Поступление в вуз онлайн: абитуриентов ждет упрощение процедуры подачи документов

Проект по поступлению в вузы онлайн призван решить многие возникающие проблемы при подаче документов. Разбираемся, когда стартует эта услуга и как она будет работать

Сергей Иванов
Начальник Управления по работе с абитуриентами Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
Введение Единого государственного экзамена в своё время преследовало несколько целей – это, прежде всего, стандартизация подходов к аттестации выпускников 11-х классов и улучшение работы социальных лифтов. Абитуриентам из разных регионов России были предоставлены равные возможности для поступления в ведущие вузы страны. Стало возможно подать заявление в 5 высших учебных заведений на максимум 10 любых направлений подготовки. Новые правила приема поставили вопрос об удаленной или электронной подаче документов, который активно обсуждается в вузовском сообществе не первый год. Огромная территория России, стоимость билетов и проживания часто делает вопрос о подаче документов, например, в столичный университет головной болью семей многих абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ.

Что происходит сейчас

Как эта проблема решается сегодня? Конечно, есть возможность отправить документы по почте либо курьерской службой. Но из удаленных регионов почта доставляется не одну неделю, и не всегда вчерашний школьник может полностью разобраться как в перечне документов, необходимых для представления в приемные комиссии вузов, так и в заполнении бланков: заявления, согласия на обработку персональных данных и т.д. При наличии ошибок в документах приемная комиссия вуза может их «забраковать». Учитывая, что на летние приемные кампании отводится в среднем около месяца с момента получения абитуриентами результатов ЕГЭ, можно и не успеть исправить ошибки и выслать новый пакет документов.
Второй вариант – подача документов через доверенное лицо. Здесь и вовсе говорить нечего: далеко не у всех в других городах есть родственники и знакомые, которые могут подать заявление от имени выпускника.

Некоторые учебные заведения сегодня имеют собственные онлайн-сервисы – личные кабинеты абитуриентов, так называемые «электронные приемные комиссии». Но и здесь возникает ряд сложностей: необходима однозначная идентификация пользователя в системе, соответствующая законодательным нормам, и полное соответствие всем процедурам работы с персональными данными, что вызывает большие сложности у университетов.

Что такое поступление онлайн и чем полезно

Проект по поступлению в вузы онлайн, представленный рабочей группой Министерства науки и высшего образования, должен решить указанные проблемы в корне.

Во-первых, это новая государственная услуга, централизованная база университетов и единый портал подачи документов. Во-вторых, это персональные личные кабинеты абитуриентов: им не нужно будет искать на сайтах учебных заведений необходимую информацию, все будет под единым «центром управления». В-третьих, и это самое главное, анонсирована возможность не только подать документы в университет, но и пройти вступительные испытания дистанционно, если вуз сможет поддержать такой формат и обеспечить соблюдение требований. Это важно для многих категорий абитуриентов, прежде всего для выпускников с дипломами среднего профессионального образования и иностранцев.

Важно отметить и то, что сократятся очереди в приемные комиссии вузов в летний период, особенно если речь идет о крупных университетах. Сейчас, несмотря на автоматизацию процессов подачи и оформления «на местах» (например, электронные очереди и запись к определенному времени), абитуриенты все равно вынуждены тратить большое количество времени на подачу документов.

Как зарегистрироваться и подать документы

Учитывая, что проект находится в стадии разработки, регламентов по регистрации и подачи документов нет. Можно предположить, что работать это будет примерно так, как сейчас в личных кабинетах вузов: абитуриент регистрируется в личном кабинете, например на сайте госуслуг, заполняет анкеты и прикрепляет сканы документов. Система проверяет правильность заполнения форм, далее проверку осуществляют представители вуза, получившие документы. Уже несколько лет в вузах успешно работает Федеральная информационная система ЕГЭ и приема, откуда высшие учебные заведения могут получить данные по результатам экзаменов выпускников. Таким образом, часть инструментов уже готова, и общую картину процедуры подачи документов можно описать так.
Это интересно
Как выбрать вуз для поступления
Правильно выбрать вуз для поступления - задача для вчерашних школьников непростая. Зачастую выбор делают сами родители. На что же нужно обращать внимание, выбирая вуз своей мечты?

Когда и как это будет работать

Пока сказать сложно. Пилотный проект запущен в 2020 году. Предполагается, что «на старте» к нему присоединятся 50 университетов. Полное подключение всех учебных заведений к суперсервису в рамках национального проекта «Цифровая экономика» планируется к 2024 году.

Безусловно, цифровизация такого важного процесса в системе высшего образования сегодня остро необходима. Она нужна и вузам, которые смогут привлечь к себе наиболее талантливых студентов из регионов, и абитуриентам, которым не нужно будет больше ломать голову, как за относительно небольшое время успеть посетить все вузы, в которых они бы мечтали учиться.

Популярные вопросы абитуриентов

Как представить оригиналы документов в университет, если будет электронная подача документов?

Можно предположить, что правило предоставления оригиналов документов никуда не уйдет. Но к этому моменту выпускник уже определится с университетом и оставит оригинал с согласием на зачисление в тот вуз, в который по рейтинговым спискам шанс поступить наиболее высок.
Будет ли разница между теми, кто пришел подавать документы лично и теми, кто подает электронно? Есть ли преимущества?

Преимуществ в данном случае быть не может: это технология подачи документов, которая не влияет на результат конкурса на поступление в вуз. И сейчас, несмотря на разные варианты предоставления документов (лично, по почте, через доверенное лицо), конкурс проводится общий.

Пакет документов, представляемый в приемную комиссию, останется тем же или ожидаются нововведения?

Скорее всего, перечень документов останется тем же. Отличие будет в том, что заявления, согласия и т.д. – те документы, которые заполнялись и подписывались вручную, теперь будут с электронной подписью. Явных причин дополнять список документов нет, но с появлением регламентов, конечно, может что-то изменится. Так, с 2021 года к общему списку документов добавился СНИЛС.

Изменится ли количество университетов и направлений подготовки для подачи документов?

Правила приема на 2020/21 год, а это как раз время запуска пилотного проекта, вузами уже утверждены. И правило подачи документов в 5 вузов на максимум 10 направлений подготовки как минимум на следующий год сохраняется.
Это интересно
Куда пойти учиться после 11 класса
«Комсомолка» и ректоры ведущих университетов России обсудили на круглом столе куда школьнику пойти учиться после 11 класса

Made on
Tilda