Создали культового сериала столкнулись с невероятными сложностями во время съемок
Сериал рассказывает о приключениях шестиклассников Коли и Фимы, которым показалась подозрительной одна милая и необычно одетая девушка. Они начинают за ней следить. После знакомства с гостьей из будущего Алисой Селезнёвой начинаются необыкновенные сражения с космическими пиратами, путешествия во времени — ведь у неё есть необычное устройство для чтения мыслей: миелофон, за которым охотятся пираты.
1. Подготовка к съемкам
Сериал снят по мотивам повести Кира Булычева «100 лет тому вперед». Главную героиню автор назвал в честь своей дочери, для которой и писал произведение, ставшее настоящим хитом среди школьников. Но экранизации могло и не быть: советская фантастика делала первые шаги в мире кино и не могла гарантировать успех проекта. Режиссера Павла Арсенова вдохновил на съемку его друг и коллега Ричард Викторов, который ранее снял «Москва — Кассиопея», «Через тернии к звездам», «Отроки во Вселенной», и рассказал о перспективах нового жанра.

Тогда Арсенов встретился с Булычевым. Автор повести сам написал сценарий, соавтором выступил режиссер будущего шедевра. Сомнений не было: постановщик до начала работы встретился со школьниками и спросил, кино по какой книге они бы с удовольствием посмотрели. Дети ответили: «100 лет тому вперед».
2. Подбор актеров
Когда школьники узнали, что по их любимому произведению начали снимать фильм, немедленно отправились на кастинг: тогда можно было не только посмотреть «Гостью из будущего», но и стать непосредственным участником событий. Быстрее всего нашли Колю — на главную роль взяли актера из «Ералаша» Алексея Фомкина. Очень многие ребята хотели сыграть Фиму. Большинство из тех, кто прослушивался на эту роль, получали другие. Роль друга Коли досталась Илье Наумову — это была его единственная работа в кино.
На роль Алисы Селезневой претендовали многие советские школьницы. Роль досталась Наталье Мурашкевич (Гусевой), которая, несмотря на практически всемирную славу, не стала связывать свою жизнь с кино. Она и не стремилась попасть на съемки: пришла на пробы за компанию с подружкой, чтобы взять автограф у автора книги.
Никого из актеров не гримировали: Павел Арсенов выступал за естественность в кадре. Но попросил своих подопечных реже бывать на солнце, чтобы по ходу съемочного процесса не менялся цвет кожи.
Робота Вертера в исполнении Евгения Герасимова «срисовали» с итальянского фантастического фильма «Война роботов» 1978 года. И костюм, и прическу. В книге этого персонажа не было, он был создан специально для фильма. А смех Вертера «изобрел» сам Герасимов. Работа далась актеру непросто: ему приходилось подолгу носить совершенно не дышащий костюм, в котором было очень жарко.
3. Реквизит
Бюджет сериала был сравнительно небольшим. Поэтому создатели и художники старались экономить на всем. Самая дорогая позиция на съемочной площадке — флипы. Летательные аппараты делались на заказ в Прибалтике, каждый из которых стоил около пяти тысяч рублей (чуть дешевле «Запорожца»). Также были сделаны его маленькие копии, которые подвешивались к строительному крану для имитации полета. Полноразмерные флипы ездили на грузовиках, чтобы создать видимость движения.
В роли инопланетных животных был пенопластовый крокодил и «говорящий» козлик. В роли «Космозоо» — Ботанический сад. Изначально необычный зоопарк планировали снимать в Гаграх: там и климат подходящий, и растения более причудливые. Но плохая погода спутала все планы, поэтому съемочная группа вернулась в Москву.
Миелофону уделили особое внимание. Вокруг этой диковины развивается сюжет, поэтому необходимо было сделать его узнаваемым и футуристичным. В итоге считывателем мысли стал необработанный кварц, убранный в красивую подарочную коробку. Также есть версия, что необычный прибор сделан из склеенных между собой призм для фотоаппарата.
Футуристичную лабораторию строили с нуля под чутким руководством настоящих ученых. Они помогали правильно расставить хитрые приборы и даже под каким углом сделать кадр. В машину времени добавили любимый советскими школьниками предмет — кубик Рубика. Так авторы хотели сделать пульт более ярким и добавить элемент, который легко узнают зрители.
Для имитации полета использовали миниатюры, которые подвешивали на леске перед камерой. Московский институт времени (вернее, его небольшую фигурку) просто слегка подняли в воздухе. А вот плоский автобус придумал сам режиссер. Он решил, что вместо большого количества мигающих кнопок и сложных действий в будущем для мгновенного перемещения нужна будет только дверь из пункта А в пункт Б.
4. Роль актеров
В эпизоде, где Алиса перепрыгивает через забор, ее подменила гимнастка Оксана Компаниец: именно она совершила прыжок через высокий забор с помощью подкидной доски с одной стороны и ассистентами с другой. Также она пробежала по проезжающим мимо машинам.
Дублировать Гусеву пришлось и в простой сцене на уроке английского. Никак у актрисы не получалось убедительно произнести фразу на иностранном языке — пригласили специалиста.
Роль инопланетянки Полины досталась актрисе Елене Метелкиной. Образ ей был знаком: ранее она играла инопланетянку Нийю в фильме «Через тернии к звездам». Для нее разработали сразу несколько необычных нарядов, которые после премьеры пытались повторить советские женщины.
В сцене, где Алиса села на плечи Юли Грибковой, надела длинный плащ и очки, чтобы их никто не узнал, Гусева на самом деле сидела на плечах у Алексея Фомкина, который играл Колю. Он надел гольфы и юбку и совершенно ничего не видел через плащ: просто слушал команды коллеги, куда идти.
Самое сложное для актеров было не сыграть, а позже озвучить своего персонажа: довольно трудно было идеально попасть в движения губ.
Инопланетный язык, на котором говорил профессор Селезнев с Крысом, на самом деле популярная скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит», прокрученная задом наперед. А звуки миелофона — ускоренное произведение Чайковского.
Козел Наполеон был довольно упрямым созданием и наотрез отказывался делать то, что от него просят. Но съемочная группа нашла к нему подход — скармливали животному папиросу, после которой он оказывался более сговорчивым.
5. Песня «Прекрасное далеко»
Известную песню, ставшую хитом, написал Юрий Энтин под музыку Евгения Крылатова. Она впервые прозвучала в 1985 году, в сериале «Гостья из будущего». Изначально планировалось, что за весь фильм прозвучит 14 композиций, над которыми работал Энтин, не видя фильма. Для него было очень непросто написать стихи, которые бы отражали суть происходящего на экране. И вот, после всех приложенных усилий, режиссер Арсенов решил, что будет только одна песня — в финале истории.
Разгневанный поэт быстро набросал слова песни, но текст настолько понравился постановщику, что он назвал произведение «гениальным». Никто не мог его достойно спеть: ни одно исполнение детским голосом постановщикам не понравилось. Поэтому пригласили Татьяну Дасковскую, которой на тот момент было 38 лет. Именно в ее исполнении звучит песня в фильме. Изменили только пару слов: изначально Энтин написал: «Слышу голос из прекрасного далека, Он зовет меня не в райские края». Но в этом разглядели религиозный подтекст и строчку изменили на «Он зовет меня в чудесные края».
Но несмотря на то, что песня получилась гениальной, а весь Советский Союз знал ее наизусть, у Юрия Сергеевича она долгие годы вызывала искреннее раздражение. Он изменил свое мнение и проникся после того, как услышал свое произведение из уст мальчика-сироты. Это до слез трогательное выступление заставило Энтина переосмыслить свое творение.
6. Зрители и критика
Многих критиков «Гостья из будущего» не вдохновила. Обозреватель одной из газет назвал фильм «набором пародий», поданных юным зрителям под видом приключенческого фильма, который не несет ничего, кроме раннего ленивого цинизма. Зрители и поклонники сериала обвинили обозревателя в пособничестве космическим пиратам. Некоторые писали, что такое будущее — настоящая утопия, которая лишила людей духовных ценностей и превратила в роботов.
Школьникам, ставшим звездами, приходило очень много писем. За Наташей Гусевой даже следили через окно и писали поклонники из-за рубежа. Режиссер Арсенов как-то даже зачитал письмо-победитель: «Я учусь в шестом классе, я люблю Ваше творчество… Мне нужен телефон Наташи Гусевой. Если вы не верите в серьезность моих намерений, я могу жениться…»
Сейчас, несмотря на теплые воспоминания обо всем советском и негласное правило не критиковать культовые фильмы, появляются крайне негативные отзывы. И сюжет растянут, и герои невзрачные, и темы утопические, да и вообще — спецэффектов недостаточно для фантастики. С высоты современных компьютерных технологий, когда достаточно взять лицо актера и просто прописать алгоритм его действий, «Гостья из будущего» действительно выглядит очень наивно. Но для 80-х годов, когда видеофон был чем-то фантастическим, а сейчас у каждого человека лежит в кармане, сериал был и останется классикой советского кино.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Советские актеры, умершие до 40 лет: Даль, Нигматулин, Михайловский. Далее
Сыграл робота Вертера в «Гостье из будущего» и отказался от роли Володи Шарапова: о чем жалел Евгений Герасимов. Далее
100 лучших советских сериалов, которые стоит посмотреть. Далее
Главное фото: кадр из сериала.