Вино, женщины, суды и КГБ: Как снимали мини-сериал «Д`Артаньян и три мушкетера»

Съемки сопровождались рядом изменений и казусов

Шедевральное произведение Александра Дюма «Три мушкетера» экранизировали более 150 раз — с 1898 года. Поговорим о самой известной и любимой в России экранизации, снятой режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем, в которой снялись Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин, Валентин Смирнитский, Ирина Алферова и другие великолепные актеры.

Фото: кадр со съемок

Песни из этой картины до сих пор знают и помнят наизусть, часть из них уже перешла в разряд народных. Как и цитаты из фильма, шутки и обороты речи, которые до сих пор в обиходе. Поговорим о том, как создавался этот шедевр и с какими трудностями столкнулась съемочная группа при создании сериала.

1. Подготовка к съемкам

Любовь к произведению Дюма Георгий Юнгвальд-Хилькевич пронес с детства. Еще будучи подростком из-за травмы он долгое время провел в постели, где единственным развлечением были книги. «Три мушкетера» надолго остались в его сердце, поэтому, когда он стал режиссером, с такой любовью подошел к своей работе.

Фото: кадр со съемок

Сценарий был основан на пьесе для ТЮЗа и существенно переработан: режиссер видел эту картину непременно с большим количеством музыкальных номеров. Часть из них перешла из спектакля, а часть написана композитором Максимом Дунаевским и поэтом Юрием Ряшенцевым.

Из-за недостатка финансирования пришлось включать фантазию во время работы с реквизитом и костюмами. Например, алмазные подвески Юнгвальд-Хилькевич мастерил в ночь перед съемками из бижутерии, купленной на рынке. Рукоятка шпаги д’Артаньяна была сделана из настольной лампы, а костюмы мушкетеров дополняли фольгой.

2. Актерский состав

На роль д’Артаньяна прослушивались многие актеры: в том числе, Владимир Высоцкий и Виктор Ламберг. Но утвердили Александра Абдулова, который произвел впечатление на постановщика. Михаилу Боярскому предложили роль Рошфора. Однажды загримированный актер опаздывал на репетицию, резко широко распахнул дверь в зал. Георгий Эмильевич был шокирован: именно такого д’Артаньяна он все это время искал. Роль Рошфора досталась Борису Клюеву, а Александр Абдулов сыграл в паре эпизодов. Есть также версия, что за Боярского походатайствовал композитор Максим Дунаевский, а от Рошфора Михаил Сергеевич отказался, потому что не хотел пополнять копилку работ еще одним отрицательным персонажем.

Фото: кадр из сериала

На роль Портоса утвердили Георгия Мартиросяна, однако актера «зарубили». «Для Хилькевича все было решено. Он лично сказал, что со мной вопрос решен. Но была такая главный редактор Нонна Жданова, которая не хотела нас утверждать. «Что ты ей сделал?», — спрашивал Хилькевич. А я даже не знал, кто это», — вспоминал Мартиросян. Валентин Смирницкий, которому предложили эту роль, в то время лежал с переломом ноги, но примчался в гипсе и с тросточкой на студию.

На роль Атоса утвердили Василия Ливанова. Его ждали на съемки, однако в последний момент он отказался в пользу другого проекта — «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Тогда позвали Вениамина Смехова, но из-за занятости на съемках его часто подменял дублер. Актер, к слову, сначала не верил в успех проекта.

Фото: кадр из сериала

На роль Арамиса позвали Игоря Старыгина, его порекомендовал Боярский. Он был принят сразу: больно схожи были темпераменты актера и его героя. Правда, он иногда забывал свои реплики, но на ходу импровизировал.

На роль Миледи была утверждена Елена Соловей. Но вскоре после проб выяснилось, что у актрисы есть очень уважительная причина, по которой она не может принимать участие в продолжительных съемках — она ждала ребенка. И тогда роль предложили Маргарите Тереховой. Образ Миледи даже слегка адаптировали под характер актрисы: например, изначально она не должна была стрелять из пистолета, да и свой черный костюм придумала сама.

Фото: кадр из сериала

Констанцию должна была сыграть Евгения Симонова, которая в то время была настоящей звездой. По представлениям режиссера, героиня должна была быть легкой, игривой и озорной — актриса идеально подходила. Однако в разгар съемок, когда уже были сшиты костюмы и утверждены все детали, поступил приказ «сверху»: заменить актрису на Ирину Алферову. Причем это было условие Гостелерадио: мол, одобрим Боярского, только если в картине будет Алферова. Юнгвальд-Хилькевич был сильно недоволен таким грубым вмешательством в его работу, но рисковал вообще остаться без этого проекта в случае строптивости.

3. Казусы

Михаил Боярский рассказывал, что во время грима шалости ради ущипнул гримершу, пока она подвивала ему усы. От испуга она сожгла щипцами правый ус актера, который потом восстановила с помощью бутафорского. «За попу я хватал ее еще до грима! Да и не хватал, а вежливо поглаживал», — вспоминал Боярский.

После премьеры у актеров появились поклонники, которые буквально преследовали своих кумиров. За ними часто ездила «Волга» с вином в багажнике — чтобы актеры могли расслабиться. В конце концов Юнгвальд-Хилькевич пригласил на съемки Екатерину Мелентьеву, маму Боярского, чтобы она приглядывала за своим 30-летним сорванцом. Боярский это отрицал и говорил, что мама приехала, чтобы подлечить его — актер заболел во время съемок.

Фото: кадр из сериала

В одной из боевых сцен Борис Клюев серьезно ранил Боярского. Никто этого не заметил, съемки продолжались, только Михаил Сергеевич то и дело отходил в уборную и сплевывал кровь. Это заметил режиссер, актера срочно доставили в больницу и сделали рентген. Оказалось, что шпага уколола нёбо, до мозга оставалось три сантиметра.

Зрители могли вообще не увидеть шедевр, так как он был под угрозой закрытия по легкому слову сотрудников КГБ. Дело в том, что в номерах отеля актеров стояла прослушка: чекисты с возмущением слушали политические анекдоты и пародии на политических деятелей. Постановщика вызвали «на ковер», но он смог оправдать своих подопечных, дав слово, что такого больше не повторится.

Фото: кадр из сериала

Сцену, в которой д’Артаньян прыгает в стог сена, Боярский решил отыграть сам, без дублеров. Страшно было всем: и съемочной группе, и актеру. Под сено накидали картонных коробок и сделали все, чтобы падение прошло без травм. Камера, мотор, прыжок — все прошло хорошо, актер не пострадал. Только все успокоились, как за спинами раздался грохот: Михаил Сергеевич решил еще раз прыгнуть с высоты шестого этажа (по словам Боярского, «от силы третьего этажа»): чтобы прочувствовать. Но и в этот раз все обошлось групповым испугом.

После съемок начались суды. В частности, сценарист Марк Розовский обвинил Георгия Юнгвальда-Хилькевича в том, что тот переписал сценарий и присвоил часть гонорара. Режиссер доказал, что не претендует на роль сценариста и не взял ни рубля из чужого заработка. К разбирательствам присоединились автор песен Юрий Ряшенцев и постановщик трюков Николай Ващилин. Второго не устроило, что его имя идет после Владимира Балона, который занимался постановкой фехтовальных сцен и после фамилии Анатолия Ходюшина, который контролировал выезд лошадей. Титры оставили без изменений.

4. Музыка и песни

Часть песен была написана Максимом Дунаевским и Юрием Ряшенцевым несколькими годами ранее — для театральной постановки «Три мушкетера», а часть создавалась специально для фильма.

Главная «Песня мушкетеров» должна была совпадать с тактом лошадиных копыт. Именно такую задачу получил Максим Дунаевский —композитор всех песен «Мушкетеров». Автор стихов — Юрий Ряшенцев (кроме «Песни Миледи» — ее текст написали В. Смехов и Г. Юнгвальд-Хилькевич). Пел главную песню Михаил Боярский и солисты ВИА «Коробейники».

Фото: кадр из сериала

Георгий Юнгвальд-Хилькевич признавался, что часть песен ему не нравилась. Особенно те, в которых есть иностранные слова. Спустя много лет он говорил: «Вся страна, не знающая французский язык, на тысячах встреч, где я был, спрашивала меня, мол, что такое «полклопа»? Я отвечал, что это не «полклопа», а по-французски — «пуркуа па».

А что касается «Песни Миледи» — идея о композиции возникла к концу съемок, поэтому, чтобы сэкономить время, режиссер обратился не к Ряшенцеву, а к актеру Смехову, что вызвало у первого чувство обиды и негодования. Вторая волна злости пришла после просмотра фильма: Смехова не добавили как автора песен в титрах, поэтому зрители могли счесть, что и песню Миледи написал поэт. Он этого не хотел: песня ему жутко не понравилась. Он обратился к руководству фильма с требованием вписать имя актера в соавторы, но ему было отказано: тогда бы пришлось выплачивать Смехову дополнительный гонорар. Дело дошло до суда, который оставил титры без изменений, а премьеру из-за судов отложили почти на год.

5. Вольности на съемках

Молодые актеры пользовались популярностью у девушек: длинноногие загорелые красотки следовали по пятам за своими мушкетерами. Надо признать, интересных и весьма пикантных моментов в период съемок было много. Актеры выбирали самых красивых женщин, многие из которых с большим удовольствием ходили в номера к звездам. Сейчас участники съемок об этом вспоминают редко и по-джентльменски скрывают свои похождения.

Ходили слухи, что в кадре актеры чаще бывали «навеселе», чем трезвыми: не так-то легко удержаться, когда в нескольких метрах накрыт стол с вином и угощением от все тех же поклонниц. И про «Волгу» с вином тоже никто не забывал. Также поговаривали, что и сам Юнгвальд-Хилькевич пару раз уходил в загул, но в какой-то момент твердо решил «завязать»: ни на съемках, ни несколько лет после них не пил.

Фото: кадр из сериала

Поговаривали, что и прыжок в сено Боярский исполнил для того, чтобы отвести коллег в ресторан: за каждый трюк платили по 50 рублей. «Хил вам уже рассказал, как я прыгал с пятнадцати метров. С балкона. Он считает, что я псих. Нет, ничуть, скажу я вам. Дело в том, что за такой прыжок должны были платить пятьдесят рублей. А внизу стояли эти голодные волки, мои мушкетеры. Они говорят:
— Давай заработаем, потом выпьем, пожрем.
Я раз прыгнул. А потом думаю: пятьдесят рублей — чего-то маловато, не хватит на всех. Прыгнул еще раз. А оказывается, все остальное — бесплатно, потому что в день за трюк платят только пятьдесят рублей. И не больше. На следующий день я снова прыгнул… Я хотел доказать, что я не хуже. Если пью, то из горла и всю бутылку. Зачем — не понимаю. Но почему-то это нужно было. Я считал, что д’Артаньян должен уметь все»
, — рассказывал Михаил Боярский.

Сколько бы ни было скандалов и судов, что бы ни говорили о пьянстве и разврате во время съемок — все это осталось за кадром. А в кадре — несравненные мушкетеры, песни, которые народ помнит и любит до сих пор, великолепные фильмы, ставшие классикой советского кино, популярность звезд, которую во многом принесла и эта картина. А все остальное — воспоминания, многие из которых оставили позитивный след в жизни каждого актера и участника съемочного процесса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как снимали «Гостью из будущего»: Алису Селезневу нашли случайно, козел слушался только после папиросы. Далее

Как снимали «Ищите женщину»: скандалы, обвинения и как инспектора сыграл бы Михаил Ульянов, Алису Постик — Касаткина. Далее

Лучшие сериалы Одесской киностудии, которые мы всегда пересматриваем. Далее

Главное фото: кадр из сериала.

Exit mobile version