоустойчивость

Во время подготовки и самого полета не допустимы отстраненные мысли о земных делах. В повести Стивена Кинга «Лангольеры» протагонистом и спасателем мира выступил летчик, который смог и поднять самолет, и посадить его, и преодолеть временные барьеры, несмотря на метафизические препятствия и панику оставшихся в живых пассажиров. Когда монстры съедали пространство, пилот, соблюдая спокойствие, заводил мотор воздушного судна. Все это фантастика, но требования к стрессоустойчивости представителя этой профессии реально высоки.

Специализации

Частный и коммерческий пилоты вправе управлять самолетом, дирижаблем, вертолетом. Разница между этими специалистами в том, что первый занят на некоммерческих авиаперевозках, а второй - на коммерческих. Пилоты должны обладать практическими навыками полетов, быть готовыми выступать в качестве командира воздушного судна, то есть быстро реагировать на изменения условий, принимать правильные решения, контролировать полет, иметь медицинское заключение первого или второго класса.

Частный и коммерческий пилоты могут стать пилотами-инструкторами. Метка «пилот-инструктор» ставится в основном свидетельстве пилота. Чтобы стать пилотом-инструктором, нужно обладать:

  • обширными и глубокими знаниями законов воздушного движения, техники, правил ведения связи и фразеологии во время полета и в случае потери связи;

  • опытом налета до 50 и более часов (налет – это время нахождения в воздухе, полета, исчисляемое по приборам).

Пилот-инструктор находится рядом с начинающим пилотом во время его летной подготовки на борту воздушного судна.

Пилот многочленного экипажа может управлять только самолетом, в экипаже которого более двух пилотов. Должен пройти специальную подготовку, соответствовать требованиям Приложения №1 к Конвенции о международной гражданской авиации, иметь медицинское заключение первого класса.

Линейный пилот руководит полетом самолета и вертолета. Высший уровень квалификации пилота: он имеет за плечами более 1500 часов налета. Линейный пилот должен быть старше 21 года, иметь глубокие познания в теории и практике полетов, быть готовым выступать в качестве командира воздушного судна, иметь медицинское заключение первого класса.

Пилот планера – юный пилот, управляющий только планером. Он должен быть старше 16 лет, пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 6 часов (для полета с пассажирами – не менее 10 часов), быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.
Пилот свободного аэростата (воздушного шара), как и пилот планера, может летать с 16 лет, но только на свободном аэростате. Должен пройти подготовку, знать теорию и практику, иметь налет не менее 16 часов, быть готовым выступить в качестве командира экипажа, иметь медицинское заключение второго класса.

Пилот сверхлегкого воздушного судна. Ему также может быть 16 лет. Он должен иметь налет на сверхлегких воздушных судах, оборудованных силовой установкой, – не менее 25 часов; на сверхлегких воздушных судах без силовой установки – 12 часов. Также от него требуется быть готовым выступить в качестве командира экипажа и иметь медицинское заключение второго класса.

Чтобы быть допущенным к полетам, пилот сверхлегкого воздушного судна также должен получить квалификационную отметку о классе судна, которым он научился управлять: с балансирным управлением (дельтаплан, дельталет), с аэродинамическим управлением (автожир, вертолет, самолет), со смешанным управлением (параплан).

Штурман – уже редкая профессия, так как она вытесняется современными технологиями. Штурман прокладывает летный курс, проверяет, исправны ли навигационные приборы. Он должен быть старше 18 лет, иметь практические навыки полетов, налет не менее 200 часов на воздушных судах и медицинское заключение первого класса.
Читайте также
Профессия летчик
Поговорка гласит, что летчиками не становятся, ими рождаются. И это действительно так, ведь профессия летчик подойдет только тем, кто всей душой любит небо и не может жить без высоты

Плюсы

Первый плюс: для пилотов предусмотрено множеством льгот. Льготы определяются коллективными договорами с авиалиниями.

Второй плюс: пилоты – обладатели надбавок за особые, опасные условия труда.

Третий плюс: долгие отпуска. Кроме основного отпуска в 28 дней, пилоты могут брать дополнительный отпуск из 42 дней.

Минусы

Главный минус профессии пилот – развитие профессиональных заболеваний: психические нарушения (паранойя, неврозы, неврастенические синдромы, социопатические расстройства личности и пр.), тугоухость и другие. Если на медицинском обследовании выявляется наличие профессионального заболевания, пилот признается негодным и не допускается к управлению воздушным судном.

Второй минус – повышенные правовые риски. Пилоты часто выступают в качестве истцов в судах по делам о непрохождении профессионального тестирования и недопуске к коммерческим полетам. Повышенные требования к проверкам порождают множество коррупционных, бюрократических проблем в авиационной сфере.

Третий минус – высокая зависимость профессии от внешних и международных факторов. Так, например, в 2020 году из-за пандемии коронавируса летные компании отправили в неоплачиваемые отпуска большинство вторых пилотов и стажеров. Также в Правительстве обсуждают возможную отмену дополнительных отпусков пилотов в такие сложные для экономике периоды, как эпидемия 2020 года.

Где получить образование

Полноценное образование можно получить только в летном училище или в военном вузе (для военных летчиков). В летные училища принимают по результатам экзаменов: русский язык, математика, физика, английский язык. Цена обучения варьирует от 40 тысяч рублей в год (в регионах) до 150 тысяч рублей в год (в Москве). Средняя стоимость обучения в петербургском вузе гражданской авиации – 200 тысяч рублей в год на программах бакалавриата.

Учебные заведения

Курсы

В Авиационной школе «Аэрофлота» пилоты могут повысить свою квалификацию на курсах по направлениям:

  • «Поддержание квалификации инструкторского состава»;

  • «Периодическая подготовка членов летных экипажей в области человеческого и CRM»;

  • «Периодическая наземная подготовка членов ЛЭ ВС»;

  • «Поддержание квалификации по перевозке опасных грузов воздушным транспортом»;

  • «Программа повышения квалификации специалистов, входящих в состав летного экипажа гражданской авиации, по авиационной безопасности».

Здесь же можно изучить авиационный английский язык. Продолжительность курсов – от нескольких часов до полугода. Стоимость – от 2200 рублей до 50 тысяч рублей и более.

Востребованность

Авиации нужны достойные пилоты, способные поднять в воздух и посадить самолеты в любых условиях. Вакантных мест сегодня не так много. Берут лучших из лучших. Чтобы оставаться в строю летчиков, нужно постоянно повышать квалификацию, проходить тренинги на пилотажных тренажерах, улучшать знания иностранных языков.

Устройство на работу и карьера

Трудоустроиться в авиационную компанию можно, будучи выпускником любого летного училища. Чтобы строить карьеру и дорасти до командира воздушного судна, нужно постоянно проходить тренинги, проверки, следить за здоровьем. Так, пилоты не допускаются к полету, если не прошли проверки техники пилотирования, практической работы в полете. Также путь на борт самолета им закрыт, если они не умеют действовать в аварийной обстановке и управлять приборами. Квалификационные проверки выполняются два раза течение года. Между проверками должно пройти не менее 120 дней. Если оценка за проверку ниже «3», то летчика направляют на землю тренироваться на тренажерах. На практике после плохих оценок следуют сокращения.

Летчику нужно постоянно учиться и соблюдать спокойствие. Много затраченных усилий компенсируются высоким уровнем заработной платы.

Уровень зарплаты

Заработная плата пилота зависит от трех факторов: типа воздушного судна, к управлению которым он допущен, должности, которую он занимает (командир самолета, второй пилот, бортмеханик), а также от опыта работы (времени, проведенного в воздушном пространстве за управлением самолетом). В целом средняя зарплата второго пилота – 300 тысяч рублей, командира воздушного судна – 400 тысяч рублей, доход бортмеханика варьирует в зависимости от его занятости и степени его ответственности за исправность бортовых систем – 100-150 тысяч рублей.

Перспективы в будущем

В ближайшее время рост числа вакансий на авиационном рынке труда не вырастет – большинство пилотов сейчас сидят по домам и ждут возобновления авиаперевозок, чтобы снова сесть за штурвал самолета. Однако в позже пилоты станут более востребованными. Хотя бы из-за процессов глобализации и развития экономики: товарные и пассажирские перевозки станут происходить чаще.
Читайте также
Профессии от А до Я
Выбор профессии — это одно из самых ответственных решений в жизни человека, и каждый принимает его по-своему. Кто-то руководствуется личным интересом к профессии, кому-то важен престиж или доход, а кому-то — востребованность
Фото на обложке: pixabay.com

Какая профессия, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребована? На кого стоит идти учиться? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda