Главная (выберите раздел)

От шоу для детей до блокбастеров на стримингах: как анимационные фильмы стали сериалами

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 4 ноября 2023
От шоу для детей до блокбастеров на стримингах: как анимационные фильмы стали сериалами

Рассказываем о феномене анимационных лент

В середине октября вышел сатирический научно-познавательный сериал «Объяснялкины». Мультфильм рассказывает о семье, которая ведет образовательное шоу и постоянно что-то объясняет самому маленькому персонажу — Сынуле. В первых эпизодах они уже рассказали малышу о рабстве, плагиате и поделились правдой о сахаре. Решили повторить за главными героями проекта и разобраться в феномене современных анимационных лент — почему они прижились в сериальном формате, какие для этого были предпосылки и как это повлияло на мультфильмы.

История анимации

Фото: кадр из фильма

Анимация — как и любой вид искусства — имеет богатую историю. Впервые технологию анимированных изображений продемонстрировал в 1828 году француз Пауль Рогет. Тогда он использовал диск на нитке, у которого на одной стороне была изображена птица, а на другой — клетка. Во время быстрого вращения диска у зрителей создавалась иллюзия, будто нарисованное животное действительно находится в «вольере».

После первой попытки Рогета анимировать изображения прошло немало времени. В конце XIX века изобретатель Эмиль Рейно представил праксиноскоп — приспособление, с помощью которого создавалось впечатление плавного движения рисунков на бумаге. Изобретение также помогло ему заработать денег на долгую и счастливую жизнь — в течение девяти лет он устраивал сеансы, где показывал анимированные картинки всем желающим.

Фото: кадр из фильма

В 1928 году американский художник-мультипликатор Уолт Дисней разделил историю мировой анимации на до и после. Тогда он представил первый мультфильм компании — «Пароходик Вилли». На тот момент черно-белая короткометражная анимационная лента удивила абсолютно всех: плавным изображением, звуковым сопровождением и достаточно большим хронометражем.

Мультфильм «Параходик Вилли» с персонажем Микки Маусом стал настоящим символом зарождения анимации. После его премьеры Дисней пытался повторить успех и чаще всего выпускал короткометражные работы. И только спустя почти десять лет мультипликатору удалось вновь достичь новых высот и задать новую планку для жанра и технологий рисованных картинок.

Фото: кадр из фильма

В начале своего зарождения анимация представляла собой преимущественно короткометражные работы и служила неким развлечением перед показом более длинных немых и звуковых кинофильмов. Однако с течением времени мультипликаторы осознали весь потенциал новой формы искусства и в дальнейшем стремились к созданию полнометражных анимационных произведений.

Один из величайших прорывов в мире анимации произошел в 1937 году — его также произвела компания Disney. Тогда она выпустила полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов». Именно это событие ознаменовало начало новой эры анимации и установило стандарты для создания многих других полнометражных мультфильмов.

Фото: кадр из фильма

«Белоснежка и семь гномов» удивлял зрителей в техническом плане — это была цветная картина с озвучкой от знаковых актеров 1930-х годов в прошлого столетия и со множеством художественных инноваций. Также мультфильм представил другую сторону подобных лент — увлекательный и сказочный сюжет, проработанные характеры персонажей и качественное звучание песен.

Следом за успехом «Белоснежки и семь гномов» компания Disney выпустила и другие полнометражные анимационные фильмы, основанные на различных сказках. Среди них были «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо», «Бэмби» и многие другие. Важно отметить, что время между их премьерами заметно сокращалось — они появлялись в кинотеатрах все чаще, примерно раз в год.

Фото: кадр из фильма

При этом многие мультипликационные студии продолжали выпускать короткометражные анимационные фильмы, пользуясь техническими инновациями коллег по экрану. Они все так же продолжали радовать зрителей — небольшими историями и необычными персонажами, которые затем становились любимчиками детей и взрослых со всего мира. Именно с их подвижек впоследствии стали популярны мультсериалы, которые позже начали показывать на телевидении.

Как появился сериальный формат

Фото: кадр из фильма

Первые телесериалы появились в США в 1950-х. Их концепция была вдохновлена постановками, которые транслировались на радио еще с 1930 годов. Радионовеллы представляли собой короткие мелодраматические рассказы — их читали дикторы в прямом эфире, каждый раз останавливаясь на самом интересном и приглашая слушателей на следующую программу.

Поскольку чаще всего спонсорами подобных многосерийных постановок на радио выступали производители хозяйственного мыла и чистящих средств, слушатели прозвали их «мыльными операми». Именно отсюда и пошло второе название сериалов, которое мы вспоминаем и по сей день. С развитием киноиндустрии и телевидения подобные истории стали адаптировать для «домашнего» экрана — так и появились телесериалы.

Фото: кадр из фильма

Изначально проекты делались в первую очередь на домохозяек — именно они были главной целевой аудиторией. Однако со временем телесериалы приобрели популярность среди различных социальных и возрастных групп. Самым первым считается сериал «Одинокий рейнджер» с Клейтоном Муром в главной роли, который показывали по телевидению США с 1949 по 1957 год. 

Телесериал про ковбоев начинается с истории шести рейнджеров, которые попадают в засаду, устроенную бандитами. Пятеро из них погибают, а шестого — с тяжелыми ранами — находит и спасает индеец по имени Тонто. После этого они вместе начинают бороться с преступностью на Диком Западе, встречаются с новыми товарищами и испытывают дружбу в самых необычных ситуациях.

В чем отличие сериалов от фильмов

Фото: кадр из фильма

Главное отличие фильма от сериалов: абсолютная законченность истории. Фильм — целостное художественное произведение. Если у полнометражной картины и будет продолжение, то это будет отдельна лентой. С сериалами все наоборот — они дробятся на эпизоды и сезоны, где сквозной сюжет постоянно развивается.

В сравнении с фильмами, сериалы часто обладают гораздо большей продолжительностью, что иногда может привести к утомлению и повторениям в сюжете. Фильмы, с другой стороны, имеют ограничения в хронометраже и, как правило, не превышают двух часов по длительности.

Фото: кадр из фильма

Еще одно отличие сериалов от фильмов заключается в том, что в первых сюжет обычно развивается постепенно, и зрители не могут сразу понять всю историю. В фильмах, за редким исключением, события разворачиваются линейно, и зрителям не приходится долго ждать развязки.

Если обратиться к истории полнометражных лент и сериалов, то в XX веке они значительно отличались друг от друга. В фильмах ракурсов было огромное множество (разные планы и панорамы), когда как в сериале их было всего два — крупный и средний. Также полнометражные картины отличались от телевизионных продуктов количеством времени, отведенным на постпродакшн: из-за этого они казались более качественными, а сериалы — плоскими.

Фото: кадр из фильма

Еще одно отличие связано с кадровой частотой: западные сериалы снимаются в 29.97 кадров в секунду, а фильмы — обычно в 24 кадра в секунду. Стандарт полнометражных лент для релиза в кинотеатрах — в 24 кадра в секунду, а телевизионная картинка с большим количеством кадров зачастую может выглядеть немного непривычно.

Однако в последнее время разница между фильмами и сериалами заметно стерлась — в телевизионных проектах появилось больше графики, художественных приемов и качественной картинки. А многие режиссеры полнометражных лент все чаще уходят на телевидение и снимают собственные шоу. Крупные голливудские студии, наоборот, перенимают технику повествования у сериалов — самым ярким примером стала киновселенная Marvel, у которой есть общая сюжетная канва и несколько фаз.

Фото: кадр из фильма

Сериальный формат рано или поздно должен был прийти к анимационным фильмам. В первую очередь это связано со временем показа — чаще всего мультфильмы можно было посмотреть на главных телеканалах США в послеобеденное время, когда из школы приходили дети. Именно в эти тайм-слоты от телевизоров отходили домохозяйки, чтобы приготовить мужьям ужин, и оставляли детей заниматься своими делами в гостиной.

Как только телевизоры и телевидение стало повсеместным в американских домохозяйствах, количество мультсериалов тоже увеличилось. В 40-60-х годах прошлого века на телеэкранах выходили «Веселые мелодии», «Флинстоуны», «Скуби-Ду, где же ты?», «Джонни Квест», «Приключения медведя Йоги», «Космический призрак», «Том и Джерри» и многие другие анимационные шоу от совершенно разных мультипликационных студий.

Как сериальный формат повлиял на мультипликацию

Фото: кадр из фильма

Сериальный формат позволил анимации развиваться сразу в несколько сторон. Создатели мультфильмов прорабатывали характеры не только главных героев, но и второстепенных персонажей, рассказывали более динамичную и цельную историю, экспериментировали с разнообразными жанрами в рамках одного проекта и многое другое. Также формат позволил найти новую аудиторию — не только среди детей, но и взрослых.

Глубокое развитие персонажей

Фото: кадр из фильма

С помощью сериального формата у анимации появилось больше времени для раскрытия персонажей. Зрители наблюдают за эволюцией характеров из эпизода к эпизоду, различными историями между героями и изменениями в отношениях к тем или иным вещам. Подобная схема демонстрировалась во множестве мультфильмов — «Подземелье драконов», «Самурае Икс», «Человеке-пауке» (1994) и других.

Многослойность сюжета

Фото: кадр из фильма

С помощью большого количества эпизодов и сезонов авторы анимационных сериалов могут рассказывать сразу несколько историй и привносят в сюжет филлеры (серии, не связанные с основным сюжетом), которые добавляют лишь какие-то детали для полноценного понимания лора (информации о мире художественного фильма или сериала). Подобный прием позволил расширить историю в «Рике и Морти», «Времени приключений», «Арчере», «Коне БоДжеке» и других.

Возможность комментария актуальных событий

Фото: кадр из фильма

Иногда некоторые анимационные студии перед выпуском мультфильма чередуют несколько способов релиза — подготавливают весь сезон целиком или же работают над остальными сериями по мере выпуска эпизодов. Подобный ход в распространении шоу связан с изучением реакции зрителей на те или иные вещи и возможностью добавить что-то актуальное. Самым ярким примером служит ситуация с аниме-сериалом по экшену Nier: Automata, который поставили на «паузу» из-за вспышки коронавируса в студии и дорабатывали некоторые элементы сюжета за несколько недель до выпуска финальных эпизодов.

Также подобную схему на протяжении многих лет использует «Южный парк» — во время выхода новых сезонов сценарий чаще всего пишется в процессе создания серий. Благодаря такому подходу анимационное шоу до сих пор остается актуальным и злободневным проектом на современном телевидении. В разное время создатели «Южного парка» обращали внимание на ситуацию с обилием социальных сетей и рассказывали о консольных войнах между игровыми подразделениями Microsoft и Sony.

Постоянная связь с аудиторией

Фото: кадр из фильма

Также благодаря сериальному формату авторы анимационных шоу держат постоянную связь с аудиторией. Иногда это связано с критикой зрителей на тот или иной аспект в проекте, а иногда — с желанием что-то изменить по тем или иным причинам.

В 2010 году британские родители раскритиковали мультсериал «Свинка Пеппа» из-за не пристегнутого персонажа в одной из серий. После жалоб родителей авторы шоу изменили эпизод в серии и добавили ремень безопасности.

Современные тенденции

Фото: кадр из фильма

Сейчас анимация продолжает развиваться и адаптироваться к привычкам потребления зрителей нового контента. Все чаще шоу создаются исключительно для стриминговых площадок — Кинопоиска, Wink, Okko, Иви, START, PREMIER и множества других. Они предоставляют пользователям полный доступ не только к новинкам, но и к старым мультфильмам.

Непрерывно меняющаяся динамика потребления контента также способствует активному взаимодействию зрителей друг с другом. Социальные сети и форумы позволяют людям обсуждать сериалы, обмениваться мнениями и создавать сообщества, посвященные анимационным сериалам. Зрители могут делиться своими впечатлениями, анализировать сюжеты и выдвигать фанатские теории о развитии истории.

Фото: кадр из фильма

Также доступность к программам для создания анимаций и площадкам для их распространения позволило выпускать собственные шоу обычным людям, которые не приближены ни к одной из студий. В первую очередь это связано с развитием феномена веб-сериалов. Технологии и интернет подарили зрителям множество интересных и смелых анимационных сериалов: «Счастливые лесные друзья», «Масяня» и многие другие.

Именно таким проектом изначально и были «Объяснялкины». Первый раз всезнающая семья появилась на YouTube-канале Сыендука в одном из эпизодов шоу «Я это уже видел» в 2020 году. Проект представлял собой сборник короткометражных лент, которые были выполнены в разных стилях анимации. Так, один из эпизодов небольшого шоу вырос в самостоятельный полноценный сериал.

Фото: кадр из фильма

Анимация остается важным элементом искусства, которое развивается и адаптируется под современные требования аудитории. Сериальный формат стал важной частью анимационной индустрии — он предоставил мультипликаторам и зрителям возможность наслаждаться богатыми на события историями, мирами и многогранными персонажами.

Главное фото: кадр из фильма