Главная (выберите раздел)

Как снимали сериал «Угрюм-река»: все тайны масштабного телепроекта

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 2 марта 2021
Как снимали сериал «Угрюм-река»: все тайны масштабного телепроекта

Съемки сериала «Угрюм–река» по роману Вячеслава Шишкова поражают своим размахом

Яркий и долгожданный сериал снимали много где — на Урале, в столице Белоруссии Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. Подготовки к съемкам продолжались больше года. Особенно сложной была так называемая сибирская часть, так как съемки там были связаны с труднодоступными местами, куда нужно было доставлять лодки, технику, а удаленность от человеческого жилья составляла аж 100 — 150 километров.

Фото: кадр из фильма

Угрюм-река — название вымышленное, собирательное. В сериале много натурных съемок. Так, завораживающие по красоте кадры пролетов на рекой и тайгой, которые зрители увидят в начале каждой серии, были сняты на реке Мана под Красноярском. Непростыми получились съемки на реке Исеть на Урале, где актерам на лодке пришлось преодолевать пороги. Шестиметровую деревянную лодку привозили на машине и спускали на воду за 50 метров до порогов. За съемочный день можно было снять всего два дубля.

Фото: кадр из фильма

Настоящая зиманенастоящая

Со съемками на натуре были связаны и дополнительные трудности. Уральская погода то и дело преподносила сюрпризы, усложняя съемочный процесс. Нужно снимать сцену с дождем, а на улице +30°, и наоборот. Мешали не только капризы природы, но и надоедливые насекомые. Кроме того, создатели фильма столкнулись с отсутствием настоящей зимы. А в фильме зрители увидят снежную сибирскую зиму! Весь снег в фильме — искусственный или нарисованный.

Образ Анфисы

Фото: кадр из фильма

Образ Анфисы в сериале е такой, к которому привыкли зрители. Актриса с режиссером придумали, что роковая красотка будет рыжей! По словам режиссера «Анфиса — другая, просто даже по отношению ко всем остальным. А у рыжих людей почему-то всегда какая-то особенная жизнь и судьба. Анфиса — она раздражитель для всех». Для платьев Анфисы выбирали специально яркие цвета. Хотя это не имеет полного соответствия исторической достоверности, но это работает на образ.

По словам художника по гриму Натальи Гориной, завивали героинь Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами, которые накаливались на газовой горелке. Современными бигудями такую завивку сделать невозможно.

Дух злой шаманки Синильги является Прохору в переломные моменты жизни. Она похоронена недалеко от резиденции Громово, и Прохор часто приходит к ее гробу. По словам художника-постановщика Александра Максимовича мрачное сооружение на сваях на холме производило мистическое ощущение на всю съемочную группу. Рассказывает режиссер Юрий Мороз: «Тунгусы все, что хотели сохранить, поднимали на столбы, чтобы уберечь от диких животных. Это некое место силы. Главное было — найти ему место – он должен был стоять высоко на обрыве. Это пространство отличается от всей остальной жизни. Синильга в фильме олицетворяет природу. Она появляется в лесу, под водой, в замерзшей реке, на качелях. Я хотел, чтобы она была царицей огня, воды, леса и т.д. Мне интересно было придумывать фантастическую реальность».

Башня Прохора

Фото: кадр из фильма

По сюжету романа главный герой построил в своей резиденции башню, которая возвышается над всем окружающим пространством: над тайгой и над рекой. Большую часть времени он проводит в башне, где располагается его рабочий кабинет, и оттуда руководит своим производством. Башня Прохора – это соединение Азии и Европы. «Художник-постановщик проделал огромную и сложную работу. На первом этаже стояла динамо-машина (машина, посредством которой, при пользовании механической работы, получается электрический ток) и различная машинерия, которая обслуживает резиденцию Прохора».

Как мыли золото, и какие застолья были в Сибири

Одна из запоминающихся сцен в фильме — большое застолье в семье Петра Громова. Реквизитор изучал, что ели в купеческих семьях именно в Сибири, как это подавали на стол. Блюда зачастую были сезонные и готовились они специфически.

Фото: кадр из фильма

Частные старатели мыли золото лотками, но они снимали только «золотую пенку». А золотые прииски вели разработки уже машинами, вплоть до паровых машин, чтобы снять больше золота даже с бедных месторождений за счет обогащения руды. «Золотой амулет Прохора делали из меди, и затем он был позолочен, чтобы получился правильный цвет и сияния. А промысловое золото изготовляли по геологическим образцам и затем напыляли золотой краской», — рассказывает художник по реквизиту.

Саундтрек сериала «Угрюм-река»

Композитор Юрий Потеенко, один из самых известных и востребованных в России. На его счету фильмы «Русская игра», «Человек у окна», «Поддубный», «Метро», «Анна Каренина. История Вронского» и сериалы «Пепел», «Примадонна», «Наваждение», «Клетка», «Хождение по мукам», «Анна Каренина» и многие другие. Музыкальный продюсер сериала – Антон Шварц.

«Я старался, чтобы музыка для этого сериала была русской по своему характеру и колориту и чтобы она раскрывала масштаб событий и личностей героев. В этот раз я в определенном смысле традиционен – использовал русские интонации и этнические инструменты. Особенно много этнических мотивов и напевов в той части, которая связана с образом тунгуски-шаманки Синильги. Для нас важно, чтобы музыка органично сочеталось с сюжетом, событиями и героями сериала, и в то же время очень хочется, чтобы она была красивая».

Фото: кадр из фильма

Особый колорит музыкальному оформлению сериала придает не только использование традиционных сибирских инструментов, но и симфонические инструменты, использованные в новом качестве.

Сериал можно посмотреть на Первом канале с 9 марта