Главная (выберите раздел)

От клипов «Ленинграда» до скринлайф-ситкома: какое кино делает Анна Пармас

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 10 июня 2021
От клипов «Ленинграда» до скринлайф-ситкома: какое кино делает Анна Пармас

К выходу  нового сезона комедии «Света с того света» на ТНТ рассказываем о творческом пути автора сериала

Анна Пармас – фигура из авангарда нашей киноиндустрии. Глядя на ее карьеру, понимаешь, как удивительно в России перевернулся мир мейнстрима – ведь свой путь Пармас начинала в девяностые с телевизионной передачи «Осторожно, модерн!», которую сейчас, конечно, невозможно представить ни на одном канале. Шоу, где Дмитрий Нагиев и Сергей Рост перевоплощались в прапорщика Задова и его жену Нину, проктолога Зинаиду Тракторенко, пьяницу Степана и других колоритных персонажей, сегодня пересматривают как пародию на ситкомы, начиненную сотнями аллюзий на мировую культуру; очевидно, что «Осторожно, модерн!» – это проект из ряда вон, и в наши дни он абсолютно точно считался бы авангардным.

Самые яркие клипы

Клип «Плейбой» с Натальей Ветлицкой. Фото: кадр из клипа

В категорию культурологического интереса перешли и работы Пармас, снятые еще до появления «Модерна» – клипы девяностых. Именно она снимала клип «Плейбой», в котором секс-символ времени Наталья Ветлицкая сидит на огромном ананасе и танцует в десятках самых трендовых нарядов. Правда, о том, что эту работу сняла Пармас, знают немногие – ведь во все подборки самых популярных клипов или же клипов, снятых режиссерами, Пармас попала благодаря союзу с группировкой «Ленинград».

Клип группы «Ленинград» «Экспонат». Фото: кадр из фильма

Сегодня у клипа «Экспонат» с Юлей Топольницкой 172 миллиона просмотров на YouTube, у «Кабриолета» с Аллой Михеевой – 112 миллионов, у клипа «В Питере — пить» с несколькими героями – 105 миллионов. Каждый из клипов Пармас для «Ленинграда» можно назвать короткометражным фильмом с узнаваемым авторским стилем, все это – истории про нас сегодняшних; и кто знает, могло ли оказаться новое, «гламурное» творчество Шнурова в фокусе интереса публицистов (например, Александра Тимофеевского), если бы не Пармас. 

«То, что наше развеселое видео вдруг стало популярным клипом, целым направлением – это смешно. Смешно, потому что это случилось не из чего, не из замысла, а просто – бац, на ровном месте, – говорила Анна в интервью Meduza. – Никакому клиповому закону оно не подчиняются: там нет синхронов повторяющихся, танцев нет, ничего такого, что бы напоминало клип в том виде, как мы его обычно себе представляем».

Шаг в большое кино

Сценарист Анна Пармас и режиссер Авдотья Смирнова (слева направо) с призом за фильм «История одного назначения» на церемонии закрытия 29-го открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». Фото: Веленгурин Владимир 

Есть в фильмографии Пармас еще одно плодотворное партнерство – с ее подругой Дуней Смирновой

«Я думала, что кино – это какая-то недосягаемая вершина, на которой живут какие-то другие прекрасные люди, и уж точно не я, – вспоминает Анна в интервью журналу «Сеанс». – А потом появилась Авдотья Смирнова». Пармас была сценаристкой практически всех фильмов Смирновой – «2 дня», «Кококо», «Истории одного назначения» – а также снялась в каждом из них в небольших символических ролях. 

Ксения Рапопорт и Федор Бондарчук в фильме «Два дня». Фото: кадр из фильма

Хронологически «2 дня» – не первый полнометражный сценарий Пармас, но первый из вышедших на большие экраны. В этом фильме Ксения Рапопорт и Федор Бондарчук разыгрывают историю литературоведки и чиновника на фоне русских дворянских пейзажей. Интересно, что образ чиновника, который познает русскую глубинку и ее женщин, в будущем еще вернется к Бондарчуку – в сериале «Год культуры» на ТНТ. «Кококо» – тоже история двух противоположностей. В родном и Смирновой, и Пармас Петербурге встречаются интеллигентка Лиза (Анна Михалкова) и провинциалка Вика (Яна Троянова), которых авторы фильма называют «двумя сторонами медали по имени Россия». И в «Двух днях», и в «Кококо» сценаристке Пармас удалось точно уловить языковые отличия между героями и сделать их комичными.

Анна Михалкова и Яна Троянова в фильме «Кококо». Фото: кадр из фильма

Еще одна питерская история Пармас – новелла «Девочки» из альманаха «Петербург. Только по любви», которую Анна и написала, и срежиссировала. В ней две женщины – дочка (Светлана Камынина) и мама (Надежда Маркина) идут на УЗИ и по дороге попадают в капкан противоречий между поколениями. Эта короткометражка автобиографичная: «Диалог про Болотную и про Сталина — это реальная история из моей жизни, о том, как мы с мамой ходили на УЗИ и на входе в клинику разругались вусмерть» — говорит Пармас. Но главное, что в итоге мама и дочка помирятся, а новелла выдаст один из главных мотивов работ Пармас – о женщинах, которые со всем справляются сами.

Истории о женщинах

Анна Михалкова в фильме «Давай разведемся!». Фото: кадр из фильма

Все творчество Пармас за редким исключением – это истории женщин; комедии про то, как они разруливают ситуации, какие только можно представить, страдают по мужчинам и обходятся без мужчин, воспитывают детей и т.д. Важная деталь: у всех героинь Анны Пармас есть профессии, причем от нее этого не требовала повестка. Просто ее героини – обычные российские женщины, изображенные в сценариях именно такими, какие они есть. Врач Маша в режиссерском дебюте Пармас «Давай разведемся!», за который Анне благодарны все разведенные женщины России, искусствовед Лиза в «Кококо», хранительница музея в «Двух днях», целительница Светозара в ситкоме «Света с того света» — это еще не весь список.

Мария Машкова в сериале «Света с того света». Фото: кадр из фильма

Кстати, о «Свете с того света», сериале, новый сезон которого этим летом покажут на ТНТ. По сути, этим сериалом Анна тоже совершила прорыв – как когда-то с «Модерном» или модой на сюжетные клипы. «Света с того света» с Марией Машковой в главной роли – это первый скринлайф-сериал на нашем телевидении, снятый еще до экспериментов Тимура Бекмамбетова. По сюжету, девушка по имени Света оказывается в инвалидном кресле с кучей личных проблем, и чтобы потихоньку из них выбираться, она придумывает себе необычный способ заработка – становится интернет-целительницей Светозарой, у которой люди просят снять заговор, навести порчу, рассказать про гороскопы и т.д. Сериал идеально вписывается в парадигму творчества Пармас: он смешной и живой, он про женщину, которая старается рулить своей жизнью, даже находясь в инвалидном кресле. 

Смотрите новый сезон «Светы с того света» с 15 июня в 20.00 на ТНТ.

Главное ФОТО: Веленгурин Владимир