Подготовка первоклассника к школе

Вместе с психологом разбираемся, в чем заключается подготовка первоклассника к школе. Нет, это не умение читать и писать, а владение простыми бытовыми и социальными навыками

КСЕНИЯ КОНЮХОВА
Журналист КП
Светлана Александрова
Семейный психолог
Родители будущих первоклассников подходят к вопросу подготовки детей к школе очень ответственно. Хочется ведь, чтобы ребенок уже умел читать, считать и писать. А чем ближе 1 сентября, тем важнее и организационные вопросы: что нужно покупать к учебе, подойдет ли оранжевая рубашка к синей форме, строгая ли учительница. Понятно, все хотят подготовиться наилучшим образом. Но что на самом деле нужно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе?

Бытовые навыки

Это одни из самых главных навыков, которыми ребёнок должен владеть к первому классу. Малыш должен уметь поддерживать себя и свои вещи более-менее в порядке, иначе ему будет сложно сориентироваться в школьной жизни, ведь воспитателя или нянечки рядом не будет. Зато будут одноклассники, которые готовы рассмеяться над неудачами и промахами.

Вот список умений, которыми должен владеть будущий школьник. Проверьте, готов ли ваш ребенок.

1. Причесываться и мыть руки (без напоминаний).
2. Собирать рюкзак самостоятельно. Можно купить его заранее, чтобы потренироваться собирать любимые игрушки, книжки и раскраски с карандашами для поездок на дачу.

3. Складывать спортивную форму и сменку аккуратно, а не запихивать в рюкзак комом, вешать вещи в шкаф, а грязные отправлять в стирку.

4. Одеваться и раздеваться самостоятельно. Завязывать неудобный шарф зимой придется самому! Застегивать пуговицы и крючки на брюках, завязывать шнурки. Если ребёнок выйдет из туалета с расстегнутой ширинкой... ну, вы поняли.

5. К слову, научите ребёнка аккуратно пользоваться общественным туалетом - это тоже навык, которым нужно владеть.

Социальные навыки

Часто школа становится для ребёнка стрессом: чужие люди вокруг, которые от тебя постоянно чего-то хотят и требуют... Для малыша, привыкшего быть маминым солнышком и папиным зайчиком, это совершенно незнакомая ситуация.

Часто малыши, особенно те, кто не ходили в детский сад, ждут, что учитель обратится к ним лично и скажет, что делать: «Вася, доставай пенал и пиши эту черточку», поэтому игнорируют коллективные задания. Просто не понимают, что слова Марь Иванны, отнесенные ко всему классу, и для него должны быть руководством к действию. За три оставшиеся месяца подберите ребенку какой-то кружок, где общение педагога шло бы сразу с группой: рисование, но не один на один с учителем, а с десятком других малышей, тренировки в командных видах спорта и тому подобное.

Приучайте ребёнка к самостоятельности. Давайте поручения из нескольких действий. Например, «Собери посуду со стола и сложи ее в посудомойку». «Полей все цветы в доме, кроме кактуса». Потом посерьезнее. Вручите некрупную сумму денег и скажите: «Подойти вон к тому киоску с мороженым, купи мне и сестре пломбир, а себе эскимо. Не забудь забрать сдачу». Контролируйте исполнение неподалеку, но не стоя у ребенка «над душой», пусть почувствует себя взрослым. А если возникнет затруднение, обратится к вам за помощью.
Умение обратиться за помощью или с просьбой — это другой важный навык. В случае конфликтов - обращайся к взрослому. Заблудился в школе - спроси дорогу у учителя. Попроси повторить задание, если не расслышал или не понял. Или скажи медсестре, что плохо себя чувствуешь, если заболел.

— Хороший вариант — это использовать игрушки, чтобы проиграть разные сценки из школьной жизни, — считает семейный психолог Светлана Александрова. — На примере плюшевых заек и мишек можно по ролям отрепетировать, как должен реагировать человек в той или иной ситуации.

Психологические навыки

Классическая проблема первоклассника: ближе к ночи оказывается, что к завтрашнему дню нужно было слепить кремль из шишек и пластилина. Или составить генеалогическое древо с фотографиями всех родственников до седьмого колена. Или принести клей из слюны ласточек и кисточки из хвоста дикой ламы, которых днем с огнем не сыщешь.

— Очень часто у детей встречается невнимательность — они отвлекаются на уроках и забывают про домашнее задание, — рассказывает психолог. — Можно помочь ребёнку с этим справиться. Потренируйтесь в течение лета — пишите небольшие списки дел на день, на неделю, и давайте ребёнку, чтобы он мог сам отмечать галочками все сделанное. Можно также давать какие-то рутинные задачи, чтобы развивать усидчивость, например попросить помочь перебрать гречневую крупу или развесить сушиться постиранные вещи. И тренируйте внимательность — замечайте вместе с ребёнком, сколько ступенек от входной двери вашего дома до лифта, какого цвета машина проехала мимо. Это можно делать в формате игры, во время прогулок.

Кроме того, чтобы ребёнку в школе было комфортно, он должен уметь терпеть и соблюдать дисциплину. Иначе высидеть даже один урок ему будет сложновато. Чтобы помочь ребёнку, учите его соблюдать правила. Для этого можно играть вместе в игры с правилами, в том числе настольные — в змейки-лесенки, "Монополию", "Уно" и другие.
В целом важно разговаривать с ребенком о школе. Как там и что происходит, кто кому подчиняется. Зачем вообще туда ходят — чтобы учиться новому, становиться умнее.

А готов ли малыш?

Юридически ребёнка могут зачислить в первый класс, если к 1 сентября ему исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Могут принять и раньше, если он к этому готов.

Главный показатель готовности к поступлению в 1 класс - интерес к учебе. Для здорового любознательного ребёнка школа со всеми атрибутами это просто магнит.

Зрительно-двигательная координация. Без неё ребёнку сложно будет учиться писать. Чтобы её развить, можно проходить с ребёнком лабиринты на бумаге (все эти «покажи ежику самую короткую дорогу до грибка»), обводить предметы по контуру, рисовать по трафаретам и даже распутывать клубки.
Логическая память. Нужна, чтобы малыш не зазубривал тексты и формулы, а понимал их смысл. Чтобы её натренировать, можно проговаривать с ребёнком порядок действий в бытовых задачах — что в каком порядке делается и почему.

Аналитическое мышление. Будущий первоклассник должен уметь различать части и целое, а также понимать, где причина, а где следствие. Здесь полезны игры со словами, например составить как можно больше маленьких слов из одного большого. Можно вместе наблюдать за природой и объяснять ребёнку, почему и как идет дождь, гремит гром и так далее.

Если ребенок не готов, врачи и психологи рекомендуют посидеть ещё годик в подготовительной группе. Тем более что федеральный закон "Об образовании" это разрешает: верхняя возрастная планка для первоклассника — 8 лет (если ребёнок здоров и нет никаких других ограничений).

Made on
Tilda